Последипломная подготовка в области психологии

Найдено 1 определение
Последипломная подготовка в области психологии
graduate training in psychology) Первым человеком, внесенным в списки лиц, получивших в США ученую степень по психологии, был Джозеф Ястроу. Он получил докторскую степень в 1886 году в Ун-те Джонса Хопкинса, где работал под руководством Холла. В то время последипломная подготовка основывалась на проведении лабораторных исслед. и экспериментов. Хотя в структурном плане психология была частью учеб. плана факультета философии, она, бесспорно, являлась отдельной наукой. Первые психологи рассматривали психологию как эксперим. науку, связанную с философией, но не являющуюся ее частью. До Второй мировой войны специфика П. п. в о. п. почти не обсуждалась. Аспиранты просто обучались в соответствии с взглядами своих руководителей. После получения докторской степени они, как предполагалось, должны были принять назначение в ун-т, преподавать там и проводить исслед. так, как это делали обучавшие их профессора. Появившиеся сразу после войны требования к профессорам обучать аспирантов не только в соответствии со своими собственными представлениями и готовить их не только для работы в унте, привели к орг-ции серии конференций по вопросам последипломной подготовки. В 1949 г. в Боулдере была проведена конференция "Подготовка в области клинической психологии", в 1951 г. прошла Северо-западная конференция "Рекомендуемые стандарты подготовки психологов-консультантов в докторантуре", в 1955 г. в Тэйере - конференция "Школьные психологи в середине столетия", а в Стэнфордском ин-те - конференция "Психология и психич. здоровье", в 1958 г. в Майами-Бич - конференция "Специализация в области психологии", в 1965 в Чикаго - конференция "Профессиональная подготовка клинических психологов" и в 1973 г. в Вэйле - конференция "Уровни и модели профессиональной подготовки в области психологии". Первые 4 из этих конференций рассматривали нек-рые вопросы учеб. планов в связи с подготовкой практикующих психологов-профессионалов, отличающейся от таковой у академических психологов. Модель такой подготовки была определена на конференции в Боулдере. Конференция постановила, что психология яв-ся наукой, что клиническая психология яв-ся практ. приложением этой науки, и что клинический психолог должен знать науку психологию в той же степени, что и любой др. психолог. Его практ. навыки и знания как клинициста должны были сочетаться с навыками ученого-исследователя. Конференция тж определила 12 осн. (базовых) дисциплин, к-рые должны быть включены в программы по клинической подготовке; среди них: физиология человека, теория личности, возрастная психология, психопатология, психотер., практикум и работа в интернатуре. Северо-западная конференция и конференция в Тэйере были посвящены выработке требований к психол. консультированию и школьной психологии (соответственно) как профессиям. В Стэнфорде, через 6 лет после конференции в Боулдере, вновь рассматривались вопросы обучения в сфере охраны психич. здоровья. Участники конференции отметили проблемы в нек-рых областях, таких как подготовка специалистов для общественной системы психич. здоровья, клиническая специализация, формы и места проведения практикума, исследовательская деятельность в области психич. здоровья и структурная орг-ция. На конференции в Майами-Бич рассматривались вопросы последипломной подготовки во всех областях психологии. В итоговом докладе выражалось полное одобрение того, что определяющей характеристикой психолога со степенью д-ра философии яв-ся исследовательская подготовка. Профессиональные умения, т. о., должны были дополняться навыками и знаниями ученого-исследователя. На конференции в Чикаго была выражена поддержка поискам новых методов профессиональной подготовки. К 1980 г. в университетских и др. образовательных структурах США действовало 37 ориентированных на профессиональную подготовку программ. В 1973 г. 153 человека, представляющих различные интересы в сфере психологии, собрались в Вэйле, штат Колорадо. Восемь рекомендаций этой конференции были специально посвящены вопросам обучения в докторантуре. Их осн. содержание было определено в общем вводном заявлении, где говорилось, "что в докторских программах следует расширить диапазон и характер осн. академических курсов, а тж требования к профессиональной подготовке. Эти изменения могут и должны быть достигнуты без снижения стандартов обучения основам науки о поведении". Вывод Л. Келли и Л. Голдберга, сформулированный в 1959 г., до сих пор не утратил своей актуальности: "Степень д-ра философии по направлению "психология", будучи объективным критерием образования, имеет на удивление мало общего в разных ун-тах и в разных специальностях". П. п. в о. п., в отличие от таковой в медицине и юриспруденции, до сих пор остается не кодифицированной. См. также Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру Р. Харпер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006