ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
направление в психотерапии, основанное на принципах бихевиоризма и рассматривающее психические расстройства как неэффективные формы поведения человека в процессе адаптации к существующим условиям. Является одним из ведущих направлений в современной психотерапии. П. п. – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ
под этим названием объединяются различные подходы к психотерапии, общими для коих является ориентация на поведение:
1) на коррекцию поведения, для чего могут применяться достаточно разнообразные подходы и методики (=> подход поведенческий);
2) на коррекцию разнообразных психологических отклонений и нарушений путем воздействия на поведение и через поведение, в том числе путем выработки нужных поведенческих навыков. В основном опирается на образовании связи между нежелательным поведением и субъективно неприятными переживаниями, или же на положительном подкреплении приемлемого поведения (-> психотерапия аверсивная; психотерапия накоплением жетонов; психотерапия десенсибилизационная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Поведенческая психотерапия
греч. therapea — лечение) — сложившийся в США метод психотерапии, опирающийся на теоретические положения поведенческой психологии (один из основоположников П. т. — Дж. Уолпе, активно поддержал метод П. п. Г. Ю. Айзенк. Термин стал использоваться с 1953 г.). Предшественники П. п. — методы психотерапии, основанные на принципах научения. Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П. п. Теория инструментального, или оперантного обусловливания (Е. Торндайк, Б. Скинер) подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и закреплении поведения. В 60-е годы на развитие П. п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А. Бандура). Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности). Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются сторонниками П. п. как нарушения процессов адаптации индивида к существующим условиям. Причиной таких нарушений является либо быстрое заучивание "неадаптированных способов поведения", что означает формирование симптомов неврозов, либо слабое и медленное закрепление реакций адаптивного характера, что свидетельствует о психопатических тенденциях в процессах адаптации индивида. Современная трактовка термина "поведение", на которое опирается П. п., включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. П. п. призвана уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. Ее цель — формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Д. Мейхенбаума и его коллег. Разработанные им методика самоинструктирования представляет собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации. Современная П. п. использует когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться и на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. П. п. — это развивающееся направление в психотерапии; модифицируются старые и расширяется спектр новых методик.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Психотерапия поведенческая
Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления П. п. определение ее было слишком узким и в П. п. включала только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. П. п. включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. П. п. должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. п. включает преструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Главная ее цель - формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. П. п. - это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теории научения, построенной по схеме «стимул - реакция», оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик П. п.
П., поведенческая - нагнетание вызывающих тревогу факторов. Метод, при котором пациент непосредственно подвергается воздействию вызывающих наибольшую тревогу факторов, напр., пребывание на верхнем этаже высокого здания в случае, если пациент боится высоты. Если данный метод основывается на противопоставлении воображаемой и реальной жизни, он называется имплозией. Метод нагнетания вызывающих тревогу факторов считается наиболее эффективным методом поведенческой терапии для лечения таких расстройств, как фобии, при условии, что пациент сможет выдержать связанную с терапевтическим воздействием тревогу.
Поведенческая терапия считается наиболее эффективной при четко определенных, структурированных дезадаптивных поведенческих расстройствах, напр., таких, как фобии, компульсивные действия, переедание, табакокурение, заикание и сексуальные дисфункции. Лечение состояний, которые могут проявляться значительными аффективными нарушениями вследствие воздействия психологических факторов, напр., при гипертонической болезни, астме, болях и бессоннице, может предусматривать использование поведенческих методов для обеспечения релаксации и снижения усугубляющих эти состояния стрессов.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления П. п. определение ее было слишком узким и в П. п. включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Кэнфер (Kanfer F. Н., 1975) утверждал, что П. п. "должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии". Более взвешенным представляется определение П. п. в Американской ассоциации П. п.: П. п. "включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. П. п. должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. п. включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее, главным образом, - формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль (Franks С. М., Wilson G. Т., 1979).
В то время как на первых этапах своего развития под термином "поведение" в П. п. понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.
Таким образом, можно выделить более узкое понимание П. п., основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается.
В качестве предшественников П. п. могут рассматриваться методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые появились во втором десятилетии нашего века. Они вошли в литературу под названием методов условно-рефлекторной терапии.
Сам термин "П. п." стал использоваться с 1953 г. 1950-1960 гг. - период становления П. п. как самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития П. п.: в Южно-Африканской Республике - Вольпе (Wolpe J.), Лазарус (Lazarus A. A.), Рахман (Rachman S.); в Англии - Шапиро (Shapiro D.), Йетс (Yates A. J.), Айзенк (Eysenck H. J.); в США - Азрин (Azrin N. Н.), Айллон (Ayllon Т.). 1960-е гг. - это период бурного развития П. п. К 1971 г. Крэснер (Krasner L.) выделил в П. п. 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее название П. п.
Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П. п. И. П. Павлов, так же как и Уотсон (Watson J. В.) - пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма; в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.) осталась в рамках прежней парадигмы "стимул-реакция (поведение)", однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка-Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма "черному ящику", о внутреннем содержании которого нет никакой информации.
П. п., по Фейдимену и Фрейгеру (Faidiman J., Frager R., 1994):
1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;
2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;
3) позитивное терапевтическое отношение - необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии;
4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы;
5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.
Следующий этап развития П. п. связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями. Внутренние переменные - это прежде всего когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например эмоциональными или мотивационными.
В плане такого понимания в конце 60-х - начале 70-х гг. были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями "скрытое кондиционирование" / "скрытое обусловливание" (Cautela J. R., 1967), "скрытый контроль" (Homme L., 1965), "саморегуляция" (Kanfer F. N, 1975).
Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику П. п.
В 60-е гг. на развитие П. п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (Bandura A., 1971). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.
Последующий отход от первоначальной парадигмы П.п. (стимул-реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976). В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.
Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D., 1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования, прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.
Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J., 1974), рассматривающего когнитивные переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.
В зависимости от метатеории, позволяющей выбрать соответствующие когнитивные переменные, когнитивно-поведенческое направление оказывается достаточно разнородным. Например, Дзурилла и Голдфрид (D'Zurilla Т. J., Goldfried M. R., 1971) предложили методику тренинга решения проблем, в которой содержанием психотерапии является тренинг стратегии решения проблемы.
Таким образом, П. п. - это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме "стимул-реакция", оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик П. п.
См. также Бихевиоризм, Научение, Терапия моделирования по Бандуре и др.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.07 кб

Изучение поведенческой психотерапии

Байер Г.
Статья открывает серию работ, посвященных практическим вопросам поведенческой психотерапии. Предлагаются конкретные диагностические и терапевтические методы и стратегии.
Читать PDF
103.37 кб

Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли

Мелкумова Карина Александровна
Рассмотрено применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии (КПП) в лечении пациентов с хронической болью.
Читать PDF
218.51 кб

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ С ПАРАНОИДНЫМ БРЕДОМ

Еричев Александр Николаевич, Моргунова Анастасия Михайловна, Коцюбинский Александр Петрович
В статье излагается опыт авторов по проведению когнитивноповеденческой психотерапии (КПП) лиц, страдающих параноидной шизофренией. Выделяются 2 фазы ее проведения: оценочная и модификации бредовых убеждений.
Читать PDF
88.80 кб

Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в работе с осужденными

Ермасов Евгений
Читать PDF
4.17 мб

Когнитивно-поведенческая психотерапия посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников ОВД

В.М.Ялтонский, Н .А. Сирота
Читать PDF
313.49 кб

Модификация образа жизни: физическая активность, поведенческая психотерапия, здоровое питание основн

Митюков В. А., Томашевский Н. И., Симарова А. В., Кириллов А. Н., Писаренко П. Н., Ярош А. Н., Юрьева С. Ю., Герасимова М. А.
В статье изучены и обобщены зарубежные научные публикации и предоставлены собственные исследования по проблеме ожирения, методов и способов избавления человека от этой болезни.
Читать PDF
226.13 кб

Интеграция когнитивно-поведенческого и психодинамического подходов в психотерапии больных с эндогенн

Гусева О. В., Коцюбинский А. П.
Читать PDF
394.70 кб

Сравнительный анализ эффективности различных методов когнитивно-поведенческой психотерапии депрессив

Шарипов У.М., Суюнов С.М., Худойназаров А.Д.
Читать PDF
312.64 кб

Сравнительный литературный обзор данных эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии и фармак

Измаилова Н.Т., Яровая Т.А., Есимов Н.Б., Аязбаев Ж.А.
Результаты исследования показали, что применение когнитивно-поведенческой психотерапии в комбинации с фармакотерапией и изолированное применение фармакотерапии у пациентов, страдающих хронической бессонницей с нарушением засыпания
Читать PDF
311.65 кб

Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии и психической саморегуляции при лечении пац

Баранова Л.М.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), основанная на возможности изменения стереотипов дисфункционального мышления способна помочь при различных психологических проблемах, изменить их восприятие.
Читать PDF
617.69 кб

Комбинированная терапия постинсультных депрессий: венлафаксин и когнитивно-поведенческая психотерапи

Агамамедова И.Н., Никитина Т.Е.
Представлен опыт комбинированной терапии (венлафаксином и когнитивно-поведенческой психотерапии) постинсультных депрессий у пациентов реабилитационного стационара.
Читать PDF
120.01 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ИНСТИНКТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИ

Зверева Наталья Владимировна
Читать PDF
1.65 мб

Возможности методов когнитивно- поведенческой психотерапии в изменении внутренней картины болезни у

Солодухин А.В., Серый А.В., Яницкий М.С., Трубникова О.А.
В обзорной статье представлены данные об особенностях внутренней картины болезни (ВКБ) пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС).
Читать PDF
90.66 кб

О возможности использования когнитивно-поведенческой психотерапии при лечении и профилактике психосо

Лобанова Е.С., Гладков Е.А.
В статье анализируются возможности применения методов когнитивно-поведенческой психотерапии в процессе психологического сопровождения процесса лечения и профилактики психосоматических и психоневрологических расстройств у лиц, осуж
Читать PDF
692.11 кб

Специфика применения когнитивно-поведенческой психотерапии "третьей" волны при лечении хронической б

Мелёхин Алексей Игоревич
Дефицит когнитивно-поведенческих навыков снижения психологического возбуждения у человека способствуют поддержанию и хронизации бессонницы.

Похожие термины: