потенциал возможностей, способность отдельных людей или организаций эффективно, рационально и обосновано выполнять свои функции ПОТЕНЦИАЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ПОТЕНЦИАЛ ВЫЗВАННЫЙ

Найдено 7 определений термина ПОТЕНЦИАЛ ВЫЗВАННЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОТЕНЦИАЛ ВЫЗВАННЫЙ

вызванные потенциалы - ВП) - электрические колебания системного характера, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов. Выделяются ответы первичные, возникающие в первые 100 мс. после предъявления стимула, и вторичные - более поздние.

У человека обычно фиксируются на коже головы посредством специальных технических устройств. Первоначально они выступали как основа для анализа реакций мозга головного на внешние стимулы, в дальнейшем стали использоваться и для анализа внутренне обусловленных процессов нервных. В частности, можно зафиксировать биоэлектрические колебания, связанные:

1) с активностью двигательной коры - моторный потенциал;

2) с окончанием движения;

3) с состоянием намерения произвести некое действие - Е-волна;

4) с пропуском ожидаемого стимула. Характеристиками потенциалов вызванных являются:

1) период латентный;

2) полярность;

3) форма;

4) поведение при разного рода воздействиях. Форма, амплитуда и период латентный колебаний потенциалов вызванных обусловлены местом локализации регистрирующих электродов, модальностью и интенсивностью стимулов, состоянием и индивидуальными особенностями испытуемого.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ

англ. evoked potentials) - биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффекторных путей и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула. У человека В. п. обычно регистрируется с поверхности головы. В связи с тем что В. п. на фоне спонтанной биоэлектрической активности трудно различимы, запись В. п. осуществляется специальными техническими устройствами, позволяющими выделять сигнал из шума, для чего суммируют некоторое число отрезков электрической активности мозга, находящихся в одинаковой временной связи с моментом стимуляции.

Регистрация В. п., первоначально служившая для изучения реакций мозга на электростимуляцию нервов и внешние стимулы, начинает успешно применяться для исследования более сложных нервных процессов, которые не являются реакцией на внешние стимулы. Способы выделения сигнала из шума позволяют выделять в записи ЭЭГ изменения потенциала, которые достаточно строго связаны во времени с любым фиксированным событием. Удалось также зарегистрировать колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения, с состоянием намерения произвести определенное действие (см. Е-волна), а также колебания потенциала, возникающие в момент, когда пропускается ожидаемый стимул. Для обозначения реакций этого типа предложен термин "потенциалы, связанные с событиями" (сокр. ПСС).

Форма, амплитуда и латентный период колебаний В. п. зависят от локализации регистрирующего электрода, модальности и интенсивности стимула, способа регистрации, состояния и индивидуальных особенностей испытуемых. В. п. представляет собой определенную последовательность положительных и отрицат. колебаний потенциала. Обычно В. п. делят на первичные ответы, возникающие в течение 100 мс после предъявления стимула, и вторичные ответы, возникающие через 100 мс и позже. В основе этого деления лежит представление о происхождении В. п., регистрируемых с поверхности коры мозга у животных. Компоненты В. п. характеризуются латентным периодом, полярностью, формой и поведением при разного рода воздействиях. См. Аудиометрия, Методы электрофизиологические, Психофизиология, Электроэнцефалография.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Вызванные потенциалы

evoked potentials) - паттерны реакции мозга, записанные на электроэнцефалограф, пока человек выполняет задание, например, смотрит на вспыхивающий свет.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Вызванные потенциалы

Словообразование. Происходит от лат. pоtentia - сила.

Категория. Форма биоэлектрической активности мозга.

Специфика. Электрические колебания системного характера, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов. Характеристиками вызванных потенциалов являются латентный период, полярностью, форма и поведение при разного рода воздействиях. Первоначально выступали как основа для анализ реакций мозга на внешние стимулы, в дальнейшем стали использоваться и для анализа внутренне обусловленных нервных процессов. На основании данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы относительно восприятия, внимания, интеллекта, функциональной асимметрии мозга и индивидуально психофизиологической дифференциации. В частности, могут быть зафиксированы биоэлектрические колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения, с состоянием намерения произвести какое-либо действие (Е-волна), пропуска ожидаемого стимула. Форма, амплитуда и латентный период колебаний вызванных потенциалов обусловлены местом локализации регистрирующего электрода, модальностью и интенсивностью стимула, состоянием и индивидуальными особенностей индивида.

Диагностика. У человека фиксируются, как правило, от поверхности головы при помощи специальных технических устройств.

Виды:

- первичные ответы, возникающие в первые 100 мс. после предъявления стимула,

- вторичные, более поздние.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ВЫЗВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Постоянная модель электрической активности, регистрируемой на нервной ткани, вызванной управляемым стимулом. Термин обычно применяется по отношению к потенциалам больших масс ткани центральной нервной системы, особенно мозга. Также называется связанным с событием потенциалом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ

биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффекторных путей и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления сигнала. У человека В. п. обычно регистрируются с поверхности головы. В. п. имеют весьма малую величину, поэтому они трудно различимы на фоне спонтанной биоэлектрической активности (БА). В связи с этим при их регистрации суммируют некоторое число отрезков БА, находящихся в одинаковой временной связи с моментом стимуляции. Такие способы выделения сигнала из шума позволяют выделить в записи ЭЭГ изменения потенциала, которые достаточно строго связаны во времени с любым фиксированным событием. Регистрируются колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения, с состоянием намерения произвести определенное действие, а также колебания потенциала, возникающие в момент, когда пропускается ожидаемый сигнал. Компонентами В. п. являются латентный период, полярность, форма и амплитуда колебаний. Эти параметры зависят от локализации регистрируемого электрода, модальности и интенсивности способа регистрации, состояния и индивидуальных особенностей исследуемого субъекта.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Вызванные потенциалы

изменения на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), связанные с определенной деятельностью индивида (например, с тем, что он смотрит на вспыхивающий свет).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать все [+4] ↓

Найдено научных статей по теме — 12

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д., Мюллер А., Терещенко Е.П., Пономарев В.А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с нормативной базой данных практически здоровых детей. Для исследований были использованы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) детей в возрасте от 7 до 15 лет. Также изучались параметры когнитивных функций количество ошибок, время реакции на значимый GO-стимул, вариация времени реакции. Различия компонент ВП для детей с диагнозом СДВГ и нормы были выявлены в пробе NOGO с локализацией в Cz и T5 (по международной системе "10-20"). Различия в параметрах когнитивных функций были выявлены для количества пропусков значимого стимула и вариации времени реакции. Использовался дискриминантный анализ, который выявил верные классификации в ~70% случаев при классификации отдельно по компонентам ВП и параметрам когнитивных функций. При дискриминантном анализе как компонент ВП, так и параметров успешности прохождения теста, количество верных классификаций увеличивалось до ~80%. Данная работа показывает, что анализ компонент ВП, полученных методом разложения на независимые компоненты, в дополнении к анализу когнитивных функций способен улучшить точность диагноза СДВГ.
Скачать PDF

Диагностика скрываемой информации на основе анализа когнитивных вызванных потенциалов мозга человека

Исайчев Евгений Сергеевич, Исайчев Сергей Александрович, Насонов Андрей Владимирович, Черноризов Александр Михайлович
Излагаются результаты экспериментальной верификации нового алгоритма разделения «правдивых» и «ложных» ответов, основанного на анализе пространственного распределения амплитуд компонентов когнитивных вызванных потенциалов человека. Согласно групповым данным, наиболее информативным компонентом является волна Р450.
Скачать PDF

Когнитивные вызванные потенциалы Р300 у детей с высоким уровнем тревожности

Кожевникова Ирина Сергеевна, Джос Ю. С.
В статье представлены результаты исследования слуховых когнитивных вызванных потенциалов (ВП) Р300 у детей 8-11 лет с высоким и нормальным уровнем тревожности. Обследованы 296 детей: 135 с высоким уровнем тревожности и 161 с нормальным. Установлено, что значения латентных периодов N1, P2, N2 и P3, амплитуды N2, интервала N2-P3 ВП Р300 статистически значимо больше у тревожных детей, чем у детей контрольной группы. Дети 8-9 лет с высоким уровнем тревожности допускают значимо большее количество ошибок при выполнении задания по методике ВП Р300. Результаты исследования ВП Р300 дают основание полагать, что у детей с высоким уровнем тревожности нарушаются нейрофизиологические механизмы активного направленного внимания и затрудняется использование полного объема оперативной памяти.
Скачать PDF

Изменения компонентного состава вызванных потенциалов в парадигме Go/NoGo у подростков с синдромом н

Яковенко Е.А., Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Пономарев В.А., Сурушкина С.Ю.
Слуховые вызванные потенциалы (ВП) мозга в парадигме GO-NOGO регистрировались у 140 школьников, которым был поставлен диагноз — синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), и 10 здоровых испытуемых в возрасте 10-15 лет. При оценке компонентного состава ВП в ответ на второй стимул между группой здоровых детей и детей с СНВГ как в условиях вовлечения в действие, так и в условиях подавления действия не наблюдалось значимых различий в амплитуде и латентности компонентов N1, Р2, N2. Нами было выявлено достоверное снижение амплитуды компонентов РЗ-вовлечения в действие (РЗ GO) и РЗ-подавления действия (РЗ NOGO) у детей с СНВГ по сравнению со здоровыми детьми.
Скачать PDF

Непараметрический метод многофакторного анализа электроэнцефалограмм при изучении вызванных потенциа

Морозов А.А., Морозов В.А., Обухов Ю.В., Строганова Т.А.
Разработан непараметрический метод многофакторного анализа, ориентированный на поиск закономерностей в спектрограммах вызванных откликов ЭЭГ человека. Отличительными особенностями метода являются: учёт нестационарности сигналов при оценке статистической значимости рассматриваемых эффектов, учёт межканальных и временных зависимостей сигнала, связанных с несовершенством методов обработки, а также пространственным «размытием» сигналов коры мозга, возможность анализа эффектов взаимодействия факторов, средства трёхмерной визуализации результатов. Применение метода позволило обнаружить новые закономерности в вызванных откликах мозга человека в области гамма частот.
Скачать PDF

Особенности проявления темперамента и его связи со слуховыми вызванными потенциалами

Чернышев Б.В., Рамендик Д.М., Чернышева Е.Г., Безсонова В.Е., Зинченко В.П.
Проведено исследование проявлений темперамента в параметрах генерации слуховых вызванных потенциалов (ВП) при реализации парадигмы одд-болл. В зависимости от степени совпадения результатов трех опросников (Опросник формально-динамических характеристик поведения, Опросник структуры темперамента, Личностный опросник Айзенка) испытуемые были разделены на две группы. Выявлены достоверные различия между указанными группами по амплитуде волны N2 и комплекса N2-P3. Для группы, проявившей совпадение результатов опросников, установлен ряд достоверных связей между данными опросников и параметрами ВП; для другой группы таких связей установлено значительно меньше. Полученные результаты подтверждают обусловленность темперамента процессами, происходящими в мозге, а также указывают на существование индивидов с принципиально различными закономерностями психофизиологических проявлений темперамента.
Скачать PDF

Влияние альфа-тренинга на слуховые вызванные потенциалы в зависимости от особенностей темперамента

Осокина Е.С., Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г.
В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление влияния альфа-тренинга на слуховые вызванные потенциалы при выполнении задачи на непрерывное внимание с бинарным выбором ответа в зависимости от особенностей темперамента. Показано, что прохождение альфа-тренинга способствует изменениям характеристик Р2 и комплекса N1 P2; специфика данных изменений зависит от трех параметров темперамента: Нейротизма, Подвижности нервных процессов и Сотрудничества.
Скачать PDF

Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала

Денеко М.В.
Профессионализм это особое свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях. Проблема развития индивидуального профессионализма человека тесно связана с вопросом о потенциалах психического развития и заложенных в нем ресурсах, которые могут быть использованы для решения социально значимой задачи подготовки профессионалов. Раскрывается взаимосвязь личностного потенциала в аспекте развития профессионализма преподавателя высшей школы.
Скачать PDF

Педагогический потенциал некоммерческой организации

Черепанова Н.В.
Скачать PDF

Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала, психологических защит, ценностных ориентаций и по

Брянцева Е.В.
Статья раскрывает особенности психологических защит, ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у девушек выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом и другие психологические факторы риска аддиктивного поведения.
Скачать PDF

Личностные потенциалы преодоления жизненных трудностей

Шумакова Ирина Евгеньевна
Описаны результаты эмпирического исследования, касающееся выявления особенностей личности (акцентуаций характера, самооценки, ценностных ориентаций), оказывающих влияние на успешность преодоления жизненных трудностей. Выявлено, что значительно успешнее преодолевают трудности личности, стремящиеся к независимости, автономности, самостоятельности в мышлении и выборе способов действий. The paper describes the results of the empirical study on revelation of personality characteristics (character accentuations, self-assessment, value orientations) that influence the successfulness in negotiation of vital obstacles. The author has found out that people, who strive for independence, autonomy, self-determination in thinking and choice of activity ways, cope with difficulties more successfully
Скачать PDF

Динамика энергетического потенциала мозга в условиях использования активных форм обучения

Кирсанов Вячеслав Михайлович
В статье анализируется один из подходов к оценке степени адаптации индивида к окружающим условиям показатели энергетического метаболизма, в частности, уровень постоянного потенциала головного мозга. Представлены результаты изучения влияния активных форм обучения (тренинг) на уровень постоянного потенциала и показатели функциональной асимметрии мозга.
Скачать PDF