Прайер Вильгельм Праксиология

ПРАЙМИНГ

Найдено 4 определения термина ПРАЙМИНГ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПРАЙМИНГ

англ. priming) - процесс актуализации установки (аттитюда). В рос. литературе термин "П." иногда трактуется как син. термина "фиксирование (фиксация) установки" (по Д. Н. Узнадзе). Однако судя по экспериментальной ситуации изучения П., точнее было бы считать, что П. - процесс активации и актуализации уже существовавшей установки, которая может привести к искаженной интерпретации воспринимаемой ситуации. С этой т. зр., П. можно представить как аналог ситуации испытания условного рефлекса, в которой условный раздражитель (прайм) создает ожидание и готовность воспринимать некоторое след. событие, но реальное событие может оказаться как соответствующим, так и несоответствующим ожидаемому. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Прайминг

Priming) . Активация специфических ассоциаций в памяти.

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

Прайминг

англ. to prime – предшествовать, управлять) – процесс, в результате которого недавний опыт усиливает доступность тех или иных воспоминаний или повышает вероятность актуализации определенных качеств личности – позитивный прайминг. Например, сцены агрессии в увиденном недавно фильме или услышанной накануне о какой-либо криминальной истории увеличивает вероятность агрессивной реакции в какой-то реальной ситуации. В клинической практике известны случаи диагностики редкого заболевания врачами, которые за несколько дней до этого и как бы случайно о ней что-то прочитали. Впервые это явление описал выдающий русский адвокат А. Ф.Н.Кони (1844-1929). В частности, он обратил внимание на то, что муссирование темы самоубийства может повлечь учащение суицидов. Прайминг объясняет одно из преимуществ справочной литературы: регулярно просматривая их, можно поддерживать высокую степень ассоциативной готовности. Преобладание негативных сообщений по телевидению, несомненно, влечет распространенность девиантного поведения. Отрицательный прайминг – процесс, в результате которого недавний опыт уменьшает доступность неких воспоминаний или снижает вероятность актуализации определенных качеств личности. В частности, увеличение объема позитивной информации в СМИ может способствовать снижению уровня отклоняющегося поведения.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Прайминг

это процесс, в ходе которого признаки ситуации включают нашу память и активизируют тем самым какойто аспект самосознания. Благодаря праймингу мы сосредоточиваем внимание на определенной грани нашей личности.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Показать все [+1] ↓

Найдено научных статей по теме — 7

Помогает ли подсказка, если она не осознается? Результаты исследования прайминг-эффектов

Агафонов А.Ю., Карпинская В.Ю.
Представленны исследования, базирующиеся на экспериментальной парадигме прайминга. Изучались эффекты влияния неосознаваемой информации на работу сознания. Эксперименты по динамическому праймингу дают основания предполагать, что существуют когнитивные механизмы, позволяющие регулировать степень воздействия неосознанно воспринятой информации на актуальную когнитивную деятельность, механизмы функционируют на основе комплексного семантического анализа серии неосознаваемых воздействий и соотнесения неосознаваемого и осознаваемого информационных контекстов. Результаты экспериментов с автостереографическими изображениями свидетельствуют о неосознанном восприятии содержащегося в стереограмме значения. Как и другие типы прайминга-без-осознания предъявление автостереограммы, содержащей ответ, приводит к ускорению решения задачи. Исследование проводилось при поддержке РФФИ, грант 10-06-00169-а.
Скачать PDF

Прайминг-эффекты при решении орфографических задач со случайной локализацией ошибок

Ворожейкин Илья Валерьевич, Макаров Антон Валериевич, Деменкова Светлана Юрьевна
В статье описано экспериментальное исследование, посвященное анализу процессов детекции орфографических ошибок в информации, предъявляемой на подпороговом уровне, в виде прайм-подсказок. Результаты свидетельствуют о наличии процессов неосознанного обнаружения ошибок, выражающихся в изменении эффективности и скорости последующей детекции ошибок в задачах, предъявляемых выше порогового уровня.
Скачать PDF

Феномен подсказки при решении задач: взгляд со стороны психологии творчества часть 1. Прайминг-эффек

Лаптева Е.М., Валуева Е.А.
В статье приводится обзор исследований, посвященных феномену подсказки при решении задач с точки зрения психологии творчества. Сопоставляются исследования подсказки-прайма в элементарных когнитивных задачах и подсказки в сложных мыслительных задачах. Дан краткий обзор видов прайминга. Описаны исследования чувствительности к праймингу на разном уровне креативности и при разной установке на креативность. Выделяется преднастройка как особая разновидность прайминга, не связанного содержательно с решением. Приведены исследования эмоционально-мотивационной, когнитивной и телесной преднастройки, улучшающей решение задач. В заключение описываются теории механизмов действия прайминга.
Скачать PDF

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ПРАЙМИНГ-ЭФФЕКТА

Костина Дарья Игоревна
Как показано в ряде исследований, негативный прайминг-эффект (НП), проявляющийся в замедлении реакции на целевой стимул, может наблюдаться после предъявления совпадающего или связанного с ним прайма. Однако эти же условия характерны и для проявления позитивного прайминга. Возникновение НП зависит от целого ряда факторов, причем многие из них, будучи необходимым для возникновения НП в одних условиях, теряют свое значение в других. Мы предполагаем, что ряд возникающих противоречий можно объяснить, если предположить, что в основе негативного и позитивного прайминга лежат независимые процессы, совместно влияющие на время реакции. Библиогр. 43 назв.
Скачать PDF

Виды прайминга в исследованияхвосприятия и перцептивного внимания

Фаликман М.В., Койфман А.Я.
Скачать PDF

Решение задачи категоризации при разных формах категориального прайминга

Койфман А.Я.
В статье рассматривается возможность выделения двух компонентов категориального прайминга по типу отношения между праймом и объектом категоризации. Первый компонент ситуативный и связан с заданными категориями ответа (прайм и объект категоризации требуют одинакового ответа), второй компонент семантический, связан с устойчивыми категориальными структурами семантической памяти (прайм является названием естественной категории объекта). В задаче категоризации объектов из категорий «одежда» и «здания» (категории объекта) по основанию «часть»—«целое» (категории ответа) получен отрицательный категориальный прайминг ответа при отсутствии прайминга объекта. Эффект в разной степени выражен в разных категориях объектов. Результат интерпретируется как подтверждение необходимости различения двух компонентов неосознаваемого категориального прайминга.
Скачать PDF

Изменение показателей креативности с помощью семантического прайминга

Спиридонов В.Ф., Абисалова Е.А.
Традиционно креативность понимается как стабильное свойство личности или познавательной сферы, не подверженное целенаправленному изменению в экспериментальных условиях. Проведенное с помощью семантического прайминга исследование показало ошибочность подобных представлений в отношении вербальной креативности. Использование в качестве праймов редких и частотных ответов на тест использования предметов Гилфорда привело к статистически значимым различиям по оригинальности ответов между группами испытуемых, получивших разные праймы. Причем прайминг повышал не частоту использования подсказанных категорий, а оригинальность ответов испытуемых. Возможные объяснения опираются на общие механизмы организации семантической памяти и на феномен ситуативной активации стереотипов.
Скачать PDF