Потенциал действия

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

потенциал действия
нервный «импульс», или «спайк». Во время потенциала действия условия потенциала покоя обращаются и восстанавливаются.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Потенциал действия
Термин часто используется в значении нервного импульса и описывает изменения в электрической деполяризации, передаваемые через нейроны и по синапсам.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Потенциал действия
Возбудительный биоэлектрический потенциал (ВБЭП) определяет биоэлектрические заряды, через посредство которых нервные клетки передают информацию в афферентном или эфферентном направлениях.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ
быстрое колебание мембранного потенциала, возникающее при возбуждении нервных, мышечных, некоторых железистых и растительных клеток; электрический сигнал, обеспечивающий быструю передачу информации в организме

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ
action potential) - изменение напряжения на мембране нервной или мышечной клетки при прохождении нервного импульса. Вследствие просачивания заряженных частиц через мембрану (см. Деполяризация) можно проследить прохождение импульса.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ
(от лат. action potential) - быстрое колебание мембранного потенциала, происходящее при возбуждении мышечных, нервных и других клеток. П.д. - это нервный импульс, обусловленный перезарядкой мембраны нервной клетки. П.д. связан с физикохимическими свойствами и структурными особенностями цитоплазматической мембраны нейрона.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

потенциал действия

изменение мембранного потенциала, возникающее при возбуждении нервных волокон, с помощью которого осуществляется передача информации в организме человека и животных. Возникновение п.д. основано на быстро обратимых изменениях проникаемости клеточной мембраны и связано с работой калиево-натриевого насоса.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ
Термин, относящийся к целому ряду изменений электрического потенциала, которые происходят, когда импульс распространяется по нейронам. Строго говоря, термин употребляется только в отношении разности электрических потенциалов между активными частями нейрона индивида и частями, находящимися в состоянии покоя в момент передачи возбуждения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ
электрический потенциал, возникающий в мембране тела нейрона и достаточный для того, чтобы нервная клетка пришла в состояние возбуждения, оказалась способной генерировать нервные импульсы. С биохимической и физической точки зрения, П.д.-это временное нарушение электрохимического равновесия, которое распространяется вдоль аксона и переносит в закодированном виде передаваемую информацию с одного участка нервной системы на другой. Источником П.д. является разность напряжений, равная примерно 70 mv, которая существует между внешней и внутренней сторонами нейронной мембраны. См. аксон, нейрон.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Потенциал действия
(от лат. potentia — «сила, мощь») — быстрое изменение мембранного потенциала нервной или мышечной клетки, возникающее при деполяризации. Как только мембранный потенциал становится менее отрицательным (мембрана деполяризуется) и достигает порогового значения (обычно пороговая деполяризация составляет около 15 мВ), возникают быстро текущие изменения потенциала мембраны. В течение нескольких миллисекунд мембранный потенциал изменяется от -60—75 мВ до +50 мВ и возвращается к исходным значениям. Этот скачок потенциала и называется П. д. (нервный импульс, спайк).
В основе генерации П. д. лежат изменения проницаемости мембраны к ионам натрия и калия. Благодаря изменению потенциала при деполяризации в мембране открываются особые каналы, один из них проницаем для ионов натрия, другой — для ионов калия. Форма П. д. определяется характеристиками этих каналов (скоростями активации и инактивации, временем нахождения в открытом состоянии).
Возникновение П. д. в нервной клетке приводит к распространению нервного импульса вдоль ее аксона. Скорость распространения нервного импульса вдоль нервных волокон зависит от диаметра последних и от наличия миелиновых оболочек, которые образуются вокруг нервных волокон особыми глиальными клетками. Тонкие немиелинизированные волокна диаметром 0,2—1,5 мкм проводят нервные импульсы со скоростью 0,5—2 м/с, тогда как по миелинизированным волокнам величиной 13—20 мкм нервные импульсы распространяются со скоростью 80— 120 м/с (см. Салътаторное проведение).

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Потенциал действия
action potential) П. д. - это самораспространяющаяся волна изменения мембранного потенциала, к-рая последовательно проводится но аксону нейрона, перенося информ. от клеточного тела нейрона до самого конца его аксона. При нормальной передаче информ. в нервных сетях П. д. инициируется вследствие суммации локальных ступенчатых потенциалов в области, где аксон выходит из клеточного тела нейрона. Эту область наз. аксонным холмиком. Возникнув в аксонном холмике, П. д. будет проводиться без изменения амплитуды по аксону до тех пор, пока не достигнет его окончаний и не вызовет высвобождение нек-рого количества молекул нейротрансмиттера (нейромедиатора). Для понимания сущности П. д. необходимо начать с объяснения трансмембранной разности потенциалов, к-рая существует при отсутствии любого внешнего воздействия. Эта разность потенциалов вызывается благодаря разделению ионов клеточной мембраной и наз. мембранным потенциалом покоя. Чтобы зарегистрировать трансмембранную разность потенциалов, один микроэлектрод подводят к наружной поверхности нервной клетки, а другой вводят внутрь клетки. Разность потенциалов между этими двумя электродами усиливают и затем измеряют. Для большинства нейронов измеренный мембранный потенциал покоя составляет от -60 до -70 милливольт (мВ); знак "минус" указывает на то, что внутренность нейрона имеет отрицательный потенциал относительно наружной среды. Мембранный потенциал покоя определяется относительным распределением положительно или отрицательно заряженных ионов вблизи внешней и внутренней поверхности клеточной мембраны. Положительные ионы натрия (Na+) и калия (K+), отрицательные ионы хлора (Cl-) и отрицательные органические ионы (А-) - все они играют важную роль в образовании мембранного потенциала покоя и формировании П. д. Положительно заряженные ионы наз. катионами, а отрицательно заряженные - анионами. Органические анионы - это большей частью протеины (белки) и органические кислоты. В состоянии покоя внеклеточная концентрация ионов Na+ и Cl- выше внутриклеточной, тогда как ионы K+ и А- имеют более высокую концентрацию внутри клетки. Органические анионы никогда не покидают внутриклеточной области, а ионы Cl- в большинстве нейронов относительно свободно проходят через мембрану. Распределение ионов по обеим сторонам клеточной мембраны определяется действием трех факторов. Во-первых, это относительная проницаемость мембраны для каждого вида ионов. Во-вторых, это градиент концентрации каждого вида ионов и, в-третьих, это электродвижущая сила, создаваемая разделением зарядов. Поскольку внутренняя область клетки отрицательно заряжена относительно ее наружной поверхности и имеет место низкая внутриклеточная концентрация Na+, катионы натрия хлынули бы в клетку, будь ее мембрана легко проницаемой для Na+. Однако в состоянии покоя клеточная мембрана практически непроницаема для ионов Na+. Проницаемость мембраны в отношении любого данного вида ионов определяется числом мембранных каналов, имеющихся для каждого их вида. Эти каналы образованы мембранными белками и могут быть либо всегда открытыми, неуправляемыми, либо открываться только при определенных состояниях. Каналы, к-рые открываются или закрываются в зависимости от состояний, наз. управляемыми каналами. Будут ли управляемые каналы открытыми или закрытыми, зависит от конформации (изменения формы) белков, к-рые образуют стенки канала. Когда нейронная мембрана находится в состоянии покоя, в ней практически нет открытых управляемых каналов для Na+. Ионы Na+, к-рые все же проникают в клетку, попадают в нее через неуправляемые, неспецифические каналы в мембране, но активно выкачиваются из нее натриево-калиевым насосом. Этот насос образован из транспортных белков (сравнимых с каналообразующими белками) и использует метаболическую энергию для экспорта Na+ и импорта K+. Натриево-калиевый (Na+-K+) насос поддерживает определенную внутриклеточную и внеклеточную концентрацию этих ионов, к-рая необходима для клеточного гомеостаза и создания мембранного потенциала покоя. Итак, в состоянии покоя Na+ проникает в клетку, потому что концентрация ионов натрия выше снаружи, чем внутри клетки, а электродвижущая сила, создаваемая внутриклеточным отрицательным потенциалом относительно наружной поверхности мембраны, ускоряет движение этих катионов внутрь. Однако таких каналов, через к-рые могли бы пройти ионы Na+, крайне мало, а те катионы, к-рым все же удается попасть внутрь клетки, активно изгоняются обратно. Катионы калия стремятся покинуть внутриклеточную область, следуя их градиенту концентрации, но электродвижущая сила противодействует этому перемещению. Вообще, имеет место только относительная недостаточность открытых калиевых каналов, и множество ионов K+, покидающих клетку, возвращаются во внутриклеточную область благодаря работе Na+- K+ насоса. Малочисленность открытых мембранных каналов для Na+ и K+ в состоянии покоя и работа Na+-K+ насоса обеспечивают поддержание избытка внеклеточных ионов натрия и внутриклеточных ионов калия. Т. о., величина мембранного потенциала покоя определяется степенью разделения этих катионов и присутствием органических анионов внутри клетки. Натриевые и калиевые каналы относятся к разновидности каналов, управляемых напряжением. Это означает, что изменение трансмембранной разности потенциалов изменяет форму каналообразующих белков, вызывая тем самым отпирание или запирание канала. Если мембранный потенциал становится более положительным (т. е., мембрана деполяризуется), натриевые каналы начинают открываться. Деполяризация вызывается потоком ионов через каналы. Каналы, расположенные на дендритах и клеточных телах, открываются нейротрансмиттерами (нейромедиаторами), высвобождаемыми в синапсах с др. клетками. Нейротрансмиттеры связаны с рецепторными зонами нейрона-мишени и открывают химически управляемые ионные каналы. Если нейротрансмиттер яв-ся возбуждающим, происходит приток катионов и, как следствие, деполяризация постсинаптической мембраны в области синапса. Величина этой деполяризации меньше требуемой для генерации потенциала действия. Однако, суммация в зоне аксонного холмика возбуждающих постсинаптических потенциалов (ВПСП) при одновременном возникновении в той же области клетки гиперполяризующих тормозящих постсинаптических потенциалов (ТПСП) может вызвать П. д., если суммарная разность потенциалов обеспечивает достаточно большую деполяризацию (около +10 мВ). Когда деполяризация в области аксонного холмика составляет около +10 мВ, управляемые напряжением натриевые каналы открываются и ионы Na+ устремляются в клетку. Это вызывает быстрое изменение трансмембранного потенциала до +55 мВ - величины, при к-рой достигается равновесное состояние концентрации Na+ по обе стороны мембраны. Рассматриваемая как электрическое явление, эта резкая деполяризация, вызванная потоком ионов Na+, представляет собой восходящую фазу потенциала действия. Примерно через 0,5 мс после начала деполяризации натриевые каналы начинают закрываться, а управляемые напряжением калиевые каналы открываются. Ионы K+ устремляются из клетки наружу и, в сочетании со сниженной натриевой проводимостью, это вызывает реполяризацию. Поскольку ионы K+ стремительно покидают клетку, прежде чем калиевые каналы успевают закрыться, возникает короткий пик гиперполяризации, продолжительностью ок. 2 мс. В течение первой фазы этой гиперполяризации натриевые каналы мембраны не будут открываться, и потому П. д. не может генерироваться (абсолютный рефрактерный период). В оставшуюся часть двухмиллисекундного периода натриевые каналы обладают пониженной способностью к отпиранию, и в это время потребуется знач. более сильный раздражитель, чтобы вызвать П. д. (относительный рефрактерный период). В течение 2,5 мс после пика потенциала действия натриево-калиевый насос восстанавливает Na+-K+ концентрацию покоя, и система готова к реактивации. П. д. распространяется потому, что ионный ток в одной точке мембраны вызывает изменения емкостного электрического тока в соседнем участке мембраны, расположенном ближе к концу аксона. Емкостной электрический ток изменяет величину трансмембранного потенциала и открывает натриевые каналы, что вызывает повторение полной последовательности только что описанных событий. Когда аксоны покрыты миелиновой оболочкой, электрический ток возникает только в области перехватов Ранвье, и П. д. распространяется "прыжками" от одного перехвата к другому (сальтаторное проведение). Такой механизм обеспечивает более высокую скорость проведения нервных импульсов в миеленизированных аксонах по сравнению с макс. возможной скоростью распространения П. д. в немиелинизированных аксонах. См. также Ацетилхолинестераза, Центральная нервная система, Нейрохимия, Психофизиология М. Л. Вудрафф

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.14 кб

Гуманистический потенциал театрального действия

Соломко Дмитрий Витальевич
В статье театральное действие рассматривается как часть универсума культуры, как средство сохранения целостности человеческого бытия.
Читать PDF
399.22 кб

Диалектический потенциал мимесиса действия в постдраматическом театре

Алесенкова Виктория Николаевна
Целью статьи является исследование мимесиса действия в постдраматическом театре.
Читать PDF
478.21 кб

Ролевые игры живого действия: потенциал для подготовки религиоведа и теолога

Горин Антон Анатольевич
В статье рассматриваются аспекты подготовки учащихся по на правлению религиоведения и теологии при помощи эффективной, но достаточно сложной и мало используемой в настоящий момент образовательной технологии - ролевой игры живого д
Читать PDF
294.55 кб

Педагогический потенциал театрализованного действия в работе с детским коллективом

Ежов Павел Юрьевич
В статье раскрывается особенность художественно-педагогического метода театрализации в работе с детским коллективом.
Читать PDF
153.73 кб

Производные 5-ариламиноурацила как потенциальные фармакологические агенты двойного действия

Матюгина Е.С., Новиков М.С., Бабков Д.А., Валуев-Элистон В.Т., Ванпуль К., Зикари С., Корона А., Трамонтано Е., Марголис Л., Хандажинская А.Л., Кочетков С.Н.
Показано, что производные 5-ариламиноурацила, ранее продемонстрировавшие способность в концентрации 5-40 мкг/мл ингибировать рост Mycobacterium tuberculosis, являются также неконкурентными ненуклеозидными ингибиторами обратной тра
Читать PDF
100.13 кб

Определение вызванных потенциалов мозга у лиц, подвергающихся ВОЗ действию локальной вибрации

Картапольцева Н. В.
Читать PDF
365.93 кб

Противоопухолевая активность терпеноидов семейства Pinaceae и потенциальные мишени их действия

Лацерус Людмила Анатольевна, Барышников А. Ю.
Представлены данные о противоопухолевой активности отдельных терпеноидов и их комплексов, полученных из хвойных деревьев семейства Pinaceae.
Читать PDF
314.01 кб

Развитие творческого потенциала личности на основе формирования универсальных учебных действий

Лифанова Наталья Викторовна
Предлагаемая в статье система формирования универсальных учебных действий позволит осуществить развитие творческого потенциала личности и за счет этого поднять уровень этого потенциала.
Читать PDF
290.28 кб

Оценка действия жидкостей с измененным окислительно-восстановительным потенциалом в эксперименте

Лаптева В. И., Резников К. М., Борисова Е. А., Брездынюк А. Д., Трофимова Т. Г.
Вода внутренней среды организма существенно отличается от любой экзогенной воды, особенно по величине окислительно-восстановительного потенциала (ОВП).
Читать PDF
399.78 кб

Действие окадаиковой кислоты и ее производных на клетки эукариотических организмов и их потенциально

Косякова Галина Павловна, Прошин Сергей Николаевич, Бычков Евгений Рудольфович, Шабанов Петр Дмитриевич
В работе описаны эффекты окадаиковой кислоты и родственных ей веществ на клетки эукариотических организмов.
Читать PDF
339.45 кб

Многофакторный алгоритм прогнозирования антиагрегантного действия клопидогрела, как потенциальный сп

Курчева Н.П., Мирзаев К.Б., Сычёв Дмитрий Алексеевич
Сегодня причины резистентности к клопидогрелу до конца не определены. Ответ на клопидогрел может зависеть от генетических и от не генетических факторов.
Читать PDF
557.13 кб

Независимость скорости распространения потенциала действия от взаимосвязи между трансконтактной разн

Аппукуттан Шайлеш, Манчанда Рохит
Щелевые контакты представляют собой белковые структуры, которые формируют трансмембранные каналы между соседними клетками, обеспечивая тем самым прямое прохождение ионов и малых молекул.
Читать PDF
760.57 кб

Влияниe диагностического тока на возникновение потенциала действия нейронов при электропунктурном те

Савастенко В.А., Белов В.М.
Исследованы факторы воздействия на биологически активные точки при электропунктурной диагностике по Фоллю, медикаментозном и вегетативном резонансном тестировании.
Читать PDF
1.10 мб

Оценка адаптивного потенциала кристаллостаза крови крыс на действие физиологического донора оксида а

А. В. Разумовский, А. К. Мартусевич, А. В. Давыдюк, Л. К. Ковалева
Целью данной работы явилась оценка влияния инъекций различных концентраций ДНКЖ на собственную и инициированную кристаллизацию сыворотки крови крыс.
Читать PDF
389.98 кб

Потенциал групповой работы для развития универсальных учебных действий учащихся при обучении математ

Журавлёв Иван Александрович
Рассматривается организация групповой работы учащихся с точки зрения развития у них универсальных учебных действий (УУД).

Похожие термины:

  • МЫШЕЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПОТЕНЦИАЛ

    последовательность электрических и химических явлений, возникающих в то время, когда клетка мышцы стимулируется моторным нейроном в месте нервно-мышечного синапса. Возникающее изменение полярн
  • Потенциал действия, или пиковый потенциал

    Мгновенное (в течение одной миллисекунды) изменение электрического состояния нейрона. Называется также спайковым потенциалом, или просто спайком.