Порог различения, или дифференциальный порог ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ

Порог распознавания слов

Найдено 1 определение:

Порог распознавания слов

Минимальный период демонстрации слова, необходимый для его различения и идентификации. Порог рассчитывается от той точки, когда слово правильно распознается в 50% случаев при демонстрации на тахистоскопе.
Оцените определение:

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Сопоставительный анализ слов-концептов «Мнение», «Знание», «Вера»: психосемантический подход

Гибатова Г. Ф., Нурлыгаянов И. Н.
В статье сделана попытка психосемантического исследования содержания слов-концептов «знание», «мнение», «вера». Сконструирован авторский вариант техники семантического дифференциала для изучения психологического значения терминов. Выделены факторные пространства понятий «мнение», «знание», «вера» и раскрыты дифференцирующие критерии.
Скачать PDF

Влияние ситуационного контекста на прямую и косвенную оценки эмоционально значимых слов

Косова А.Н.
В статье изложены результаты эксперимента, цель которого изучение прямой и косвенной оценок слов в разных вариантах ситуационного контекста, изменяющих их личностную значимость для 4-х групп: беременных с угрозой выкидыша и без него, небеременных женщин и мужчин. Ожидалось, что повышение личностной значимости слов приведет к увеличению амплитуды оценивания и позитивных, и негативных слов (эффект полярности оценок) по двум методикам. Подтвержден эффект полярности, в основном, для прямой оценки слов.
Скачать PDF

Микроструктурный анализ запоминания незнакомых слов на иностранном языке:роль параметров предъявлени

Майорникова А. И., Блинникова И. В.
Два эксперимента были посвящены анализу характеристик движений глаз при запоминании слов иностранного языка. Предполагалось, что способ и порядок предъявления визуальных стимулов могут изменить характеристики перцептивной деятельности и в дальнейшем повлиять на эффективность запоминания. В результате было показано, что характер движения глаз меняется не только в зависимости от физических характеристик материала, но и от стратегий установления связей между внешней формой слова иностранного языка и его значением. При этом были выявлены более эффективные стратегии перцептивной обработки, позволяющие лучше запоминать незнакомые слова иностранного языка.
Скачать PDF

Влияние смыслового фона на воспроизведение и узнавание слов-омонимов

Мамина Татьяна Михайловна
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса заучивания слов-омонимов с предъявлением или без предъявления «смыслового фона». Показано, что предъявление слов-омонимов без «смыслового фона» приводит к снижению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Предъявление слов-омонимов совместно с образным «смысловым фоном», напротив, способствует повышению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Результаты рассматриваются в рамках теории сознания В. М. Аллахвердова.
Скачать PDF

Непроизвольное запоминание слов, обладающих разным уровнем доминирования в категории

Марченко О.П.
Цель исследования узнать, связано ли непроизвольное запоминание слов с эффектами преднастройки и уровнем доминирования этих слов в категории. Двадцать человек должны были воспроизвести слова, которые предъявлялись прежде в задаче категоризации с предваряющей преднастройкой. Было показано, что успешность запоминания слов определяется как контекстом, задаваемым предваряющей преднастройкой слова, так и уровнем доминирования слова в категории.
Скачать PDF

Дифференциальный порог как порог осознания различий

Владыкина Наталья Петровна
В статье обсуждается влияние неосознаваемого восприятия на протекание различных когнитивных процессов. Описываются двухпроцессные теории, согласно которым все когнитивные процессы можно подразделить на осознаваемые и неосознаваемые. Ставится вопрос о границах осознаваемого. Авторы придерживаются мнения о том, что принятие решения об осознании либо неосознании различий между объектами является неотъемлемым этапом процесса решения сенсорных задач. Таким образом, дифференциальный порог можно рассматривать как порог осознания различий между объектами. Библиогр. 41 назв.
Скачать PDF

Движения глаз в ходе спонтанного и контролируемого обнаружения слов в больших буквенных массивах

Языков Сергей Александрович, Фаликман Мария Вячеславовна
Целью работы было изучение возможностей и ограничений нисходящих влияний на обработку зрительных стимулов на материале задачи зрительного поиска букв и слов в случайных рядах букв. В наших недавних экспериментах было показано, что присутствие слов в буквенных массивах, в которых наблюдатель решает задачу поиска букв, не влияет на продуктивность решения этой задачи вне зависимости от того, замечает ли испытуемый слова. Мы установили, что спонтанное выделение слов и их произвольное отыскание в соответствии с инструкцией задействуют разные стратегии поиска, меняющие характер движений глаз. Спонтанное обнаружение слов при поиске букв не имеет значимых глазодвигательных коррелятов, в то время как контролируемый поиск слов увеличивает число фиксаций как в пределах слов, так и между ними. В дополнительном исследовании мы показали, что знание категориальной принадлежности слов не помогает испытуемым в выполнении задания на поиск слов; по всей видимости, в этом случае сначала происходит установление границ и выделение слов в стимульном материале и только затем процесс их категоризации. Таким образом, к обнаружению слов в буквенных массивах могут приводить, по крайней мере, два различных процесса: спонтанного обнаружения слова, опосредованный кодированием отдельных букв, и контролируемого выделения слова, опосредованный обработкой информации о слове как о целостной перцептивной единице.
Скачать PDF

Несколько слов в пользу позитивной психотерапии

Бабиянц К.А.
В статье рассматриваются сильные стороны позитивной психотерапии, основателем которой в 1968 г. был Н. Пезешкиан. Рассматривается кросс-культуральный, интегративный подход метода, основное содержание психотерапевтической практики по методу позитивной психотерапии. Автор приводит конкретные ситуации клиентской практики, с которыми можно работать, применяя позитивную психотерапию. Автор отмечает, что, несмотря на общие с психоанализом основы и подходы, позитивная психотерапия делает основной акцент не на рассмотрении прошлого опыта, а на конструировании позитивного будущего. Одним из достоинств позитивной психотерапии, считает автор, является то, что она сама легко встраивается в любой процесс консультирования и хорошо сочетается с другими методами, такими как работа с символами, с рисунками, с образами, с метафорическими предметами. Другими несомненными достоинствами метода являются: четкое структурирование ведения клинической беседы, которую Н. Пезешкиан назвал 5-шаговой системой консультирования, четкое описание базовых конфликтов, актуальных первичных и вторичных потребностей и наличие конкретных техник работы на каждом этапе, применительно к каждому конкретному случаю.
Скачать PDF

Особенности смещения внимания при восприятии табуированных слов

Пряхина Татьяна Владимировна
Предыдущие исследования в области изучения переработки эмоциональной информации сравнивали смещение внимания между положительными и тревожными стимулами. В настоящей работе делается попытка изучить смещение внимания в сторону табуированных слов с помощью методики «проба с точкой». Мы не обнаружили статистически значимых различий между нейтральными и табуированными словами. Была найдена лишь значимая положительная корреляция между правильностью называния слов и показателем смещения внимания при предъявлении слов на 100 мс.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование успешности распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет

Андерсон Мария Николаевна
Проблема распознавания эмоций в последнее время заслуживает все больше внимания со стороны ученых-психологов. В статье представлены материалы эмпирического изучения способности к распознаванию эмоций детьми в возрасте от шести до одиннадцати лет. Автору удалось показать неравномерный характер этой способности, а также критический характер восьмилетнего возраста в развитии способности к распознаванию эмоций гнева, страха, удивления, презрения и отвращения. Кроме того, рассмотрена проблема влияния фактора пола и возраста на успешность распознавания эмоций.
Скачать PDF

Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний

Овсянникова В.В.
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу когнитивных стратегий распознавания эмоций и их связей с когнитивными характеристиками субъекта. Получено две стратегии распознавания эмоций и ряд их корреляций с когнитивными переменными.
Скачать PDF

Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта

Жежелевская А. А., Подпругина В. В.
В статье исследуется успешность распознавания эмоций у мужчин и у женщин, у руководителей и у подчиненных в зависимости от компонентов эмоционального интеллекта, таких, как эмоциональная осведомленность, умение управлять своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, умение понимать эмоции других людей.
Скачать PDF