ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ это что такое ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ: определение — Психология.НЭС
Порог распознавания слов порог слышимости

ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ

Найдено 4 определения термина ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ

величина раздражителя, при достижении коей появляется ощущение или возникают другие реакции (соматические, вегетативные, энцефалографические). Соответственно этому различаются:

1) порог восприятия нижний системы сенсорной;

2) порог реагирования эффектора, свидетельствующего об ответе организма на раздражитель.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ

англ. sensory threshold) - величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на 2 класса: вызывающие ответную реакцию индивида и не вызывающие ее (см. Психофизика). Др. словами, П. с. - это уровень стимуляции, который должен быть превышен для того, чтобы возникла реакция. В психофизике в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это м. б. и др. двигательные, вегетативные и электроэнцефалографические реакции, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями (кожно-гальваническая реакция, сосудистая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.). См. Непроизвольные реакции.

Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсометрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем (у маленьких детей, не овладевших речью, у животных, у человека в случае его нежелания сообщать о своих ощущениях и т. д.). Вместе с тем появилась необходимость различать понятия П. с. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как порога реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (сигнальности или несигнальности раздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения).

В психофизике содержание понятия П. с. неоднократно подвергалось пересмотру и дискутируется до настоящего времени. Одни исследователи признают дискретный принцип построения субъективного ряда ощущений, предполагающий существование нижнего предела чувствительности сенсорных систем (каковым и считается порог). Чем ниже этот предел, тем выше чувствительность сенсорной системы, и наоборот. Чувствительность в этом случае определяется как величина, обратная порогу.

Др. исследователи принимают за основу принцип непрерывного построения субъективного ряда и отрицают наличие у сенсорных систем нижнего предела чувствительности. Понятие порога здесь излишне (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Критерий принятия решения). В таких теориях предлагаются др. меры, позволяющие характеризовать чувствительность сенсорной системы. Пороговые меры чувствительности, в т. ч. абсолютный порог и дифференциальный порог, с т. зр. этих теорий не более чем операциональные показатели, т. е. эмпирические величины, получаемые в результате проведенного по определенным правилам эксперимента (см. Операциона-лизм); такие показатели при известных условиях м. б. полезными для характеристики функциональных возможностей сенсорной системы, но отнюдь не отражают принцип ее работы. См. Пороги ощущений, Порог моментальный. (К. В. Бардин.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Сенсорный порог

Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение.

Категория. Величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные, электроэнцефалографические).

Виды. В соответствии с этим различают нижний порог чувствительности сенсорной системы и порог реагирования эффектора, свидетельствующий об ответе организма на раздражитель.

Источник: Психологический словарь

СЕНСОРНЫЙ ПОРОГ

величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее. С. п. играет, таким образом, роль своего рода барьера; который должен быть преодолен для того, чтобы возникла реакция. В психологических исследованиях в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это могут быть и другие соматические, вегетативные и электроэнцефалографические реакции человека, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями сосудистая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.). Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсометрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем. Вместе с тем появилась необходимость различать понятие С. п. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (степени сиграздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения). Понятие С. п. широко применяется в психофизике, где оно неоднократно подвергалось пересмотру. Не является оно совершенно бесспорным и в настоящее время.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Дифференциальный порог как порог осознания различий

Владыкина Наталья Петровна
В статье обсуждается влияние неосознаваемого восприятия на протекание различных когнитивных процессов. Описываются двухпроцессные теории, согласно которым все когнитивные процессы можно подразделить на осознаваемые и неосознаваемые. Ставится вопрос о границах осознаваемого. Авторы придерживаются мнения о том, что принятие решения об осознании либо неосознании различий между объектами является неотъемлемым этапом процесса решения сенсорных задач. Таким образом, дифференциальный порог можно рассматривать как порог осознания различий между объектами. Библиогр. 41 назв.
Скачать PDF

Исследование моторных, сенсорных и когнитивных профилей латерализации у больных с химической зависим

Ветвицкая Татьяна Владимировна
В последние годы внимание исследователей привлекает изучение межполушарных отношений у лиц с зависимостью от психоактивных веществ. В литературе есть данные о нарушении моторной и сенсорной латерализации у больных опийной наркоманией и алкоголизмом. Изучались особенности латерализации моторных, сенсорных и когнитивных признаков у больных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией по сравнению с релевантной контрольной группой. Для выявления профилей межполушарной асимметрии использовалась батарея тестов, позволяющая определить латерализацию моторных (ведущая рука, нога), сенсорных (глаз, ухо) и когнитивных (правоили левополушарный модус при выполнении вербальной и/или пространственной задачи). У больных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией по сравнению с контрольной группой обнаруживается значимое преобладание левосторонней латерализации моторных и сенсорных признаков. При решении вербальных и пространственных задач существенно доминировал правополушарный модус.
Скачать PDF

Музыкальные сенсорные притоки: поиск путей расширения функциональных резервов системы регуляции серд

Кириллова И.А., Говша Ю.А.
Скачать PDF

Повседневный стресс и копинг в семьях с аномальным сенсорным развитием ребенка

Михайлова Н. Ф.
Для семей незрячих детей характерны внесемейный стресс, преобладание эмоционально-фокусированного копинга над проблемо-разрешающим, менее тесные эмоциональные связи, интернальность поведения родителей и их экстернальное «подкрепление» поведения подростка, влияющее на его копинг-компетентность и личность.
Скачать PDF

Моторные и сенсорные асимметрии, Психические особенности и успеваемость старших школьников

Молодых Евгения Сергеевна
В зависимости от степени латерализации изучаемого признака составлены психологические портреты, включающие личностные и когнитивные характеристики. Анализ этих психологических портретов позволяет сделать вывод о том, что среди старших школьников когнитивные способности лучше развиты у сильных и средних левшей, соответственно у них выше уровень успеваемости. В процессе обучения наблюдается напряжение адаптационных механизмов в виде проявления астении и умеренного нервно-психического напряжения в группах леворуких, сильных и средних левоглазых, слабых правоухих.
Скачать PDF

Повседневный стресс и копинг в неполных семьях подростков с сенсорными нарушениями

Михайлова Надежда Федоровна
Копинг-поведение в неполных семьях с аномальным сенсорным развитием ребенка специфично и обусловлено как самим сенсорным дефектом, так и его последствиями стрессорами повседневной жизни, которые определили адаптивное поведение семьи в целом. Семьи слепых и слабовидящих оказались наиболее уязвимыми по сравнению с семьями глухих и слабослышащих и демонстрировали худшую адаптацию к стрессу на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Скачать PDF

Реактивность сенсорных зон как природные предпосылки познавательных способностей

Марченко Е. Н., Никишина Н. А., Савченко А. А.
Скачать PDF

Принятие сенсорных решений при предъявлении неопределенных и иллюзорных стимулов

Карпинская В. Ю.
Исследование направлено на выявление работы сознания при обнаружении сигнала. Изучалось влияние иллюзорного изменения стимула на абсолютные и дифференциальные пороги. Значение порога меняется в соответствии с иллюзорными представлениями о его величине. Это свидетельствует о том, что осознанное обнаружение сигнала возможно только после принятия специального решения об осознании данного стимула.
Скачать PDF

Основные динамические режимы осознания сенсорных сигналов в нейроноподобных моделях: проблемы на пут

Яхно Владимир Григорьевич
Рассмотрены универсальные модели нейроноподобного типа, из которых конструируются системы преобразования и распознавания информационных сигналов в соответствии с заранее определенными целями. Модули разных уровней в модельной системе ориентированы на выполнение таких функциональных операций, которые характерны для живых систем. Приведенный набор базовых моделей и наиболее очевидные динамические режимы их функционирования могут адекватно описать известные экспериментальные данные об особенностях восприятия и реагирования живых систем на разнообразные сенсорные сигналы. Модели с биологически правдоподобной архитектурой используются для создания технических устройств (симуляторов), которые позволят воспроизвести основные закономерности поведения живых систем.
Скачать PDF

Купирование жизненных трудностей семей подростков и юношей с сенсорными нарушениями

Диденко Елена Яковлевна.
Родители, имеющие детей с нарушениями в развитии, сталкиваются со множеством испытаний, которые в дальнейшем определяют их взаимоотношения в семье. У юношей и девушек на основе опыта семейного взаимодействия формируются представления о взаимоотношениях с родителями. В статье представлен анализ особенностей взаимоотношений в семьях юношей и девушек, имеющих нарушение слуха или зрения, а также трудностей, с которыми приходится сталкиваться семье.
Скачать PDF

Показатели сенсорных реакций у девушек 18-20 лет с различным тонусом вегетативной нервной системы

Кузнецов Александр Павлович, Васильева Юлия Анатольевна, Симонова Татьяна Олеговна, Кайгородцев Андрей Владимирович
Цель исследовать показатели простой зрительно-моторной реакции, слухо-моторной реакции и реакции различения у студентов с различным тонусом вегетативной нервной системы. Исследование проводилось с помощью аппаратно-программных комплексов «Варикард» и «НС-Психотест». Регистрировались среднее значение времени реакции, стандартное отклонение, количество допущенных ошибок при выполнении тестов. В исследовании приняли участие 85 студентов Курганского государственного университета женского пола в возрасте 18-20 лет. Наибольшие показатели среднего времени сенсомоторных реакций выявлены у симпатотоников, им необходимо больше времени для реакции на световой (208,92 ± 5,4 мс) и звуковой стимулы (167,15 ± 10,27) в отличие от студентов с преобладанием парасимпатического отдела (ваготоники) на световой (195,5 ± 3,48 мс) и звуковой (146,01 ± 7,57) стимулы. При смещении баланса вегетативной нервной системы в сторону симпатической нервной системы наблюдается снижение времени сенсомоторной реакции, при преобладании парасимпатического отдела нервной системы наблюдается средняя, но устойчивая скорость реакции.
Скачать PDF

Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями

Карауш Ирина Сергеевна, Дашиева Баирма Антоновна, Куприянова Ирина Евгеньевна, Стоянова Ирина Яковлевна
Проведено клиническое обследование 251 учащегося специализированных (коррекционных) школ 7-18 лет с нарушениями слуха и зрения. Представлена структура психических расстройств. Обсуждается ряд особенностей психологической диагностики детей указанной категории.
Скачать PDF