Познавательные процессы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Познавательные (когнитивные) процессы
Cognitive processes). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Познавательные процессы
вид психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. В известной мере они взаимосвязаны, что в целом обеспечивает возможность получения и переработки информации. Так, ощущение и восприятие позволяют получить информацию, представления и память обеспечивают ее сохранение, а мышление и речь — переработку.
Литература
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1976. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
в деятельности оператора) — психологические процессы, выполняющие в деятельности оператора функции приема, хранения и переработки информации. В ходе П. п. осуществляется отражение явлений действительности в психике. Психология различает следующие группы П. п.: 1) сенсорные, 2) перцептивные, 3) мыслительные, 4) мнемические. Первые три группы соответствуют трем уровням организации предметного мира и приспособлены к отражению каждого из этих уровней: отдельных свойств предмета; организации этих свойств в целостностную структуру предмета; отношений между предметами и процессами действительности. В реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схемам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным. Однако сложившаяся практика экспериментального исследования психики показывает плодотворность такого приема при аналитическом подходе к человеку и позволяет систематизировать основные понятия психологии П. п. Искусственность такого членения обнаруживается особенно явственно при переходе к изучению мнемических процессов (памяти). Хотя существует огромный материал по изолированному изучению памяти, что, казалось бы, оправдывает его вычленение, оказывается невозможным содержательное обсуждение остальных групп П. п. без привлечения понятий и результатов психологии памяти, и, наоборот, анализ мнемических процессов оказывается зависимым от результатов изучения остальных П. п. Несмотря на указанную искусственность, рассматриваемое членение П. п. оказывается довольно устойчивым. Существует также определенная традиция в порядке представления материала, посвященного П. п.: сначала сенсорика, затем перцептивные, мнемические и, наконец, мыслительные процессы. Указанный порядок описания опирается на приоритет познавательной интерпретации психики.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
49.27 кб

О познавательном интересе в процессе обучения

М. Ю. Шонин
В данной статье раскрываются понятия «интерес» и «познавательный интерес», показана их взаимосвязь через «инициативность». Рассмотрены уровни познавательного интереса.
Читать PDF
371.31 кб

Метафора как компонент познавательного процесса

Кириллова Г. Д., Карпук С. Ю.
Читать PDF
230.09 кб

Роль внимания в развитии познавательных процессов

Ерусева О. В.
В статье даётся характеристика внимания как одного из составляющих познавательного процесса, рассматривая каждый компонент внимания в совокупности с возрастными особенностями младших школьников.
Читать PDF
116.22 кб

Роль познавательной активности в процессе познания

Кирикович Татьяна Евгеньевна
В статье рассмотрены особенности познавательного процесса современного школьника, определена роль информационных моделей и познавательной активности субъекта в процессе познания, сформулированы дидактические положения, которые мог
Читать PDF
507.25 кб

Познавательное развитие детей в процессе речевой работы

Биба А.Г.
В статье рассматриваются возможности реализации современного требования познавательного развития детей дошкольного возраста.
Читать PDF
130.24 кб

Бессознательные познавательные процессы и их детерминанты

Фисин Ю. М.
Читать PDF
284.05 кб

Состояние познавательных процессов у учащихся с дизорфографией

Елецкая Ольга Вячеславовна
Статья посвящена актуальной для логопедии проблеме нарушения формирования у школьников орфографического навыка письма.
Читать PDF
116.04 кб

Движущая сила самостоятельного познавательного процесса учащихся

Курманкулов Шекербек Жанышбаевич
В данной работе рассмотрены причины безуспешной деятельности самостоятельной работы учащихся в сельских средних школах Кыргызстана. Показана потребность и необходимость организации самостоятельного познания учащихся средних школ.
Читать PDF
278.55 кб

Параметры методологической составляющей познавательного процесса

Медведев Вячеслав Альбертович
Статья посвящена рассмотрению формы проявления в современном познании феномена методологии.
Читать PDF
386.06 кб

Построение познавательно-деятельностной матрицы учебного процесса

Рябинова Е. Н., Титов Б. А.
Рассматривается одна из возможных структуризации учебного процесса в высшей профессиональной школе, состоящая из определенного набора психолого-познавательных и деятельностных уровней.
Читать PDF
1.44 мб

Управление познавательным процессом и учебными мотивами студентов

Шафоростов Александр Александрович, Красноплахтова Людмила Ивановна
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться и какой-либо мотивации.
Читать PDF
212.14 кб

Роль познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку

Волкова С. Л.
В статье приводится один из подходов к формированию и развитию познавательных интересов учащихся, основанный на применении лингвострановедення в процессе обучения иностранному языку.
Читать PDF
18.30 мб

Системные аспекты рациональности как основа познавательного процесса

Шустова Ольга Борисовна, Сидоров Геннадий Николаевич
В статье представлен хронологический анализ развития исторических форм рациональности.
Читать PDF
457.54 кб

Обучение химии как процесс развития познавательных стратегий учащихся

Зорова Елена Юрьевна, Ахметов Марат Анварович
Химия как учебный предмет является одним из наиболее трудных в овладении.
Читать PDF
307.93 кб

Становление познавательного интереса обучаемых как комплексный процесс

Волкова С. Л.
В статье рассматриваются особенности становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения в процессе обучения иностранному языку.

Похожие термины: