Повиновение

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Повиновение
поведение, когда человек в силу разных причин послушно делает то, что ему велят сделать. Термин содержит коннотацию, согласно которой послушность индивида связана с его чувством вины. Не обязательно, чтобы внутренне он сам в это время соглашался с распоряжениями, которые внешне он выполняет будто бы безо всякого сопротивления.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Повиновение
Вид социального воздействия, когда поведение человека определяется реакцией на прямой приказ другого человека. При этом подразумевается, что подчиненная личность реагирует так, как не стала бы реагировать в отсутствии приказа. Серия наиболее знаменитых экспериментов в этой области была проведена Стенли Милгрэмом в 1960-х годах. Милгрэм обнаружил, что при соответствующем инструктаже люди могут нанести потенциально смертельный удар электрическим током другому человеку. Во время эксперимента многие участники выказывали признаки психологического расстройства и пытались уйти, но 65% полностью повиновались приказам экспериментатора и довели дело до конца (разумеется, без каких-либо опасных последствий для «жертвы»). Отчасти целью этого исследования была попытка объяснить ужасные преступления, совершенные во время Второй мировой войны. Милгрэму удалось установить, что склонность к повиновению вышестоящим лицам, даже если это влечет за собой гибель других людей, наблюдается у большинства участников эксперимента. Существует несколько разных объяснений причин безоговорочного повиновения лицам, облеченным властью: 1. Командиры могут освобождать подчиненных от ответственности за их поступки. После Второй мировой войны многие нацистские военные преступники оправдывали свои действия, утверждая, что они «всего лишь выполняли приказы». 2. Фигуры власти часто имеют ясно различимые признаки — мундир, знаки различия и т. д. Это напоминает окружающим о том, «кто здесь главный». 3. Первоначальные приказы могут быть довольно безобидными, но затем давление нарастает, и подчиненным приходится выполнять действия, все более опасные для других людей. Совершенно ясно, что повиновение является мощной формой социального воздействия, но ему можно противостоять. Исследования в этой области показали, что способность противостоять фигурам власти зависит от следующих факторов: - Человек напоминает себе, что, в конечном счете, ответственность за поступки лежит на нем, а не на тех, кто отдает приказы. - Человек сомневается в побудительных мотивах тех, кто отдает приказы («почему они заставляют меня это делать?»). Понимание механизма «эффекта повиновения» (в том числе, знание социальной психологии) может ослабить его воздействие.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Повиновение
obedience) О П. принято говорить в случае, когда чел. выполняет то, что ему велят сделать. П. яв-ся т. о., по определению, социально-психологическим понятием, в основе к-рого лежат взаимоотношения между двумя или более лицами, одно из к-рых предписывает определенную линию поведения, а другое или другие ей следуют. Психол. характер П. варьирует в зависимости от характера отношений между подчиненной и начальствующей фигурами. П., однако, более точно относится к открытому акту согласия (compliance). При переходе от одной ситуации к другой, к П. могут побуждать различные психол. процессы. П. может происходить по собственной воле или достигаться путем принуждения. Нередко добровольное П. и принуждение незаметно сосуществуют. В развитых формах соц. жизни принуждение обычно замещается добровольным подчинением законной власти. Т. о., люди оказывают повиновение не просто конкретному чел., а его положению или должности; людям также приходится повиноваться и продуктам власти, таким как светофоры и системы законов. П. обычно опосредуется принятием ролей, к-рые представляют собой взаимосвязанные иерархические элементы и составляют, по терминологии Парсонса, "социальную систему". Социализация. Насаждение П. начинается в самые ранние годы жизни. Рожденный в состоянии биолог. зависимости, ребенок сталкивается с многочисленными требованиями родителей, добивающихся от него больших или меньших уровней дисциплины. Более поздняя фаза социализации в аспекте П. наступает в школе, где дети попадают в институциональную систему власти, в к-рой они научаются подчиняться не только отдельным лицам, но также безличным организационным структурам. Считается, что такое научение является необходимым для полноценного функционирования в тех иерархических системах, к-рые характеризуют соц. мир взрослых. Теории. Фрейд утверждал, что в основе П. лежат либидинальные связи, к-рые образуются между членами группы и ее лидером. Они не являются полностью взаимными, потому что лидер не в состоянии любить всех членов безраздельной и абсолютной любовью. Поскольку выбор членами группы объекта до известной степени блокируется, их либидинальные связи с лидером начинают основываться на более примитивных процессах идентификации. В неофрейдистской трактовке повиновения Э. Фромм придает особое значение взаимодействию психодинамических и социально-исторических факторов. Разрушение ранее предоставлявших покровительство и защиту структур оставляет чел. нового времени в состоянии тревоги и изоляции; в качестве одного из способов решения этой проблемы, люди выбирают бегство в тоталитарное подчинение, отказываясь от свободы с ее возможными опасностями. Новые подходы. С. Милгрэм опубликовал результаты эксперим. исслед., посвященного конфликту между совестью и авторитетом. Цель исслед. заключалась в том, чтобы увидеть, насколько далеко может зайти наивный испытуемый в своем подчинении инструкциям экспериментатора. Результаты эксперимента показали, что бросить вызов авторитету экспериментатора оказалось гораздо труднее, чем это обычно считается. Основным предметом исслед. Милгрэма был набор экспериментальных условий, к-рые проверялись в качестве переменных, усиливающих или ослабляющих П. Наряду с др. выводами, его исслед. позволили установить следующее: а) близость жертвы приводит к уменьшению П.; б) групповые силы, в зависимости от того, поддерживают они или противодействуют командам экспериментатора, могут обусловливать широкую вариацию степени неповиновения; в) алогичность (непоследовательность) властной структуры устраняет всякое П. Т. о., эти исслед. демонстрируют зависимость П. от точной конфигурации факторов в конкретной ситуации. Келман подходит к проблеме деструктивного П. с позиций трехстороннего анализа, концентрируясь на факторах, к-рые устраняют сдерживающие насилие силы. В его системе, санкционирование узаконивает набор деструктивных действий в отношении других; рутинизация сводит эту деструктивную процедуру к набору механических и административных шаблонов, к-рые препятствуют учету моральных соображений; а дегуманизация облегчает действия, направленные против жертвы, благодаря ее обезличиванию. Значение повиновения для об-ва нельзя переоценить; оно яв-ся средством, с помощью к-рого автономно функционирующие индивидуумы объединяются в более крупные системы координации и контроля. Т. о., оно служит ключевым понятием, позволяющим связывать психол. процессы индивидуума с соц. структурами окружающего мира. См. также Вмешательство случайных свидетелей, Деиндивидуализация, Эффекты экспериментатора, Групповое давление С. Милгрэм

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.30 мб

Рецензия на книгу Стейна Рингена «Народ дьяволов: демократические лидеры и проблема повиновения»

Халилов Тимур Александрович
Читать PDF
110.83 кб

И. А. Ильин о «Культуре повиновения»

Александров Владимир Борисович
В статье рассматриваются определенные И. А. Ильиным психологические и культурологические основания «культуры повиновения». Обращается внимание на характерную для И. А.