ПОТРЕБНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ПОТРЕБНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
часть своих П. человек получает генетическим путем. Это, в основном, органические П. О формировании и развитии таких П. можно говорить лишь условно, имея в виду, что сами эти П. являются врожденными, и лишь некоторые предметы, способные служить средством их удовлетворения, а также способы удовлетворения этих П. могут стать приобретенными. Все остальные П. человека формируются и развиваются в процессе его жизни, т. е. могут появляться и приобретать характерные для них свойства в процессе научения. Формирование и развитие приобретаемых П. человека начинается в раннем детстве, уже в течение первого года жизни, когда ребенок, овладевая средствами общения с окружающими людьми, получает возможность взаимодействовать и обмениваться с ними информацией. Вначале взрослый человек сам сознательно приучает ребенка пользоваться теми предметами, которыми пользуются все культурные люди для удовлетворения своих П. В результате у ребенка начинают формироваться его собственные, материальные П. Одновременно с этим с помощью взрослых людей ребенок осваивает и человеческие способы удовлетворения этих и других П. К трехлетнему возрасту у всех детей, живущих в нормальных условиях, имеется немало собственно человеческих, материальных П. Это, например, П. в предметах домашнего обихода, игрушках, одежде и т. п. Далее начинается процесс развития социальных П. Его начало приходится на период жизни, когда у детей проявляется интерес к общению со сверстниками, с другими людьми, и сами дети активно и с удовольствием включаются в коллективные игры и в совместную деятельность с другими людьми.
В большинстве случаев это происходит, начиная примерно с трех-четырехлетнего возраста. Участвуя вместе со сверстниками и взрослыми людьми в групповых видах деятельности, дети начинают понимать человеческие отношения, их значимость и положение, которое каждый человек занимает в системе этих взаимоотношений. Соответственно в это время начинается процесс формирования у детей таких социальных потребностей, как потребность достижения успехов, потребность установления хороших взаимоотношений с людьми, потребность быть лидером, потребность во внимании, признании, уважении, получении поддержки и поощрении со стороны окружающих людей. Одновременно с этим идет процесс формирования специфических социальных умений и навыков, связанных с этими П.-тех, благодаря которым можно самостоятельно удовлетворять соответствующие социальные П. Среди них-умение правильно воспринимать и оценивать людей, умело общаться с ними, оказывать на них влияние, брать на себя социальные роли, успешно справляться с ними. С поступлением ребенка в школу у него начинают формироваться новые П. К этому времени относится, например, активное формирование у детей П. в знаниях, в трудовых (деловых) и коммуникативных умениях и навыках. На подростковый возраст приходится начало формирования и развития П. в личностном психологическом и физическом самосовершенствовании. Многие подростки в это время начинают заниматься физической культурой, придавая этому особое значение.
Этот процесс продолжается и в старших классах школы, дополнительно порождая у старшеклассников П. в интеллектуальном и нравственном самосовершенствовании. К окончанию школы основные человеческие П. у нормально развивающегося человека оказываются уже сформированными. Правда, не все собственно человеческие П. в этом возрасте имеются у всех без исключения детей, и далеко не для каждого ребенка все они являются одинаково значимыми. Уже в это время в интересах и П. детей наблюдаются довольно большие индивидуальные различия. По окончании детства процесс развития П. человека не завершается. Однако то, каким образом он будет идти дальше, и то, какие новые П. появятся и сформируются у человека, зависит от его собственного, индивидуального образа и опыта жизни. В любом случае, как бы ни сложилась дальнейшая жизнь человека, часть своих новых П. человек приобретает уже после окончания школы. Одним из направлений развития системы П. человека является перестройка их иерархии. Иерархия П. устанавливается в процессе жизни человека на том или ином ее этапе и может неоднократно изменяться. Правда, это происходит не так уже часто и лишь под влиянием каких-либо достаточно серьезных событий в его жизни. Этими событиями могут стать, например, переход человека из одного возраста в другой, переход из одной социальной группы в другую, ценности которой существенно отличаются от ценностей той группы, к которой человек раньше принадлежал.
Перестройка иерархии П. человека может происходить в результате получения им нового жизненного опыта, который существенно изменяет систему ценностей человека, его взгляды и отношения. Люди разного возраста-дети, юноши и взрослые-имеет различную иерархию П. То, что в детстве находилось у ребенка на первом месте, с началом юности может утратить свое значение; то, что было важно и значимо в юности, может у взрослого человека отойти на второй план, и так далее. См. потребности (виды и иерархия потребностей человека).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
373.51 кб

Развитие потребности в рефлексии как условие формирования профессионального самосознания будущего уч

Мартынова Алла Васильевна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования профессионального самосознания будущего учителя начальной школы посредством развития у него потребности в рефлексии профессиональной деятельности.
Читать PDF
412.34 кб

Образовательная среда как условие формирования потребности в поддержании и развитии психологического

Верченко Ирина Александровна, Гринева Ксения Юрьевна
В статье определяется актуальность исследования проблемы психологического здоровья обучающихся.