Постмодернизм это что такое Постмодернизм: определение — Психология.НЭС
ПОСТКОНТУЗИОННЫЙ СИНДРОМ Постнатальное развитие

Постмодернизм

Найдено 3 определения термина Постмодернизм

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Постмодернизм

postmodernism) В эпоху Просвещения центром научной и философской мысли был человек. Психология как наука базировалась на концепции отдельной личности (individual subjects), наделенной внутренней душой (soul), а позднее - внутренним психич. аппаратом. Психология как наука заняла прочное положение в совр. мышлении, прежде всего это относится к бихевиоризму и к нек-рым тенденциям в когн. психол. Наблюдалось общее стремление к получению внешнего подтверждения, поиску универсальности и абстрактной рациональности, а тж достижению соизмеримости. Современность охватывает не только рационализм Просвещения, но и противодействие ему со стороны романтизма. Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. XX в., в период активного движения молодежи против традиционных культурных ценностей, оставаясь частью совр. научной мысли, образовала противоположный бихевиоризму полюс. Эта поляризация коснулась поисков внешнего подтверждения, дихотомии универсального и индивидуального, столкновения рационализма сторонников технического прогресса с чрезмерной эмоциональностью приверженцев романтизма и противопоставления количественной соизмеримости и качественной уникальности. Бихевиоризм и гуманизм превратились в две стороны одной и той же совр. монеты - абстракции человечества от его собственной культуры. Можно даже говорить о двойной абстракции: психика (the psyche), изучаемая совр. психологией в форме сознания или поведения, рассматривается в отрыве как от ее культурного содержания, так и от ее соц. и ист. контекстов. Культурное содержание и культурный контекст воспринимаются как случайные и локальные, а психол. процессы - как эссенциальные и универсальные. Психология в ситуации постмодернизма В эпоху П. люди больше не яв-ся центром мироздания, индивидуум растворен в лингвистических структурах и всевозможных отношениях. В связи с этим возникает вопрос относительно статуса психологии как науки, изучающей отдельных личностей, коль скоро индивидуум перестал быть центральной фигурой. Постмодернистский дискурс подчеркивает факт укорененности людей в специфической ист. и культурной ситуациях. В фокусе оказываются взаимосвязи в локальном контексте, лингвистическое и соц. конструирование реальности, и субъект (Я) как система отношений. Постмодернистская мысль опирается на концепцию открытого, зависящего от т. зр. и неоднозначного знания, проверку знания практикой и комбинированный (multi-method) подход к исслед., предполагающий использование многообразных методов, включ. качественные описания различного восприятия мира мужчинами и женщинами. Последствия постмодернистской культуры для психологии не раз обсуждались психологами. 3 возможных последствия постмодернистского подхода для этой науки можно описать в общих чертах следующим образом: 1. Сама концепция психол. науки может оказаться настолько прочно привязанной к модернистским допущениям, что психология будет испытывать трудности в понимании мужчин и женщин в постмодернистской культуре. Др. дисциплины, такие как антропология, продемонстрировали большую чувствительность к встроенности челов. деятельности в культурный контекст, и сегодня яв-ся источником полезного знания об отношении людей к миру, в к-ром они живут. Если психология была привилегированным способом понимания человека в эру модернизма, то эра П. может тж подразумевать наступление постпсихологической эпохи. 2. Диаметрально противоположной яв-ся ситуация, при к-рой совр. психологию можно представить себе в виде постмодернистского концептуального коллажа - некой смеси переработанных идей и методов, позаимствованных из др. дисциплин и объединенных в соответствии с самыми совр. запросами массовой культуры. 3. Третья альтернатива заключается в том, что постмодернистский дискурс приведет к метатеоретической реконцептуализации предмета психол. науки и откроет для нее новые перспективы. Постмодернистская психология? Учитывая то огромное значение, к-рое придается в постмодернистской мысли разнообразию и неоднородности, нет смысла излагать программу для постмодернистской психологии. Однако нек-рые последствия постмодернистского дискурса для психологии как науки и профессии описать можно. Они касаются пересмотра концепций (по)знания и исслед., а тж восстановления в правах профессионального знания. Они включают деконструкцию и соц. конструктивизм в психологии, реинтерпретацию "Я", и системную терапию. (По)знание и исследование. Признание существования неоднородных и несоизмеримых контекстов реального мира влечет за собой утрату гегемонии формализованных эксперим. и статистических методов исслед. На вооружение принимаются разнообразные способы производства знания, причем акцент делается не на абстрактном, объективном и универсальном, а на экологически валидном, социально полезном и локальном знании. Раздаются голоса в защиту более практ. видов знания, поднимающие практ. знание повседневной жизни выше теорет. знания. Происходит тж переход от субъекта (по)знания к самому (по)знанию, от (по)знающего человека к познаваемому человеку, от психологии когнитивных процессов к эпистемологическому изучению природы искомого знания. Получают признание нарративные (повествовательные), герменевтические и деконструктивные подходы. Развивается комбинированный подход с акцентом на качественных, интерактивных и включенных исслед. Процесс исслед. не похож на простое картирование объективной соц. реальности; исслед. состоит в соучреждении (coconstitution) объектов, раскрываемых в процессе установления контакта и взаимодействия с самим изучаемым объектом. Речевое общение и соц. практика становятся конечными контекстами, в к-рых достигается и выясняется достоверность знания. Восстановления статуса профессионального знания. Профессиональная практика психологов рассматривается как важный источник психол. знаний. Хотя представители академической психологии обычно недооценивают их, инсайты, порождаемые практ. работой, находятся в полном соответствии с идеями философского анализа знания в постмодернистскую эпоху, при условии, что эта работа ориентирована на локальное и нарративное знание, на признание открытости практ. знания, на изучение разнородного, лингвистического и качественного знания о мире повседневности и на проверку его достоверности посредством практики. Знание превращается в способность совершать эффективные действия; критерием достоверности для прагматического знания становится его способность привести человека к достижению той цели, к-рую он поставил перед собой. Сказанное вовсе не означает, что практика не нуждается в теории, речь идет о переключении внимания психологов-теоретиков с внутреннего мира индивидуума на его взаимоотношения с об-вом со всеми вытекающими из подобного переключения эпистемологическими, этическими и политическими последствиями. Деконструктивная социальная психология. В академической психологии существует неск. тенденций, к-рые явно связаны с постмодернистским дискурсом, преим. в соц. психол. Так, Паркер и Шоттер приводили доводы в пользу деконструирования соц. психол., делая упор на деконструкцию и риторику в тексте о людях. Термин деконструкция - гибрид терминов деструкция и конструкция - обозначает попытку конструирования (созидания) через разрушение. Отжившие свой век и вышедшие из употребления концепции "сносятся" и на их месте "возводятся" новые. Деконструкция фокусируется на внутренних противоречиях текста, на противоречиях между теми намерениями, с к-рыми текст писался, и тем смыслом, к-рый он, тем не менее, вынужден доносить. Паркер и Шоттер разделяют взгляды Дерриды, Фуко и Лакана при рассмотрении внутренних противоречий этих текстов и их соц. конструкций, раскрывающих соотношение сил в данной сфере деятельности и порождающих невыраженные мнения, наподобие феминистской работы по соц. конструированию гендера. Исчезающий субъект. Постмодернистские авторы отвергают субстанциональную концепцию Я в центре мира, децентрируя его посредством введения относительного понятия субъективности: Я существует благодаря его отношениям с другими как часть общей картины мира. Помещение лингвистических структур в центр внимания означает децентрацию субъекта. Я больше не пользуется языком, чтобы выразить себя, скорее можно говорить о том, что язык выражает себя через субъекта. Единообразный субъект гуманистического дискурса отброшен за ненадобностью. Этот превращенный в сущность (essentialized) субъект заменяется временным, ситуационным и сконструированным субъектом, чья Я-идентичность конституируется и реконституируется относительно существующей соц. действительности. Кеннет Герген придаст особое значение соц. конструированию личных идентичностей, особенно в связи с новыми коммуникационными технологиями, порождающими разнообразие знаний и приводящими к осознанию природы соц. реальности в определенном ракурсе. Происходит насыщение Я, преобразование Я в состояние связанности, встроенности в множество соц. сетей. Системная терапия Системная терапия - эта та профессиональная область, в к-рой постмодернистский лингвистический сдвиг приобрел наиболее явную форму. Произошел переход от изучения психики конкретного пациента к изучению семьи как лингвистической системы. Патология больше не рассматривается как коренящаяся в сознании или в бессознательном, а связывается со структурами языка. В центре внимания оказываются взаимодействия и связи, существующие внутри соц. группы. Даже сам термин психотерапевт представляется неадекватным, поскольку терапевт не пытается лечить "душу" ("psyche") пациента, но работает с языком и, как мастер разговорного жанра, врачует только словами. Заключение Постмодернистский дискурс находится в противоречии с модернистскими основами совр. психологии. Вопрос, к-рый был поставлен в данной статье, заключается в следующем: настолько ли прочно психол. наука связана с идеями модернизма, что она не может адекватно воспринять отношение мужчин и женщин к постмодернистскому миру. Были показаны тж и нек-рые аспекты психологии, обращенные к ситуации постмодерна. Постмодернистская психология, по-видимому, требует перехода от исслед. когнитивных механизмов внутреннего психич. аппарата или внутреннего опыта самореализующегося Я к изучению последствий практ. деятельности в лингвистически конституированном соц. мире. А это требует выхода за пределы академических исслед., чтобы учесть создаваемое профессионалами знание и эпистемологические, этические и политические последствия этого знания. Для ныне существующего понимания человека характерно переключение внимания с субъекта (по)знания на само (по)знание и с внутренней сущности индивидуальной души на его бытие в мире с др. людьми. Центр интересов смещается от внутренностей "психич. контейнера" к лицевой стороне челов. мира. Такие понятия, как сознание и бессознательное, Я и психика, отходят на задний план, уступая место таким понятиям, как знание, язык, культура, ландшафт и миф. Происходит переход от археологии души к архитектуре совр. культурных ландшафтов. См. также Отчуждение (политическое), Эклектизм, Эмпиризм, Общие системы, Метапсихология, Рационализм, Теория систем Ш. Квэйл
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Постмодернизм

Широкий методологический подход в психологии, отвергающий предпосылки о том, что наше поведение определяется инстинктами, условными рефлексами, стимулами и т. д. Для сторонников постмодернизма знание является творением, формируемым по мере того, как человек интерпретирует и осмысливает свой чувственный опыт в окружающем мире.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Постмодернизм

эпоха культурного развития Европы, сменившая эпоху Просвещения и способная, как ожидается, радикально трансформировать представления о психологии человека. Человек в постмодерне оказывается растворенным в лингвистических структурах и во всевозможных отношениях, он при этом лишается статуса индивидуума, в который он, с точки зрения традиционной психологии, был посвящен и в котором просуществовал всего 2-3 века, едва ли успев к нему привыкнуть. Поднимается вопрос о постмодернистской психологии, но пока что остается неясным, появится ли она вообще и какой она должна быть в этом новом деиндивидуализированном своем качестве. Предполагается, что акцент с изучения внутреннего мира человека может в западной психологии сместиться в сторону исследований разных аспектов его практической деятельности (эпистемиологии, политики, профессионального знания и др.). Если такое случится и на самом деле, то, вероятно, это произойдет несколько преждевременно, так как психология, в силу своих скромных методологических возможностей, до сих пор только беспомощно топчется у порога внутреннего мира человека, не зная в сущности, как туда ступить. Она, исключая антропологию и психоанализ, ничем в научном плане, кроме массы не получивших должного определения терминов, особенно не отличилась, не внесла тщетно ожидаемого от нее вклада в психопатологию и, более того, где-то попробовала стать даже ее киллером (в лице антипсихиатрии), будучи долгое время уверенной в том, что нарушения деятельности мозга и психические расстройства прямого отношения к ней не имеют.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Постмодернизм — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Раскол самости личности в философии постмодерна

Жукова О. И.
Скачать PDF

Постмодернистские факторы аддиктивного риска

Дмитриева Наталья Витальевна, Левина Лариса Викторовна, Перевозкина Юлия Михайловна, Сигаева Анна Владимировна
В статье рассматриваются факторы аддиктивного риска, к числу которых относятся биологические, личностные, социально-психологические и культуральные факторы.
Скачать PDF

Шаманизм и неошаманизм в культуре постмодерна

Дружинин А. И.
Статья посвящена понятию и роли неошаманизма в постмодернистской культуре. Автор анализирует сходство и различие между традиционным шаманизмом и базовым шаманизмом (неошаманизмом).
Скачать PDF

Организационная идентичность в пространстве постмодернизма

Дмитриева Наталья Витальевна, Короленко Цезарь Петрович, Перевозкина Юлия Михайловна
В статье дается анализ современного состояния культуры постмодернизма, рассматриваются факторы, влияющие на специфику организационной идентичности личности в условиях постмодернизма. Раскрываются причины формирования кризисной организационной идентичности.
Скачать PDF

Современное массовое сознание в контексте постмодернизма

Метелева Евгения Александровна
Современное массовое сознание и массовая культура очень агрессивные социальные феномены, насаждающие ценности и интересы общества потребления. Каноны псевдоценностей и псевдокультуры являются сегодня лидирующим объектом поклонения масс, заменяющим в своей суррогатной субстанции действительные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Каноны псевдоценностей объединяются понятием постмодернизма.
Скачать PDF

Имидж-конструирование как инструмент социальной самоидентификации личности в эпоху постмодерна

Чернова Ксения Николаевна
Рассматривается актуальная проблематика вариативности социальной самоидентификации личности как способности к множественным, изменяющимся ее идентификациям во взаимодействии с различными группами социальных субъектов. Обсуждается вопрос об изучении вариативности таких самоидентификаций в качестве кризисной тенденции в эпоху постмодерна. Описывается актуальная проблематика кризиса социальной идентичности в дискурсе постмодернизма. Раскрываются особенности адаптации современного человека к самоидентификациям в условиях размытой системы ценностей и «смысловой перестройки». Описывается феномен социальных «псевдоидентичностей», предстающий в виде приспособительного механизма к наблюдающейся в нынешнюю эпоху нестабильности. Приводятся результаты анализа нескольких современных популярных имиджей, выступающих в качестве эталонных групп для подражания и создания социальных «псевдоидентичностей». Рассматривается архетипическая основа таких популярных имиджей. Обсуждается вопрос современного представления о сложном структурном феномене персонального имиджа как совокупности произвольного и непроизвольного самовыражения, «внешнего» и «внутреннего» компонентов. Обоснована возможность рассмотрения имидж-конструирования как инструмента социальной самоидентификации личности в эпоху постмодерна. Имидж-конструирование описывается в качестве способа осознания личностью социальных идентичностей посредством выделения индивидуальных нарративов клиента в ходе диалога с психологом-консультантом. Последующая деконструкция и реконструкция индивидуальных нарративов представляется в виде варианта «вскрытия увязанных в обыденности клиента смыслов» и их изменения. Описывается значение создания нового реализованного во «внутреннем» и «внешнем» имидже человека индивидуального нарратива как проекта его новых социальных самоидентификаций. Вместе с этим имидж-конструирование рассматривается в качестве инструмента, способствующего выявлению и уточнению личностных смыслов для человека, что приводит к стабилизации социальных идентичностей личности в изменяющемся социально-культурном пространстве.
Скачать PDF

Проблема преодоления экзистенциального вакуума в эпоху постмодерна

Радугин Алексей Алексеевич
Цель статьи рассмотреть проблему поиска личностных смыслов с позиций анализа жизненных практик преодоления экзистенциального вакуума. В статье анализируются суррогатные, замещающие подлинные смыслы и ценности, связанные с культивированием похоти, и противопоставляется им в качестве позитивного идеал: «Царствие Божие внутри нас».
Скачать PDF

Возвращение самоидентичности личности при горе: авторский постмодернистский подход

Магомед-Эминов Мадрудин
В статье представлен постмодернистский поход к проблеме трансформации самоидентичности личности при горе. Феномен работы горя интерпретируется как работа личности в трагической ситуации человеческого существования утраты близкого человека. Темпоральность является ключевым аспектом для понимания работы травмы, горя и синдрома утраты. Анализируются два традиционных подхода к горю, предлагается постмодернистская трансформационная модель, согласно которой темпорально трансформируются самоидентичность утратившего, репрезентация утраченного и привязанность субъекта к утраченному. Отстаивается идея триединства обращения личности с событием утраты и горя переживание страдания, проявление стойкости, мужества к испытанию, утверждение смыслов бытия в собственном существовании («страдание стойкость рост»).The postmodernist approach to the problem of self-identity transformation of personality in the process of grief is presented in this paper. The phenomenon of grief work is interpreted in terms of personality work in a tragic life situation loss and bereavement of a close one. Temporality is considered a core aspect of trauma work, grief work and loss. In the article two traditional approaches to bereavement are analyzed and the new post-modern transformative model is proposed. In this model is supposed that self-identity of a person who experienced bereavement, representation of a lost person and connection with that lost one has been being temporally transformed. The idea of triadic attitude to the event of loss and grief is presented in the paper: suffering hardiness growth, which means experiencing suffering, manifestation of firmness, persistence, hardness, courage, constitution of meaning of life being.
Скачать PDF

СОЦИАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я В КОНЦЕПЦИЯХ НАГУАЛИЗМА И ПОСТМОДЕРНИЗМА

Белкин Антон Игоревич
В данной статье рассматривается феноменология человеческого Я в контексте проблематики жизни и смерти в нагуализме и постмодернизме. Концепция нагуализма в литературе, философии, трансперсональной психологии представлена работами Карлоса Кастанеды, в которых описан особый взгляд на человеческое Я, практически не имеющий аналогов в отечественной и зарубежной западной и восточной литературе. Сами книги посвящены обучению главного персонажа Карлоса у индейского мага дона Хуана Матуса, который передает своему ученику особый взгляд на мир, в корне отличающийся от западного представления об окружающей действительности. Другой подход связан с течением постмодернизма, для которого исходным фактом является язык, текст, произведение. В основу постмодернизма легли концепции, разработанные в рамках постструктурализма. Но если структурализм стремился выявить присущие всему изначальные структуры, постулировал неразрывность означающего и означаемого, то постструктурализм подверг жесткой критике его идеи. Структуралисты использовали естественнонаучные методы. В отличие от них, постструктуралисты склонны к «активной игре свободной интерпретации». Вывод: В концепциях нагуализма и постмодернизма постулируется зависимость человека от смыслового определения действительности, связанного с формированием субъективной картины мира и социальной категоризации явлений. Различия проходят в способах достижения свободы, которая в нагуализме рассматривается как изменение в когнитивной сфере, в способности к остановке внутреннего диалога и достижению особых эффектов восприятия, а в постмодернизме как творчество, способность к созданию новых текстов, выходящих за рамки языковых стереотипов своего времени.
Скачать PDF

УРГЕНТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОТВЕТ НА ФЕНОМЕН НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ МИРЕ

Горовая А.Ю.
Статья посвящена рассмотрению некоторых важных особенностей постмодернисткого общества и влиянию их на психику человека, рассматриваются феномен «нехватки времени», влияние гиперстимуляции информацией и средствами СМИ. В настоящее время ургентная аддикция еще официально не признана диагнозом, требующим терапии. В данной работе приведены основные характеристики личности ургентного аддикта, психосоматические процессы, сопровождающие данную аддикцию, особенности начальной стадии выхода из состояния ургентной аддикции и указывается на необходимость популяризации аддиктологии как средство профилактики и побуждения к лечению аддикций.
Скачать PDF