Cognitive processes). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения.
Познавательные процессы
Познавательные (когнитивные) процессы
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Познавательные процессы
вид психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. В известной мере они взаимосвязаны, что в целом обеспечивает возможность получения и переработки информации. Так, ощущение и восприятие позволяют получить информацию, представления и память обеспечивают ее сохранение, а мышление и речь — переработку.
Литература
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1976. Т. 1.
Литература
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1976. Т. 1.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
в деятельности оператора) — психологические процессы, выполняющие в деятельности оператора функции приема, хранения и переработки информации. В ходе П. п. осуществляется отражение явлений действительности в психике. Психология различает следующие группы П. п.: 1) сенсорные, 2) перцептивные, 3) мыслительные, 4) мнемические. Первые три группы соответствуют трем уровням организации предметного мира и приспособлены к отражению каждого из этих уровней: отдельных свойств предмета; организации этих свойств в целостностную структуру предмета; отношений между предметами и процессами действительности. В реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схемам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным. Однако сложившаяся практика экспериментального исследования психики показывает плодотворность такого приема при аналитическом подходе к человеку и позволяет систематизировать основные понятия психологии П. п. Искусственность такого членения обнаруживается особенно явственно при переходе к изучению мнемических процессов (памяти). Хотя существует огромный материал по изолированному изучению памяти, что, казалось бы, оправдывает его вычленение, оказывается невозможным содержательное обсуждение остальных групп П. п. без привлечения понятий и результатов психологии памяти, и, наоборот, анализ мнемических процессов оказывается зависимым от результатов изучения остальных П. п. Несмотря на указанную искусственность, рассматриваемое членение П. п. оказывается довольно устойчивым. Существует также определенная традиция в порядке представления материала, посвященного П. п.: сначала сенсорика, затем перцептивные, мнемические и, наконец, мыслительные процессы. Указанный порядок описания опирается на приоритет познавательной интерпретации психики.