Позитивная психотерапия это что такое Позитивная психотерапия: определение — Психология.НЭС
Позитивная психопатологическая симптоматика ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО Н. ПЕЗЕШКИАНУ И X. ПЕЗЕШКИАНУ

Позитивная психотерапия

Найдено 3 определения термина Позитивная психотерапия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Позитивная психотерапия

Словообразование. Происходит от лат. роsitivus - положительный и греч. psyche - душа + theraрeia - лечение.

Автор. Н.Пезешкиан (1977 г.).

Категория. Форма психотерапии.

Специфика. Основана на рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей.

Литература. Peseschkian N. Positive Psychotherapie: Theorie und Praxis einer neuen Methode. Frankfurt, 1977;

Peseschkian N. Auf der Suche nach Sinn. Frankfurt, 1983;

Пезешкиан Н. Торговец и попугай. М.: Прогресс, 1992

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

от лат. роsitivus – положительный и греч. psyche – душа + theraрeia – лечение) – форма психотерапии. Основана на рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента. Автор Н. Пезешкиан (1977).

Источник: Словарь конфликтолога

Позитивная психотерапия

лат. positum — имеющий место, реально существующее) — метод психотерапии реальностью или психотерапия здравым смыслом, опирающийся на синтез психоаналитических элементов и принципов теории отношений (G. Benedetti). П. п. разрабатывается с 1969 г. Н. Пезешкианом (Германия) и представляет собой базовую модель, в которой могут сочетаться различные психотерапевтические направления. Предложенная Н. Пезешкианом модель основывается на междисциплинарном и транскультурном подходе. Вместе с тем П. п. может быть названа конфликт-центрированной краткосрочной психотерапией. П. п. официально принята для обучения врачей Германии, включает в себя: позитивный подход, содержательный анализ, пятиступенчатую модель самопомощи. 1. Позитивный подход. Понятие позитивного имеет в П. п. особое значение, основывается на том, что терапия первично исходит не из устранения определенных нарушений, а направлена на выявление и мобилизацию имеющихся способностей и потенциала самопомощи. В то время как большинство психотерапевтических направлений исходит из каких-либо нарушений, заболеваний, то есть из негативного, здесь во главу угла ставятся позитивные возможности человека. Подавляемые и односторонне проявляющиеся способности становятся возможным источником конфликтов и нарушений как в личностной сфере, так и в межличностных отношениях. Это может выражаться в депрессии, страхах, агрессии, своеобразии отношений и психосоматических заболеваниях. Больные страдают не только от своих болезней и нарушений, но и от безнадежности, которая внушается им вместе с диагнозом. Это обстоятельство является исторически и культурно обусловленным, но его можно избежать, рассматривая способности человека и его проблемы не с одной неизменной точки зрения, а из отношений других людей, из других теоретических систем и из другой культуры. Взгляд с транскультурных позиций способствует лучшему пониманию индивидуальных конфликтов, позволяет клиенту познакомиться с тем, как воспринимаются и оцениваются одни и те же проблемы и конфликты в разных культурах, как люди и целые семьи преодолевают их. Давая человеку понять, что те же отношения в другой культурной традиции или в иное время воспринимались совсем с другой точки зрения, вовсе не были поразительными или были даже желательными, терапевту удается раздвинуть горизонты понимания клиентом картины мира. Травмирующие его отношения перестают оцениваться в прежних масштабах, под сомнение ставятся свои предубеждения и предрассудки, преодолеваются комплексы, восстанавливается общение. В основу концепции П. п. положена идея о том, что каждый без исключения человек обладает способностью к познанию и способностью к любви. В зависимости от физического состояния человека, окружающего его мира и времени, в которое он живет, эти способности дифференцируются и определяют индивидуальные особенности человека. Неврозы, психозы и психосоматические заболевания рассматриваются как односторонняя дифференцировка основных способностей человека. Отсюда основная цель терапии — устранение возникающих нарушений и создание возможностей для интеграции через мобилизацию способности человека к любви и познанию. Позитивный подход означает принятие других людей такими, какие они есть. Одновременно с этим поддерживается и стремление видеть других такими, какими они могут быть. В целом это означает, что, принимая людей с их сложностями и болезнями, нужно помочь разглядеть их задавленные проблемами способности. На практике это выглядит следующим образом: человека спрашивают о значении того или иного симптома для него и его социальной группы и стремятся выделить при этом его "позитивные" моменты: "Что позитивного может быть в том, что я краснею? Какие преимущества приносят нарушения сна? Какую функцию выполняют боли в желудке? Что значит для меня тот факт, что у меня больное сердце или приступы удушья?" и т. д. С позитивной точки зрения могут рассматриваться и различные заболевания. Депрессия означает способность чрезвычайно эмоционально реагировать на конфликты. Страх одиночества означает ярко выраженную потребность в общении с людьми. Фригидность означает способность сказать "нет" своим телом. Позитивный метод приводит к изменению точки зрения, что является базисом для совместной терапевтической работы и обеспечивает эффективное взаимодействие в разрешении проблем и конфликтов. От симптома переходят к внутриличностному конфликту. 2. Содержательный анализ. К нарушениям и заболеваниям ведут, как правило, не крупные происшествия, а маленькие периодические душевные ранения (микротравмы), которые переходят в потенциальный конфликт. Различные сферы отношений человека исследуются при помощи специального опросника, который позволяет описывать содержательные компоненты конфликта и способности человека. Эти сферы, обозначаемые как актуальные способности, можно разделить на две группы: 1) психосоциальные нормы, ориентированные на достижение (вторичные способности), к которым относятся — пунктуальность, аккуратность, бережливость, опрятность, трудолюбие, послушание, вежливость, искренность, верность, справедливость, надежность и обязательность; 2) а также эмоционально ориентированные категории (первичные способности), к которым относятся — любовь, терпение, доверие, сексуальность, время, пример для подражания, контакты, надежда, единство и вера. Актуальные способности формируются в процессе социализации в соответствии с социокультурной системой отношений и проявляются в неповторимых условиях индивидуального развития. Они являются исходной точкой в самопонимании и определяют правила того, как человек воспринимает себя и окружающий его мир и решает свои проблемы. Актуальные способности связаны с основными четырьмя сферами переработки конфликта: отношение к своему телом (ощущения), работа (деятельность), межличностные контакты (традиция), фантазии (прогнозирование своего будущего, поиск смысла своей жизни). Согласно концепции П. п. здоровым является не тот человек, у которого не бывает конфликтов, а тот, кто умеет преодолевать возникающие конфликты, кто может равномерно распределить свою энергию по четырем сферам. Это означает, что цель лечения состоит в том, чтобы человек посвятил 25% своей энергии (но не обязательно времени) своим физическим потребностям; 25% своей энергии направил бы на свою деятельность, будь то профессиональный труд или домашняя работа; 25% — на межличностные контакты (семья, друзья, коллеги) и еще 25% своей энергии отдавал фантазии, воображению, вопросам о будущем, о смысле жизни. Конечно, это может быть только целью, к которой нужно стремиться. Такой метод дает возможность психотерапевту уже после нескольких вопросов дойти до сути конфликта. Эта модель "четырех сфер переработки конфликта" в то же время может помочь и самому терапевту и его семье исследовать свои возможности, выявить односторонности в своей жизни и преодолеть их. 3. Пятиступенчатая модель самопомощи. В ее основе лежит необходимость создания эффективной и экономичной стратегии конфликт-центрированной психотерапии. Составляющие (ступени) этой стратегии: наблюдение, дистанцирование, инвентаризация, ситуативное ободрение, вербализация и расширение системы целей. Эти "5 ступеней" представляют собой хороший пример того, как могут взаимодействовать различные психотерапевтические направления: психоаналитические, глубинно психологические, поведенческие, групповые, гипнотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические методы. Ступени процесса терапии: (1) симптоматика, позитивная ее интерпретация, транскультурные аспекты, пословицы. (2) "Что произошло с Вами в последние 5—10 лет (в отношении здоровья, профессии, семьи и т. д.)? Назовите, пожалуйста, 10 наиболее значимых для вас событий. Как Вы реагировали на эти события? Где Вы научились так реагировать? Как на это реагирует Ваша семья?" (3) "С какими из этих событий Вы уже справились? Как Вы это сделали и что это Вам дало?" (4) "Какие проблемы у Вас еще остались? Какие из них Вы хотели бы решить в ближайшие 5—6 недель?" (5) "Что Вы будете делать в следующие 5 лет (месяцев, недель, дней) в отношении здоровья, работы, семьи и общества, если у Вас не станет больше проблем?" Пять ступеней П. п. ориентируются на 4 сферы переработки конфликтов и имеют целью расширение репертуара возможностей переработки конфликтов (2, 3, 4 ступени). Богатой почвой для мобилизации ресурсов пациента являются притчи и фольклор. Разнообразные сказания, басни, сравнения и пословицы облегчают интеллектуальный и эмоциональный переход на иную точку зрения. Они могут оказать большую помощь и при аутопсихотерапии. Эти средства применяются в П. п. с учетом стадийности процесса. Метод П. п. применим в амбулаторных и стационарных условиях; при последних пациент обучается самопомощи и переводится на последующее амбулаторное наблюдение. Средняя продолжительность лечения составляет 15—20 сеансов.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Позитивная психотерапия — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Несколько слов в пользу позитивной психотерапии

Бабиянц К.А.
В статье рассматриваются сильные стороны позитивной психотерапии, основателем которой в 1968 г. был Н. Пезешкиан. Рассматривается кросс-культуральный, интегративный подход метода, основное содержание психотерапевтической практики по методу позитивной психотерапии. Автор приводит конкретные ситуации клиентской практики, с которыми можно работать, применяя позитивную психотерапию. Автор отмечает, что, несмотря на общие с психоанализом основы и подходы, позитивная психотерапия делает основной акцент не на рассмотрении прошлого опыта, а на конструировании позитивного будущего. Одним из достоинств позитивной психотерапии, считает автор, является то, что она сама легко встраивается в любой процесс консультирования и хорошо сочетается с другими методами, такими как работа с символами, с рисунками, с образами, с метафорическими предметами. Другими несомненными достоинствами метода являются: четкое структурирование ведения клинической беседы, которую Н. Пезешкиан назвал 5-шаговой системой консультирования, четкое описание базовых конфликтов, актуальных первичных и вторичных потребностей и наличие конкретных техник работы на каждом этапе, применительно к каждому конкретному случаю.
Скачать PDF

Рефлексивная игра как профилактика молодежного экстремизма сквозь призму позитивной психотерапии

Мануйлова О.В.
В статье рассматривается необходимость профилактики экстремизма в молодежной студенческой среде и раскрывается один из способов профилактики экстремизма посредством рефлексивной игры в сочетании с методом позитивной психотерапии. Раскрываются возможности применения трех основных принципов позитивной психотерапии в личностной рефлексии, раскрывается сущность психотерапевтического подхода. Приводятся некоторые практические результаты применения балансной модели Н. Пезешкиана, методики профилактики фрустрации в ситуации экстремизма и терроризма К. А. Бабиянц, результаты проведения рефлексивной игры О. В. Мануйловой. Особое внимание уделяется четырем типам реакции на конфликты и типу воспитания в семье, который формирует такие реакции на технологию выявления иррациональных установок, действующих на бессознательном уровне и управляющих нашим поведением в момент эмоциональной фрустрации.
Скачать PDF

Проблема формирования позитивного самоотношения у слабовидящих подростков из России и республики Йем

Альшавеа Набила Али
В статье акцентируется внимание на значении формирования позитивного самоотношения слабовидящих подростков как условия их успешной социализации и реабилитации. Анализируются условия и факторы, определяющие специфику развития оценочного отношения к себе слабовидящих подростков. В статье представлены экспериментальные данные по этому вопросу. Подчеркивается необходимость более детального изучения проблемы самоотношения детей подросткового возраста в условиях слабовидения.The article focuses on the importance of forming starblind teenagers' positive self-attitude as a condition of their successful socialisation and rehabilitation. Conditions and factors determining the specificity of development of starblind teenagers' self-attitude are analysed. The article presents the experimental data on the subject. The author underlines the necessity of more detailed study of the problem of starblind teenagers' self-attitude.
Скачать PDF

Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровитель

Малкина-Пых И. Г.
Исследованы взаимосвязи уровня нарушения удовлетворенности образом тела с характеристиками самоотношения личности, а также возможности психологической коррекции самоотношения методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры.
Скачать PDF

Становление позитивной Я-концепции дошкольников

Косолапова Нина Григорьевна
В статье представлен опыт экспериментального исследования автора. Показывается роль личностного опыта в становлении и формировании Я-концепции дошкольника. Личностный опыт складывается в процессе реализации специальной программы, направленной на самопознание и открытие своего «Я» дошкольником посредством Я-усилий в условиях преобразовательной деятельности. Игра как ведущая деятельность является важнейшей преобразовательной деятельностью дошкольника.
Скачать PDF

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процесс профессиональной подготовки и интеграции в общество. В статье обобщаются результаты практического исследования, направленного на изучение возможностей установки личности в процессе формирования социальной компетентности детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать PDF

Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения

Снимщикова Эмилия Викторовна
Скачать PDF

Мотивация «На успех» и мотивация «На избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Котов Святослав Васильевич
Рассмотрены мотивации в поведении человека. Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности. В соответствии с индивидуальными особенностями каждый индивид меняет отношение к диспозициям в основе своих мотивов и выбирает нужную стратегию поведения. Как следствие, у индивида формируется позитивный взгляд на окружающую действительность.
Скачать PDF

Профиль эмоциональной направленности как личностный предиктор позитивного эмоционального симптомоком

Яблонски Наталья Евгеньевна
Анализируются результаты экспериментального исследования эмоциональной направленности опытных представителей командного состава морского флота. Выделены три вида направленности, формирующие позитивный эмоциональный симптомокомплекс: гуманистический, познавательно-эстетический и самоутверждающий; проанализированы их компоненты. Обосновывается взаимосвязь выделенных видов ЭН с функциональными психическими состояниями, обусловливающими характер эмоционального симптомокомплекса (позитивный или негативный): тревожностью, депрессией, уровнем нервно-психической устойчивостью, самочувствием, активностью и настроением.
Скачать PDF

Позитивные и проблемные компоненты в образовательных коммуникативных мирах студентов различных униве

Кабрин Валерий Иванович, Мацута Валерия Владимировна, Березина Елена Михайловна
Представлены результаты комплексного психологического кросскультурного исследования образовательных коммуникативных миров студентов западных и сибирских вузов. Сделано качественное описание, выявлены достоверные различия и интерпретирована факторная структура кросс-культурных и профессиональных аспектов высшего образования. На объединенной выборке выявлена четырехфакторная структура, показывающая транскоммуникативные характеристики профессионально-личностного роста и стрессогенные дефициты стагнации
Скачать PDF

Позитивные мотивационные ожидания личности: особенности актуализации

Голубев Валерий Вячеславович
Выявлены некоторые особенности детерминирующие типы стратегий планирования мотивационных ожиданий; механизмы актуализации мотивационных ожиданий личности. На основе этих механизмов описаны три типа стратегии планирования личностью реализации позитивных мотивационных ожиданий.
Скачать PDF

К вопросу о пролонгированном позитивном воздействии арт-коррекции

Красненкова Светлана Александровна
Рассматривается вопрос о пролонгированном позитивном психокоррекционном воздействии изобразительного творчества в целом и арт-коррекции в частности. Высказано предположение, что занятие изобразительным творчеством способствует увеличению продолжительности жизни индивида. Выявлено, что средняя продолжительность жизни русского художника IX века выше средней продолжительности жизни его современника россиянина на 30 лет. Сделаны выводы о необходимости более детального анализа биографических данных людей, занимающихся изобразительным искусством, для изучения степени воздействия художественного творчества на личность, в плане профессионального и духовного роста.
Скачать PDF