- это психологический процесс, в ходе которого недавно воспринятые агрессивно насыщенные мысли активизируют соответствующие чувства, образы и даже побуждения к актам асилия. Впервые этот феномен описан русским адвокатом Ф.Н.Плевако. Такие мысли, как предполагается, возникают при просмотре сцен насилия, чтения соответствующей литературы, других впечатлениях, как бы повышая принятие личностью собственных деструктивных идей. Все эти процессы считаются преимущественно автоматическими, не подверженными когнитивному или эмоциональному контролю (Манчина, 2002). Агрессивному праймингу могут способствовать несколько условий (Берковиц, 1993; Hogben, 1998; Поттер, 1999; Signorelli, 1990):
- увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии;
- зритель отождествляет себя с агрессором (эксперимент Жака-Филипа Лейенса, Стива Пикуса, 1973);
- агрессивные поступки не изображаются в негативном ключе;
- потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме;
- зритель не способен дистанцироваться от изображаемой агрессии;
- у зрителя наблюдается ослабление запретов на агрессию (дезингибиция);
- зритель воспринимает мир как жестокое и ненадежное место;
- наблюдаемые события выглядят захватывающе и «реально».
Теория прайминга отчасти подтверждена в исследованиях, зафиксировавших, что просмотр жестоких фильмов внушал испытуемым агрессивные мысли (Бушман, Джин, 1990). Л. Берковиц обнаружил также, что мальчики-подростки, видевшие, как в фильме кого-то сильно били, потом меньше сдерживали желание ударить человека, похожего на жертву из фильма (Berkowitz, 1964).