ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Найдено 11 определений термина ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического. Различаются:

1) образ последовательный положительный - после прекращения действия яркого света - окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;

2) образ последовательный отрицательный - после перевода взгляда, на светлый фон - сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.

При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных образов последовательных, продолжающихся в течение десятков секунд или даже минут (-> эйдетизм; представление).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

англ. afterimage, букв, послеобраз) - ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, "след" раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за "стирания" их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - "П. о. Геринга", "П. о. Пуркинье" и "П. о. Гесса" соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А. Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина "послеобраз" (англ. afterimage и нем. nachbild) - "следующий за образом": "Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним" Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы" (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

П. о. может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

after-image) - сохранение яркого представления об объекте, запечатленном головным мозгом человека, в течение короткого времени после того, как объект исчез из поля зрения или при закрывании глаз.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Последовательный образ

Категория. Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.

Специфика. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из-за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Синоним. Послеобраз.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

зрительное ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражителя. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взор на белую стену, то положительный П. о. этого источника света будет виден уже темнае, чем остальная стена (отрицательный П. о.). При более точном самонаблюдении оказывается, что процесс затухания П. о. сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. На раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка минут. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов. Время П. о. зависит от яркости сигнала, яркости фона и длительности действия сигнала. Для очень ярких сигналов длительность П. о. может достигать десятка минут. Возникший П. о. постепенно исчезает, контуры его становятся все более размытыми. Иногда могут появиться три или четыре П. о. уменьшающейся интенсивности. П. о. от предыдущего сигнала может исказить ощущение, получаемое от последующих сигналов.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Последовательный образ

мысленное представление только что прошедшего, случившегося.

…Вот он ушел, a я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно – там мне представляется его лицо (А. Чехов, Дядя Ваня).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Последовательный образ

перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удален. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

последовательный образ

зрительные ощущения, возникающие в результате сохранения следа от раздражителя вследствие инертности возбуждения в органах чувств и нервных центрах и в течение некоторого времени сохраняющиеся после прекращения действия раздражителя.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Скачать PDF

Образ я как результат самопознания младших подростков, воспитывающихся в условиях интерната

Шерешкова Е. А.
В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания.
Скачать PDF

Субъективный образ ситуации как фактор дифференциации поведенческих стратегий личности

Белан Елена Альбертовна
Обсуждается решающая роль субъект-ситуационного взаимодействия в дифференциации поведенческих стратегий личности. Показано, что определенный комплекс ситуационных параметров позволяет выявлять существенные различия между классами повседневных, значимых и трудных жизненных ситуаций. Рассматривается зависимость поведенческих стратегий от образа ситуации, отраженного в индивидуальном сознании субъекта взаимодействия
Скачать PDF

Графический образ в изобразительном творчестве детей

Нестерова Татьяна Владимировна
Изложены теоретические вопросы изучения графического образа рисунков детей, выделены его структурные компоненты, показано взаимодействие с познавательными, зрительно-двигательными, эмоциональными процессами, подчеркнута зависимость формирования графического образа от педагогической помощи. The article describes theoretical issues of study of graphic image of children's paintings: its structural components are pointed out; the interrelation with cognitive, visuallyimpellent and emotional processes is accentuated; dependence of formation of graphic image from educational help is emphasized.
Скачать PDF

Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации

Писарева Анастасия Александровна
В статье рассматривается значение качества взаимоотношений в семье для становления личности подростка и его адаптации в социуме. Поднимается вопрос значимости субъективного восприятия, понимания и оценки родителей самими подростками при формировании его личности. Предоставляются данные научного исследования, подтверждающие существование взаимосвязи между индивидуально-личностными качествами подростков и их отношением к образу родителей. Показано существование связи между социальной адаптацией и взаимоотношениями в семье. Обнаружены закономерности в восприятии себя на фоне сформированного субъективного видения подростком своих родителей.
Скачать PDF

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Скачать PDF

Образ как основа для математического описания психики

Чуриков В. А.
В работе дается попытка обоснования подхода, на основе которого дается возможность строгого описания информационных систем получающих и обрабатывающих информацию в виде образов. Каждую информационную систему можно разделить на две основных части пассивную и активную. Пассивная часть является совокупностью образов входящих в состав информационной системы, которые ею обрабатываются и хранятся в ней. Активная часть состоит из материальных структур информационной системы операторов, которые занимаются обработкой образов. Такой подход, названный иконодинамикой, в частности, дает возможность для описания информационных процессов в психике человека и животных
Скачать PDF

Образ Вооруженных Сил России как объект психологического исследования

Бушков Алексей Вячеславович
В статье обозначены основные подходы к изучению образа, выработанные психологической наукой. Автор, выбрав один из них, рассматривает сущность, формы, свойства и функции образа Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях, которые характеризуются стремительными, скоротечными, кардинальными преобразованиями количественной и качественной составляющих военной организации государства. Приводятся результаты эмпирического исследования, с помощью которого удалось выделить структуру и содержание образа Вооруженных Сил как фактора, оказывающего влияние на формирование личности военнослужащего. Автор приходит к заключению, что от того, как отражается в сознании конкретного военнослужащего, особенно офицера, новый образ Российских Вооруженных Сил, во многом зависит его отношение к выполнению служебного долга.
Скачать PDF

Служебное взаимодействие и психологический образ руководителя

Осинцева А.В.
Скачать PDF

Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек

Девятых С.Ю.
Рассматривая оцененные эталоны как регуляторы внутрисемейного взаимодействия, автор представляет результаты эмпирического исследования гендерных различий образа семьи и оценочных эталонов семьи в юношеском возрасте.Considering estimated standards as regulators of interaction inside the family, the author presents the results of the empirical research of gender distinctions in family image and family estimated standards at youthful age.
Скачать PDF

Образ предпринимателя у школьников, студентов, работающих и пенсионеров

Воробьева Н. А.
В данной статье приводятся результаты исследования образа предпринимателя у различных социальных групп. Представлена характеристика теории социальных представлений как теории «нового типа» в психологии. Описаны основные содержательные характеристики образа предпринимателя у школьников, студентов, работающих и пенсионеров.
Скачать PDF

Соотношение «Образ жизни образ мира» как динамический фактор трансформации ментального пространства

Ходжабагиянц Татьяна Георгиевна
Рассматриваются закономерности возникновения психологических проблем, связанных с вхождением человека в инокультуру. Предлагаются подходы к изучению типологических различий и завязанных на них психологических проблем, обусловленных готовностью человека к изменению образа жизни и образа мира и различным сочетанием этих готовностей у конкретного человека.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!