Постмодернизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Постмодернизм
Широкий методологический подход в психологии, отвергающий предпосылки о том, что наше поведение определяется инстинктами, условными рефлексами, стимулами и т. д. Для сторонников постмодернизма знание является творением, формируемым по мере того, как человек интерпретирует и осмысливает свой чувственный опыт в окружающем мире.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Постмодернизм
эпоха культурного развития Европы, сменившая эпоху Просвещения и способная, как ожидается, радикально трансформировать представления о психологии человека. Человек в постмодерне оказывается растворенным в лингвистических структурах и во всевозможных отношениях, он при этом лишается статуса индивидуума, в который он, с точки зрения традиционной психологии, был посвящен и в котором просуществовал всего 2-3 века, едва ли успев к нему привыкнуть. Поднимается вопрос о постмодернистской психологии, но пока что остается неясным, появится ли она вообще и какой она должна быть в этом новом деиндивидуализированном своем качестве. Предполагается, что акцент с изучения внутреннего мира человека может в западной психологии сместиться в сторону исследований разных аспектов его практической деятельности (эпистемиологии, политики, профессионального знания и др.). Если такое случится и на самом деле, то, вероятно, это произойдет несколько преждевременно, так как психология, в силу своих скромных методологических возможностей, до сих пор только беспомощно топчется у порога внутреннего мира человека, не зная в сущности, как туда ступить. Она, исключая антропологию и психоанализ, ничем в научном плане, кроме массы не получивших должного определения терминов, особенно не отличилась, не внесла тщетно ожидаемого от нее вклада в психопатологию и, более того, где-то попробовала стать даже ее киллером (в лице антипсихиатрии), будучи долгое время уверенной в том, что нарушения деятельности мозга и психические расстройства прямого отношения к ней не имеют.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Постмодернизм
postmodernism) В эпоху Просвещения центром научной и философской мысли был человек. Психология как наука базировалась на концепции отдельной личности (individual subjects), наделенной внутренней душой (soul), а позднее - внутренним психич. аппаратом. Психология как наука заняла прочное положение в совр. мышлении, прежде всего это относится к бихевиоризму и к нек-рым тенденциям в когн. психол. Наблюдалось общее стремление к получению внешнего подтверждения, поиску универсальности и абстрактной рациональности, а тж достижению соизмеримости. Современность охватывает не только рационализм Просвещения, но и противодействие ему со стороны романтизма. Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. XX в., в период активного движения молодежи против традиционных культурных ценностей, оставаясь частью совр. научной мысли, образовала противоположный бихевиоризму полюс. Эта поляризация коснулась поисков внешнего подтверждения, дихотомии универсального и индивидуального, столкновения рационализма сторонников технического прогресса с чрезмерной эмоциональностью приверженцев романтизма и противопоставления количественной соизмеримости и качественной уникальности. Бихевиоризм и гуманизм превратились в две стороны одной и той же совр. монеты - абстракции человечества от его собственной культуры. Можно даже говорить о двойной абстракции: психика (the psyche), изучаемая совр. психологией в форме сознания или поведения, рассматривается в отрыве как от ее культурного содержания, так и от ее соц. и ист. контекстов. Культурное содержание и культурный контекст воспринимаются как случайные и локальные, а психол. процессы - как эссенциальные и универсальные. Психология в ситуации постмодернизма В эпоху П. люди больше не яв-ся центром мироздания, индивидуум растворен в лингвистических структурах и всевозможных отношениях. В связи с этим возникает вопрос относительно статуса психологии как науки, изучающей отдельных личностей, коль скоро индивидуум перестал быть центральной фигурой. Постмодернистский дискурс подчеркивает факт укорененности людей в специфической ист. и культурной ситуациях. В фокусе оказываются взаимосвязи в локальном контексте, лингвистическое и соц. конструирование реальности, и субъект (Я) как система отношений. Постмодернистская мысль опирается на концепцию открытого, зависящего от т. зр. и неоднозначного знания, проверку знания практикой и комбинированный (multi-method) подход к исслед., предполагающий использование многообразных методов, включ. качественные описания различного восприятия мира мужчинами и женщинами. Последствия постмодернистской культуры для психологии не раз обсуждались психологами. 3 возможных последствия постмодернистского подхода для этой науки можно описать в общих чертах следующим образом: 1. Сама концепция психол. науки может оказаться настолько прочно привязанной к модернистским допущениям, что психология будет испытывать трудности в понимании мужчин и женщин в постмодернистской культуре. Др. дисциплины, такие как антропология, продемонстрировали большую чувствительность к встроенности челов. деятельности в культурный контекст, и сегодня яв-ся источником полезного знания об отношении людей к миру, в к-ром они живут. Если психология была привилегированным способом понимания человека в эру модернизма, то эра П. может тж подразумевать наступление постпсихологической эпохи. 2. Диаметрально противоположной яв-ся ситуация, при к-рой совр. психологию можно представить себе в виде постмодернистского концептуального коллажа - некой смеси переработанных идей и методов, позаимствованных из др. дисциплин и объединенных в соответствии с самыми совр. запросами массовой культуры. 3. Третья альтернатива заключается в том, что постмодернистский дискурс приведет к метатеоретической реконцептуализации предмета психол. науки и откроет для нее новые перспективы. Постмодернистская психология? Учитывая то огромное значение, к-рое придается в постмодернистской мысли разнообразию и неоднородности, нет смысла излагать программу для постмодернистской психологии. Однако нек-рые последствия постмодернистского дискурса для психологии как науки и профессии описать можно. Они касаются пересмотра концепций (по)знания и исслед., а тж восстановления в правах профессионального знания. Они включают деконструкцию и соц. конструктивизм в психологии, реинтерпретацию "Я", и системную терапию. (По)знание и исследование. Признание существования неоднородных и несоизмеримых контекстов реального мира влечет за собой утрату гегемонии формализованных эксперим. и статистических методов исслед. На вооружение принимаются разнообразные способы производства знания, причем акцент делается не на абстрактном, объективном и универсальном, а на экологически валидном, социально полезном и локальном знании. Раздаются голоса в защиту более практ. видов знания, поднимающие практ. знание повседневной жизни выше теорет. знания. Происходит тж переход от субъекта (по)знания к самому (по)знанию, от (по)знающего человека к познаваемому человеку, от психологии когнитивных процессов к эпистемологическому изучению природы искомого знания. Получают признание нарративные (повествовательные), герменевтические и деконструктивные подходы. Развивается комбинированный подход с акцентом на качественных, интерактивных и включенных исслед. Процесс исслед. не похож на простое картирование объективной соц. реальности; исслед. состоит в соучреждении (coconstitution) объектов, раскрываемых в процессе установления контакта и взаимодействия с самим изучаемым объектом. Речевое общение и соц. практика становятся конечными контекстами, в к-рых достигается и выясняется достоверность знания. Восстановления статуса профессионального знания. Профессиональная практика психологов рассматривается как важный источник психол. знаний. Хотя представители академической психологии обычно недооценивают их, инсайты, порождаемые практ. работой, находятся в полном соответствии с идеями философского анализа знания в постмодернистскую эпоху, при условии, что эта работа ориентирована на локальное и нарративное знание, на признание открытости практ. знания, на изучение разнородного, лингвистического и качественного знания о мире повседневности и на проверку его достоверности посредством практики. Знание превращается в способность совершать эффективные действия; критерием достоверности для прагматического знания становится его способность привести человека к достижению той цели, к-рую он поставил перед собой. Сказанное вовсе не означает, что практика не нуждается в теории, речь идет о переключении внимания психологов-теоретиков с внутреннего мира индивидуума на его взаимоотношения с об-вом со всеми вытекающими из подобного переключения эпистемологическими, этическими и политическими последствиями. Деконструктивная социальная психология. В академической психологии существует неск. тенденций, к-рые явно связаны с постмодернистским дискурсом, преим. в соц. психол. Так, Паркер и Шоттер приводили доводы в пользу деконструирования соц. психол., делая упор на деконструкцию и риторику в тексте о людях. Термин деконструкция - гибрид терминов деструкция и конструкция - обозначает попытку конструирования (созидания) через разрушение. Отжившие свой век и вышедшие из употребления концепции "сносятся" и на их месте "возводятся" новые. Деконструкция фокусируется на внутренних противоречиях текста, на противоречиях между теми намерениями, с к-рыми текст писался, и тем смыслом, к-рый он, тем не менее, вынужден доносить. Паркер и Шоттер разделяют взгляды Дерриды, Фуко и Лакана при рассмотрении внутренних противоречий этих текстов и их соц. конструкций, раскрывающих соотношение сил в данной сфере деятельности и порождающих невыраженные мнения, наподобие феминистской работы по соц. конструированию гендера. Исчезающий субъект. Постмодернистские авторы отвергают субстанциональную концепцию Я в центре мира, децентрируя его посредством введения относительного понятия субъективности: Я существует благодаря его отношениям с другими как часть общей картины мира. Помещение лингвистических структур в центр внимания означает децентрацию субъекта. Я больше не пользуется языком, чтобы выразить себя, скорее можно говорить о том, что язык выражает себя через субъекта. Единообразный субъект гуманистического дискурса отброшен за ненадобностью. Этот превращенный в сущность (essentialized) субъект заменяется временным, ситуационным и сконструированным субъектом, чья Я-идентичность конституируется и реконституируется относительно существующей соц. действительности. Кеннет Герген придаст особое значение соц. конструированию личных идентичностей, особенно в связи с новыми коммуникационными технологиями, порождающими разнообразие знаний и приводящими к осознанию природы соц. реальности в определенном ракурсе. Происходит насыщение Я, преобразование Я в состояние связанности, встроенности в множество соц. сетей. Системная терапия Системная терапия - эта та профессиональная область, в к-рой постмодернистский лингвистический сдвиг приобрел наиболее явную форму. Произошел переход от изучения психики конкретного пациента к изучению семьи как лингвистической системы. Патология больше не рассматривается как коренящаяся в сознании или в бессознательном, а связывается со структурами языка. В центре внимания оказываются взаимодействия и связи, существующие внутри соц. группы. Даже сам термин психотерапевт представляется неадекватным, поскольку терапевт не пытается лечить "душу" ("psyche") пациента, но работает с языком и, как мастер разговорного жанра, врачует только словами. Заключение Постмодернистский дискурс находится в противоречии с модернистскими основами совр. психологии. Вопрос, к-рый был поставлен в данной статье, заключается в следующем: настолько ли прочно психол. наука связана с идеями модернизма, что она не может адекватно воспринять отношение мужчин и женщин к постмодернистскому миру. Были показаны тж и нек-рые аспекты психологии, обращенные к ситуации постмодерна. Постмодернистская психология, по-видимому, требует перехода от исслед. когнитивных механизмов внутреннего психич. аппарата или внутреннего опыта самореализующегося Я к изучению последствий практ. деятельности в лингвистически конституированном соц. мире. А это требует выхода за пределы академических исслед., чтобы учесть создаваемое профессионалами знание и эпистемологические, этические и политические последствия этого знания. Для ныне существующего понимания человека характерно переключение внимания с субъекта (по)знания на само (по)знание и с внутренней сущности индивидуальной души на его бытие в мире с др. людьми. Центр интересов смещается от внутренностей "психич. контейнера" к лицевой стороне челов. мира. Такие понятия, как сознание и бессознательное, Я и психика, отходят на задний план, уступая место таким понятиям, как знание, язык, культура, ландшафт и миф. Происходит переход от археологии души к архитектуре совр. культурных ландшафтов. См. также Отчуждение (политическое), Эклектизм, Эмпиризм, Общие системы, Метапсихология, Рационализм, Теория систем Ш. Квэйл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
185.20 кб

2000. 02. 020-024. Постмодернизм и психологическая наука. (сводный реферат)

Якимова Е. В.
Читать PDF
66.72 кб

Русский символизм и постмодернизм: проблемы связи и преемственности

Царева Надежда Александровна
Читать PDF
115.12 кб

Русский символизм и европейский постмодернизм о кризисе культуры

Царева Надежда Александровна
Теоретики русского символизма и европейского постмодернизма связывают состояние кризиса культуры с потерей духовного основания. Современную им культуру философы начала и конца ХХ в.
Читать PDF
207.92 кб

Поэтический язык как пространство свободного творчества: русский символизм и постмодернизм

Царева Надежда Александровна
Стремление к постижению глубинного смысла слова, выявлению его сущностной основы является одной из основных целей русского символизма и западно-европейского постмодернизма.
Читать PDF
130.63 кб

Постмодернизм в современном изобразительном искусстве

Волова Л. А.
Читать PDF
278.67 кб

Дадаизм и постмодернизм

Фетисова Т. А.
Читать PDF
459.33 кб

Постмодернизм как явление культуры

Скворцов Лев Владимирович
Читать PDF
293.95 кб

Модернизм и постмодернизм: к проблеме соотношения

Новикова Надежда Львовна, Тремаскина Ирина Викторовна
Постмодернизм как современное мироощущение своеобразный протест против действительности, полемика с модернизмом и в то же время своего рода подведение итогов и переосмысление.
Читать PDF
193.13 кб

Постмодернизм как среда для становления первичного субъекта культуры

Ветюгова Ю. С.
Статья посвящена постмодернизму как явлению, внутри которого сформировался своеобразный субъект культуры. Рассматривается понятие «субъект культуры».
Читать PDF
319.53 кб

Постмодернизм и гуманитарная проблематика

Фалеев Алексей Николаевич
Рассматриваются характеристические принципы постмодернистской ситуации: плюрализм, децентрация, фрагментация, эклектизм, диалогизм.
Читать PDF
171.42 кб

Постмодернизм в традиционных видах художественной культуры: архитектура, литература, живопись

Тарасов А. Н.
в статье рассматриваются попытки постмодернистов преодолеть все устоявшиеся нормы и традиции, выразившейся в решительном разрыве со всей предшествующей традиционной культурой.
Читать PDF
277.26 кб

Н. Б. Маньковская. Постмодернизм в искусстве

Фетисова Т. А.
Читать PDF
488.60 кб

95. 03. 036. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // иностранная литература. -- М. ,

Федорова Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

94. 04. 001. Ильин И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М. :

Андреева И. С.
Читать PDF
226.69 кб

2000. 01. 016-020. Постмодернизм и психологическая наука (сводный реферат)

Якимова Е. В.