Под посредничеством понимается временное согласованное с субъектами конфликта вмешательство третьей нейтральной стороны миротворческого характера с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения.
Многочисленные формы деятельности в пространстве конфликтного менеджмента могут быть разделены на две наиболее общие категории: внутренний конфликтный менеджмент (без вмешательства третьей стороны) и внешний конфликтный менеджмент (с вмешательством третьей стороны). Критерий вмешательства позволяет отличать конфликтный менеджмент от механизма группового участия в конфликте в форме коалиций. Третья сторона, в отличие от коалиции, занимает авторитетную позицию по отношению ко всем участникам конфликта, представляющим стороны противоборства. Вмешательство третьей стороны представляет собой исходящую извне непредвзятую активность миротворческого характера. Посредничество, таким образом, - одно из мирных средств разрешения международных споров. Посредничество может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но обязательно при согласии сторон. Т.е. существенной характеристикой посредничества выступает признак его добровольности.
Воздействие третьей стороны на участников конфликта очень разнообразно. Среди средств воздействия различают две группы:
1. убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения;
2. принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий.
Убеждение и оказание помощи в нахождении решения являются основными средствами воздействия третьей стороны при использовании переговорного подхода, хотя не исключено и использование средств давления (например, оказание политического или экономического давления).
Следует отличать официальное и неофициальное посредничество. Официальное посредничество подразумевает, что в роли посредника выступают государства или межправительственные организации. При неофициальном посредничестве эти функции выполняют общественные организации, движения, частные лица.
М.М. Лебедева [1] выделяет посредничество государств и международных организаций. Во втором случае в роли посредника выступают международные межправительственные и неправительственные организации, как универсальные (ООН), так и региональные (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Организация американских государств, Организация африканского единства и др.).
В мировой практике к посредническим услугам международных организаций особенно интенсивно стали прибегать после второй мировой войны, что, по оценкам различных исследователей, следующими причинами:
1. значительным ростом количества универсальных и региональных международных организаций, особенно во второй половине XX в.;
2. их активной ролью в мире (в частности таких организаций как ООН, ОБСЕ, ОАЕ и ряда других);
3. во многих случаях восприятием их конфликтующими сторонами как нейтральных в связи с тем, что в межправительственных организациях представлены страны с различной политической, идеологической, религиозной ориентацией.
Международные организации имеют меньше возможностей, чем крупные державы использовать рычаги «поощрения» и «наказания». Они охотнее пользуются теми средствами, которые предполагают наличие экспертных знаний, а также легитимности для вмешательства в отношения членов своих организаций. Так, представитель ООН в принципе имеет больше формальных прав вмешиваться в конфликт, чем кто-то другой. Вследствие этого ему легче устанавливать контакты с высшим руководством обеих конфликтующих сторон и через них оказывать влияние на ситуацию. Благодаря тому, что межправительственные организации обычно воспринимаются в качестве законного посредника, стороны более склонны следовать именно их советам и идти навстречу их пожеланиям.
Несмотря на активную деятельность международных организаций в урегулировании конфликтов, случается и так, что им отказывают в праве быть посредником, подозревая, будто через эти организации проводится политика какого-либо государства или группы государств. В качестве примера можно привести первоначально отношение Израиля к посреднической роли ООН на переговорах по 101-километровой зоне на дороге Суэц-Каир после войны 1973 г. Израиль полагал, что в ООН слишком сильно влияние арабских стран, поэтому она не сможет быть хорошим посредником. Впоследствии ООН все же выступила посредником на этих переговорах, которые в итоге привели к достижению договоренностей.
Другая проблема в посреднической деятельности международных организаций заключается в том, что хотя уставы многих из них предусматривают вмешательство в конфликт, но часто отсутствует механизм его реализации.
Среди межправительственных организаций наиболее интенсивно оказанием посреднических услуг занимается ООН, Устав которой предусматривает коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, а также разрешение споров мирными средствами. Посредническая деятельность ООН осуществляется в различных формах и различными ее представителями. Это может быть специальный представитель генерального секретаря ООН или непосредственно генеральный секретарь.
Существенную роль в посредничестве играют специальные комитеты и комиссии ООН, которые занимаются сбором информации, отслеживанием ситуации и оказанием помощи в поиске мирных решений. Резолюции, принимаемые ООН, оказывают моральное и политическое воздействие на конфликтующие стороны, побуждая их к мирному решению споров.
Региональные межправительственные организации непосредственно заинтересованы в сохранении и поддержании мира в регионе. В силу этого уставы ряда из них предусматривают наличие мандата на вмешательство в случае разгорания конфликта. Например, уставы Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации американских государств (ОАГ) содержат прямое указание на то, чтобы их члены выступали посредниками в регионе. С этой целью региональные организации создают, например, по конкретному конфликту специальные группы или комитеты, которые осуществляют посреднические функции.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в своей посреднической деятельности исходит из принципов, включающих в себя и принцип мирного разрешения споров. Эти принципы были сформулированы в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое было подписано 33 европейскими странами, а также США и Канадой в Хельсинки в 1975 г. ОБСЕ участвовала в посредничестве на европейском континенте, в частности в бывшей Югославии и в России в связи с конфликтом в Чечне.
В последние годы все большую роль в посредничестве играют неправительственные международные организации, хотя некоторые из них сотрудничают с правительственными структурами разных стран. К ним относятся церковь, Международный Красный Крест, «Врачи без границ» и др. Неправительственные институты и организации осуществляют посреднические функции главным образом за счет того, что стороны доверяют им и стремятся сохранить с ними хороший отношения.
Среди неправительственных организаций и институтов, участвующих в посредничестве, следует упомянуть Международный Красный Крест. Он включает в себя несколько организаций, среди которых одной из старейших является Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в 1863 г. В Швейцарии с целью оказания гуманитарной помощи во время вооруженных конфликтов. МККК не участвует непосредственно в политическом урегулировании конфликтов, но имеет возможность благодаря оказанию гуманитарной помощи способствовать установлению каналов коммуникации, а также влиять на участников, побуждая их к завершению конфликта мирным путем. Например, представители Красного Креста выступали с гуманитарными миссиями в таких этнических конфликтах 90-х годов, как боснийский, чеченский, таджикский.
Литература
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1999.
Посредничество международных организаций в разрешении этнических конфликтов
Посредничество международных организаций в разрешении этнических конфликтов
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.