Последовательные методы

Найдено 1 определение
Последовательные методы
sequential methods) П. м. - это квазиэкспериментальные планы исслед. в области психологии развития и др. наук о развитии, предназначенные для нейтрализации потенциальных смешений при изучении явлений, связанных с измерениями (dimensions) хронологического возраста, времени и поколений (когорт). Традиционные планы в психологии развития В традиционных психол. исслед. развития, включающих переменную возраста, использовались либо поперечные (поперечных срезов), либо продольные (лонгитюдные) подходы. Оба они отягощены проблемами внутренней валидности, ограничивающими выводы, к-рые могут быть извлечены из исслед., проведенных по таким планам. Когда индивидуумы сравниваются с собой или с другими на различных стадиях возрастного развития, должны учитываться 3 параметра: хронологический возраст (А) наблюдаемого индивидуума, возрастная когорта (С) этого индивидуума (дата вхождения в среду), и время (Т) измерения наблюдаемого индивидуума. Традиционные планы исслед. развития смешивают эти параметры. Поперечный подход (сравнение возрастов) использует выборки людей разных возрастов и сравнивает их показатели по изучаемой зависимой переменной, опираясь на допущение, что выборки сопоставимы между собой в отношении предыдущей жизненной истории и всех др. переменных за исключением возраста. Люди, входящие в возрастные группы, измеряемые в один и тот же момент времени, но различающиеся между собой по возрасту, должны по определению рождаться в различные моменты времени. Поэтому поперечные исслед. смешивают эффекты хронологического возраста и когорты. Считается, что когда сравнения охватывают широкий спектр возрастов, результирующие различия с большей степенью отражают вариацию когорт (поколений), чем влияния хронологического возраста. Т. о., поперечные исслед. подходят для определения возрастных различий в отдельный ист. отрезок времени, обеспечивая информ. для принятия текущих политических решений, а исслед. ограниченного спектра возрастов у детей или стариков могут обеспечивать предварительную оценку возрастных изменений в ситуации слабовыраженного влияния эффектов когорт. В отличие от поперечного подхода, целью классического продольного плана яв-ся изучение развития одних и тех же индивидуумов. Как таковой, этот план представляет собой временную серию, состоящую из начального претеста, последующего вмешательства (тех событий в развитии, к-рые происходят с течением времени) и посттеста, к-рая применяется к одним и тем же индивидуумам. Если используется более чем один временной интервал, тогда имеет место последовательность перемежающихся воздействий (событий продолжающегося естественного развития) и посттестов. Продольный план обычно применяется к одной группе участников исслед., имеющих примерно одинаковый хронологический возраст на момент проведения претеста и, следовательно, относящихся к одной возрастной когорте. Нек-рые из угроз внутренней валидности, перечисленных Кэмпбеллом и Стэнли, могут служить вероятными альтернативными объяснениями тех наблюдаемых поведенческих изменений (или их отсутствия), к-рые приписываются возрасту в исслед., использующих эти традиционные планы. В продольном исслед. с единственной когортой должны смешиваться эффекты времени измерения (периода) и возраста, и присутствие эффектов периода в зависимой переменной будет нарушать внутреннюю валидность оценок возрастных эффектов. Эти эффекты периода могут либо имитировать, либо подавлять связанные с развитием изменения, происходящие в течение конкретного возрастного промежутка, в зависимости от того, ковариируют ли эффекты времени измерения и возраста положительно или отрицательно. Продольный план с единственной когортой не позволяет непосредственно контролировать или оценивать величину др. угроз внутренней валидности. Напр. для ограничения угрозы инструментальной погрешности обычно предпринимаются специальные шаги, позволяющие обеспечить, насколько это возможно, неизменность измерительных процедур на протяжении всего исслед. Эффекты статистической регрессии минимизируют временами путем использования по меньшей мере двух, или даже более, повторных измерений. Тем не менее, если др. контрольные выборки не привлекаются для этой конкретной цели, продольные исслед. с единственной когортой не могут обойти эффектов тестирования и отсева в эксперим. группе. Продольные исслед. с единственной когортой сыграли необходимую и полезную роль на ранних этапах становления наук о развитии. Иногда продольный план с единственной когортой может быть наилучшим подходом в обеспечении предварительными данными по развивающимся функциям, к-рые могут в дальнейшем воспроизводиться в исслед. на др. когортах и в др. ситуациях измерения. Исслед. с единственной когортой могут тж быть полезными в приложениях, таких как определение типологий паттернов развития в специфической изучаемой популяции. Последовательные стратегии Для устранения ограничений, присущих планам поперечных исслед. и продольных исслед. с единственной когортой, были предложены неск. последовательных стратегий. Термин "последовательный" означает, что потребная выборочная база (sampling frame) представляет собой последовательность выборок, наблюдаемых в неск. ситуациях измерения (периодах). Последовательные стратегии могут быть лучше поняты путем проведения различия между планом выборочного исслед. (sampling design) и планом анализа (analysis design), несмотря на их тесную связь. План выборочного исслед. указывает клетки матрицы когорта - возраст, к-рые должны выбираться в конкретном исслед. развития. План анализа указывает на то, каким образом эти выбранные клетки могут быть организованы в целях анализа эффектов возраста, когорты и времени измерения. Рис. 1 представляет типичную матрицу когорта возраст, показывающую все варианты последовательных планов, а тж иллюстрирует смешивание трех интересующих нас параметров. А и С представлены строками и столбцами матрицы, тогда как Т является параметром, заключенным в клетках данной матрицы. Ведутся споры в отношении того, возможно ли вообще, и если да, то как получить несмешанные оценки эффектов возраста, когорты и времени измерения. Поднимаемые в них вопросы довольно сложны, носят специальный технический характер и выходят за рамки этой статьи. Планы выборочного исследования Можно выделить 2 типа последовательных планов выборочного исслед.: планы многократного наблюдения группы индивидуумов до заполнения клеток матрицы и планы использования независимых выборок индивидуумов (каждая наблюдается только один раз), извлекаемых из одних и тех же когорт до заполнения клеток матрицы. Матрица, показанная на рис. 1, могла бы быть получена на основе любого из этих подходов. Используя терминологию Балтеса, можно обозначить эти 2 плана как продольную и поперечную последовательности соответственно. Поперечная последовательность означает воспроизведение поперечного исслед. того же самого диапазона возрастов, к-рые оцениваются по меньшей мере в двух различных периодах времени, с получением оценки для каждого возрастного уровня по множеству когорт, где каждая выборка измеряется только один раз. В отличие от него, продольная последовательность предполагает измерение по меньшей мере двух когорт в отношении того же самого диапазона возрастов. Оценки для каждой когорты тж получаются в двух или более временных точках. Решающее различие между ними, однако, состоит в том, что продольная последовательность обеспечивает данные, позволяющие оценивать внутригрупповые изменения индивидуумов наряду с индивидуальными различиями в таких изменениях. Пример набора данных, содержащего как поперечные, так и продольные последовательности, можно найти у Шайи и Герцога. Планы анализа Данные, собранные в соответствии со схемами, подобными приведенным на рис. 1, допускают множество альтернативных стратегий анализа. Каждая строка этой матрицы может рассматриваться как продольное исслед. с единственной когортой, каждая диагональ как поперечное исслед. и каждый столбец как исслед. с временным лагом (сравнение поведения в определенном возрасте в последовательных когортах). Последовательные планы выборочного исслед., к сожалению, не позволяют произвести полное разделение компонентов функции В = f(A, С, Т) вследствие очевидной линейной зависимости этих трех факторов. Тем не менее, есть основания полагать, что данная модель обеспечивает 3 различных плана анализа в виде рассмотрения изолированного эффекта любых двух из этих компонентов с одновременным допущением постоянства или нерелевантности третьего на основе теорет. или эмпирических соображений. Касаясь минимального набора планов, представленных на рис. 1, Шайи предполагает, что когортно-последовательная стратегия (cohort-sequential strategy) позволит отделить возрастные изменения от когортных различий при условии незначительных эффектов времени измерения. Временная последовательная стратегия (time-sequential strategy) позволит отделить возрастные различия от различий, связанных с периодом измерения, при условии лишь незначительных эффектов когорты. Наконец, поперечно-последовательная стратегия (cross-sequential strategy) позволит отделить когортные различия от различий, связанных с периодом измерения. Временная последовательная стратегия, разумеется, исключает возможность повторных измерений (т. е. один и тот же индивидуум не может иметь один и тот же возраст в двух различных временных точках), однако ее преимущество состоит в оценке возрастных различий для целей соц. политики, причем по тем зависимым переменным, для к-рых эффекты когорты, по-видимому, оказываются минимальными. Это тж подходящая стратегия для оценки эффектов времени измерения (периода) в исслед., охватывающих широкий диапазон возрастов/ когорт. Каждая из этих последовательных стратегий анализа может быть распространена сверх того на контроль эффектов эксперим. отсева и эффектов тестирования или экспериментирования. Однако, каждый дополнительно контролируемый параметр потребует одной дополнительной совокупности данных. Когда данные собираются в форме продольных последовательностей с целью изучения интраиндивидуальных различий в изменениях с течением времени, для анализа данных можно использовать как когортно-последовательную, так и поперечно-последовательную стратегию. У возрастных психологов, по-видимому, вызовет больший интерес когортно-последовательный план, т. к. он эксплицитно дифференцирует интраиндивидуальные изменения внутри когорт и усредненные индивидуальные различия между когортами. Кроме того, этот план позволяет осуществлять проверку согласованности возрастных функций в последовательных когортах, предлагая тем самым большую внешнюю валидность в сравнении с той, к-рую бы обеспечил продольный план с единственной когортой. Критическое допущение когортно-последовательного плана состоит в постулировании отсутствия эффектов времени измерения, содержащихся в собираемых данных. Это допущение может оказаться оправданным в экономическом отношении для мн. психол. переменных, однако нек-рые переменные все же могут находиться под влиянием "чистых" эффектов периода измерения или смешанных эффектов, представленных специфическими видами угроз внутренней валидности, связанных с различиями в критериях/инструментах измерения или поведении экспериментатора от ситуации к ситуации тестирования. Возникает вопрос о том, каким образом отразились бы нарушения допущения об отсутствии эффектов времени измерения (Т) на когортно-последовательном анализе. Логический анализ позволяет предположить, что в этом случае будут искажаться все оцениваемые эффекты, хотя наиболее прямым доказательством этому послужило бы значимое взаимодействие С с А. Однако, отсутствие статистически значимого взаимодействия еще не гарантирует соотв. отсутствия Т-эффектов. Такие эффекты в широких исслед. могут локализовываться в небольшом подмножестве случаев, из-за чего могут оказываться ошибочными общие оценки эффектов. Осн. следствие этой интерпретационной неопределенности последовательного анализа состоит в том, что при нарушении допущений, лежащих в основе конкретного плана, будет в той или иной степени страдать точность оценок всех эффектов. Однако, острота этой интерпретационной проблемы может быть снижена путем оценки относительного правдоподобия смешиваемых Т-эффектов, разумеется, при наличии сильной теории в отношении природы и направления оцениваемых и смешиваемых эффектов. Практ. применение сильной теории к последовательным планам требует точного определения смешиваний в невалидном плане для получения оценок этих смешиваемых эффектов. Несмотря на то что всегда предпочтительнее оценивать эффекты "истинных" параметров из адекватного плана, основанного на корректных ограничивающих допущениях, изучающий возрастное развитие психолог зачастую должен довольствоваться менее оптимальным планом либо по соображениям, связанным с временными затратами, либо из-за природы изучаемого явления. Отсюда, при выборе наиболее предпочтительного плана, к-рый следует применить в конкретном исслед., нужно руководствоваться не только соотв. литературой, но и теорет. предположениями самого исследователя. См. также Когортные различия, "Загрязнение" (статистическое), Исследование методом двойного ослепления, Экспериментальные планы, Жизненные события, Лонгитюдные исследования, Методология (научных) исследований К. У. Шайи

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
449.20 кб

Элементы методов последовательных приближений в математических классах

Мусина А.И., Каримова Г.Р.
В данной статье рассматривается вопрос о применении элементов метода последовательных приближений в математических классах, дается описание данного метода. Показывается необходимость его использования.
Читать PDF
470.16 кб

Новые методы обучения устному последовательному переводу студентов-китаистов

Тихонова Евгения Владимировна
Статья посвящена изучению новых методов обучения устному последовательному переводу студентов-лингвистов китайского отделения.
Читать PDF
28.14 мб

Оптимизация метода исследования полной последовательности митохондриальной ДНК

Литвинова Н.А., Сухоруков В.С., Николаева Е.А., Воронкова А.С., Грачева Л.А.
Читать PDF
318.40 кб

Содержательный аспект методики обучения экономистов устному последовательному переводу

Белькова Евгения Владимировна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с переводческой подготовкой будущих экономистов.
Читать PDF
295.94 кб

Прямые и косвенные методы определения нуклеотидного состава днк последовательностей микроорганизмов

Волкова Р.А., Сколотнева Е.С., Эльберт Е.В., Мыца Е.Д., Меркулов В.А., Бондарев В.П., Борисевич И.В.
Типирование бактериальных линий и идентификация микроорганизмов чрезвычайно важные задачи в области профилактики, диагностики и лечения бактериальных инфекций.
Читать PDF
246.56 кб

Метод и алгоритм построения допустимой последовательности изучения контента образовательного модуля

Фатхи В.А., Гранков М.В., Ал Зирки М.
В статье рассмотрена проблема формального доказательства существования логически допустимой последовательности изучения контента образовательного модуля (дисциплины).
Читать PDF
516.34 кб

Дискриминация генотипов риска методом последовательного анализа Вальда для оценки предрасположенност

Кочетков Валерий Михайлович, Образцова Галина Игоревна, Глотов Андрей Сергеевич
На основе анализа ряда генов предложен метод, позволяющий принять решение о принадлежности ребенка к группе риска в отношении развития гипертензии либо к группе здоровых детей.
Читать PDF
2.53 мб

Метод последовательного анализа Вальда в разработке количественной оценки выраженности сальпингоофор

Верес Ирина Анатольевна, Пересада Ольга Анатольевна, Белько Виктор Иванович
Разработана интегрированная методика определения количественной оценки выраженности сальпингоофорита с помощью последовательного статистического анализа Вальда, формулы Байеса и информационной меры Кульбака.
Читать PDF
119.16 кб

Методика последовательной обработки результатов анкетирования совокупности опрашиваемых, разбитой на

Чумичкин Андрей Александрович
Предложена методика последовательной обработки данных анкетирования большой совокупности опрашиваемых. Показана распространенная ошибка расчета генеральной средней по выборочным средним.
Читать PDF
193.22 кб

Оптимизация методики чтения чертежа общего вида. Последовательность выполнения рабочего чертежа дета

Григоревская Л. П., Григоревский Л. Б., Чернявская М. В.
Читать PDF
1.66 мб

Метод формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины на основе крив

Куватов Валерий Ильич, Примакин Алексей Иванович, Яковлев Дмитрий Владимирович
Сформулирована задача формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины на основе кривых забывания.
Читать PDF
308.04 кб

Методика моделирования индивидуального жилого дома и создание анимационных последовательностей для п

Свидрак И.Г., Топчий В.И.
В статье рассматривается расширение практики с использованием новейших технологий обучения в условиях современного развития информатики и информационных технологий.
Читать PDF
422.62 кб

Фрагмент последовательности методических заданий для самостоятельного изучения понятия «Определение»

Корнилова Елена Анатольевна
Представленный набор методических заданий таков, что теоретические сведения приводятся в минимальном объеме, все практические задания логически взаимосвязаны и подтверждены цитатами из авторитетных источников.
Читать PDF
341.28 кб

Экспериментальная проверка эффективности методики обучения будущих филологов устному последовательно

Червинко Е.А.
Представлены результаты экспериментальной проверки методики обучения устного последовательного перевода.
Читать PDF
1.32 мб

Методика последовательного обучения технике легкой атлетики студентов факультета физической культуры

Емельянов Василий Дмитриевич, Арапу Наталья Гоигорьевна
Для оптимизации самостоятельной, теоретической и практической подготовки студентов, в статье приведена методика последовательного обучения технике легкой атлетики в виде план-схем.

Похожие термины:

  • Когортно-последовательный метод

    sequential-cohort design). Объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на п
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОД

    метод исследования долговременной памяти, при использовании которого от испытуемого требуется запомнить и далее многократно воспроизвести запомненный им материал в ряде отстоящих друг от друга