Порядок рождения это что такое Порядок рождения: определение — Психология.НЭС
ПОРЯДОК ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Порядок рождения и личность

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ

Найдено 5 определений термина ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ

англ. birth order) -внутрисемейная переменная, указывающая на очередность рождения ребенка в данной семье. Многочисленные исследования показывают значимые корреляция между П. р. и рядом психологических свойств человека: напр., отрицат. корреляция между П. р. и невербальным коэффициентом интеллекта (по крайней мере, у лиц мужского пола). Однако в подобных массовых корреляционных исследованиях П. р. используется в контексте межсемейных сравнений. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Порядок рождения

birth order) Эмпирические исслед. П. р. связаны с поиском устойчивых связей между личностными переменными и порядковым местом в семье. Эти исслед. носят бессистемный характер и почти всегда лишены к.-л. теорет. предпосылок, поэтому в литературе встречается множество противоречивых данных. Типичной методикой таких исслед. яв-ся выяснение (обычно в форме опросов) П. р., не принимающее во внимание переменные, связанные с самим порядковым местом в семье, такие как возраст, раздельное проживание сиблингов, половые различия, аборты, выкидыши или мертворожденность. Публикуемые результаты часто неубедительны, потому что исследователи не сравнивают людей с одинаковым статусом рождения. Самым слабым местом яв-ся отсутствие установившейся модели исслед. в этой области. Большинство исследователей не рассматривают П. р. как детерминанту личности, но считают, что он яв-ся самостоятельной характеристикой влияющего на индивидуума окружения. Ниже будут рассмотрены эмпирические исслед. связанных с П. р. различий, статистическая значимость к-рых подтверждена на уровне доверительной вероятности р < 0,05. Было проанализировано более 3000 таких исслед., но лишь весьма малую выборку опубликованных работ можно свести воедино и обобщить их результаты. Так или иначе, имеющиеся данные позволяют выделить 5 возможных психол. позиций, в соответствии с к-рыми и подготовлен данный обзор: первый, второй, средний, последний и единственный ребенок в семье. Первый ребенок. Первые дети имеют более высокие оценки в средней школе по сравнению с более поздними детьми, наиболее уязвимы к стрессу, чаще учатся в колледже, чем более поздние дети, и представлены непропорционально большой долей среди проблемных детей. Второй ребенок. Второй ребенок в семье - особо выделяемая категория П. р. Такие дети проявляют большую зависимость в своем поведении по сравнению с детьми, родившимися раньше (первыми) или позже них; чаще обращаются за помощью к взрослым и ищут их одобрения, чем первые и последующие дети в семье; больше времени проводят в индивидуальных занятиях; обычно более разговорчивы и выражают более негативный аффект по сравнению с другими. Мн. мальчики, производящие впечатление изнеженных, яв-ся первыми или, даже чаще, вторыми детьми в семье. Вторые дети в однополых диадах, по-видимому, больше подражают родителю того же пола, чем их старшие братья/сестры. Средний ребенок. Дети, занимающие среднее по П. р. положение, в тенденции лучше приспосабливаются эмоционально, если они из больших семей. Средние дети крайне остро чувствуют непринадлежность (непринятость другими) и наиболее чувствительны к разного рода несправедливостям и проявлениям пренебрежения. Они лучше всего преуспевают в командных видах спорта, безусловно чаще изучают музыку и языки и занимаются художественным творчеством. У них выраженные эстетические интересы, и они явно преобладают среди актеров. Последний ребенок. Дети, родившиеся последними, приобретают больший опыт братских (сестринских) отношений, чем первенцы, не говоря уже о единственных детях в семье. Похоже, что они имеют самую высокую самооценку. Последние дети в семьях прекрасно адаптированы, если они из больших семей, но составляют непропорционально большую долю среди пациентов с психиатрическими расстройствами, если происходят из малых семей; весьма вероятно, что у них самый низкий IQ и изрядный опыт школьных неудач. Родившиеся последними девочки, по-видимому, имеют знач. более низкую самооценку, чем ожидаемая. Единственный ребенок. Взросление без братьев и сестер не оказывает сколько-нибудь необычного воздействия на развитие личности. Единственные дети в семье представлены непропорционально большой долей в группе лиц с эмоциональными нарушениями, а единственные сыновья имеют сильнейшую потребность в опеке. Единственные дети, по-видимому, менее склонны брать на себя ответственность за достижение успеха по сравнению с первенцами и более поздними детьми в семье. Им более свойственно обращаться за мед. помощью, причем неоднократно, требуя при повторных обращениях все большей помощи. Интервал между рождениями. Сиблинги одного пола с меньшей разницей в возрасте получают более высокие оценки по тестам когнитивных способностей. Первенцы, имеющие младших братьев и/или сестер, разница в возрасте с к-рыми не превышает 3-х лет, обнаруживают более выраженную потребность в аффилиации и помощи, чем первые дети в семье с большим интервалом между рождениями детей. Родительское влияние. Первенцы сообщают о более плотном родительском контроле, чем дети, родившиеся позднее. В исслед. норвежских семей установлено, что в глазах родителей мальчики имеют более высокую ценность, чем девочки. Авторитет родителей в большей мере признается в подростковом возрасте сыновьями-первенцами, чем родившимися позднее. Родительский авторитет воспринимается как наиболее значительный в том, что касается учеб. и экономических интересов первых детей в семье. В сознании людей матери выглядят более принимающими, чем отцы; аналогично воспринимаются и молодые родители по сравнению с родителями более зрелого возраста. Младшие дети по сравнению со старшими воспринимают своих родителей как более принимающих и плотно контролирующих. Влияние сиблингов. Старшие сиблинги воспринимаются как наделенные большей силой и влиянием, тогда как младшие выглядят более обиженными и чаще обращающимися за помощью к родителям. В исслед. семей с двумя детьми наибольшая конформность была обнаружена у позже родившихся девочек в однополых парах сиблингов. Мужчины, проявляющие особую нежность к старшей сестре, склонны брать в жены женщин, имевших только младших братьев. Первенцы и более поздние дети женского пола имеют, в тенденции, более выраженную соц. ориентацию, чем первенцы и более поздние дети мужского пола. У первенцев и единственных детей в семье знач. сильнее склонность к самораскрытию, причем представители обоих полов раскрываются больше перед друзьями, чем перед сиблингами, отдавая предпочтение сиблингам своего пола. Наибольшая склонность к самораскрытию обнаруживается у тех, кто имеет доступного для общения сиблинга своего пола на год или два старше себя. Показатели интеллекта повышаются с увеличением материнского возраста и снижаются с увеличением порядкового места рождения. Последние дети в семьях представлены несоразмерно большой долей среди хронических алкоголиков, а единственные дети - среди тех, кто скатился на самое дно об-ва. Первенцы - или, по крайней мере, первые мальчики в семьях - обнаружили большую склонность к алкоголизму по сравнению с др. детьми, особенно когда мальчики-первенцы были вынуждены с самого раннего возраста оказывать посильную помощь в обеспечении своих семей. Академические достижения. Первые дети в семьях, сравнительно с др. категориями детей, чаще учатся в колледже и имеют более высокие показатели в интеллектуальной и учеб. деятельности. Когда в исслед. контролируется уровень мотивации, различия между первыми и последними детьми в семье исчезают. Показатели по Национальному квалификационному тесту качества образования (National Merit Scholarship Qualifying Test) снижаются по мере увеличения размера семьи и, в рамках одной семьи, с увеличением порядкового места рождения. Повышенная озабоченность интеллектуальными достижениями отмечается у первенцев, имеющих братьев. Первые дети в семье имеют более высокие показатели по тестам интеллекта, и это соотношение сохраняется независимо от образования матери или отца, дохода семьи и материнского возраста. Психическое здоровье. В одном исслед. шизофрении была обнаружена непропорционально большая представленность случаев из второй половины П. р., особенно среди пациентов из очень больших семей. В др. исслед. шизофрении обнаружилась чрезмерная представленность ранних позиций (early ranks) в группе из пяти и более сиблингов. Пик шизофрении приходится на вторую позицию от конца, и этот результат совпал во всех пяти исслед. В военном учеб. лагере единственные дети в семье по сравнению с первенцами чаще консультировались у психиатра, признавались "психоневротиками" и увольнялись из армии. Диагнозы первенцев распределились почти поровну между психоневрозом и расстройством личности. Лишь очень немногие из родившихся вторыми в семье получили диагноз "психоневроз", тогда как диагноз "расстройство личности", напротив, встречался у них весьма часто. Среди лиц со склонностью к развитию паранойи отмечается самый высокий процент первенцев, тогда как группы средних по П. р. лиц отличаются высоким процентом тревожных расстройств. Когда первенцы выступают перед аудиторией, они демонстрируют гораздо худшую способность воспроизводить материал по памяти, чем более поздние дети в семье. Первенцы сообщают тж о более сильном страхе, чем те, кто родился позже. Первенцы и единственные дети в семье более чувствительны к боли, а первенцы являются, к тому же, более аффилиативными. Брак. Первенцев женского пола, вероятно, больше среди посещающих предродовые курсы, чем женщин, бывших более поздними детьми в семье. Первенцы мужского пола вступают в брак в более молодом возрасте, чем мужчины, занимающие последующие места в П. р. В диадах супругов-первенцев разница в возрасте меньше, чем в супружеских парах, где муж и жена не были первыми детьми в семье. Среди женщин, выходящих замуж в июне, первенцев больше, чем тех, кто был более поздним ребенком в семье. У первых и последующих детей (девочек) в семье не было обнаружено значимых различий в возрасте замужества и продолжительности периода между обручением и свадьбой. Более высокая доля тех, кто состоит или состоял в браке, обнаружена среди самых старших сыновей и среди самых старших детей в семье, а самая низкая доля - среди самых младших сыновей. Браки, заключенные между первенцем и более поздним ребенком в семье, яв-ся более удачными, чем браки между первенцами или между лицами, занимающими последующие места в П. р. Делинквентность. Малолетние преступники происходят из семей, размер к-рых больше среднего. Первенцы и делинквенты из семей меньшего размера лучше подготовлены к жизни в об-ве или располагают лучшими ресурсами социализации, чем дети, занимающие последующие места в П. р., или дети из больших, превышающих средний размер, семей. Дети, занимающие среднее по П. р. положение, в наибольшей степени подвергаются риску делинквентности. Первенцы составляют непропорционально малую долю среди делинквентов и, вероятно, чаще проходят срок условного заключения без нарушений по сравнению с более поздними детьми в семье. Род занятий. Первенцы женского пола проявляют существенно больший интерес к карьере преподавателя колледжа, чем женщины, родившиеся в семье не первыми; что касается мужчин, то первенцы и занимающие последующие места в П. р. обнаруживают практически одинаковый интерес к этой профессии. Женщины, занятые в профессиях, не относящихся к типично женским, обычно моложе и чаще яв-ся первенцами, в детстве воспитываются работающими матерями и упоминают о мужчинах, оказавших важное влияние на их карьеру. Близнецы. Близнецы-девочки чаще рождаются недоношенными по весу; процент недоношенности среди близнецов в 7 раз выше, чем при рождении одного ребенка. Физ. дефекты встречаются наиболее часто при макс. недоношенности. В оценках учителями общего состояния здоровья близнецов и неблизнецов значимого различия не обнаружено. Матери дизиготных близнецов на момент родов старше матерей монозиготных близнецов. Меньший вес близнецов имеет тенденцию сохраняться вплоть до младшего школьного возраста. У близнецов, воспитываемых раздельно с рождения, показатели по тестам интеллекта выше, чем у близнецов, растущих вместе, но ниже, чем у неблизнецов. У близнеца, родившегося первым, психомоторные навыки развиваются лучше, независимо от веса при рождении. Психомоторное развитие в первые 6 мес. более сходно у монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными. Паттерны развития в большей степени связаны с весом при рождении, чем с порядком рождения. Близнецы демонстрируют образцы незрелой игры в одиночку. У родившегося первым близнеца вероятность иметь IQ выше, чем у родившегося вторым, на 15% больше; у близнеца с большим весом вероятность иметь более высокий IQ увеличивается на 65%. См. также Адлерианская психология, Порядок рождения и личность, Полезависимость, Теории личности Р. Бразингтон

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Порядок рождения

Birth order). Порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

РОЖДЕНИЯ, ПОРЯДОК

Хронологический порядок рождения детей в данной семье. Существует некоторая реальная связь между порядком рождения и некоторыми другими факторами, как, например, коэффициент интеллекта, постигаемое положение и социально-экономические успехи. Дети, рожденные первыми, обычно достигают средних результатов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Рождения порядок

хронологический порядок рождения детей в данной семье. Существует, полагают, некоторая связь между порядком рождения и некоторыми психологическими и социальны ми показателями, такими, как, например, коэффициент интеллекта, достигаемое положение в обществе и социально-экономические успехи. Имеются некоторые свидетельства того, что дети, рожденные первыми, обычно достигают в своей жизни средних успехов. См. Порядок рождения и личность.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Порядок и хаос в мозге человека

Матюгикин Д. П.
Порядок в работе головного мозга человека создается совместной деятельностью компонентов Эго-Системы (внутреннего Я). Низшая часть Эго-Системы (ЭС) — это, по гипотезе автора, подкорковая сеть, где представители разных векторов внимания и поведения конкурируют между собой, выявляя доминанту или намечая ее контуры. Высшая часть ЭС — это корково-лимбический аппарат накопленных знаний, который оценивает доминанту низшего аппарата, подкрепляет, исправляет или отменяет ее, вводя туда свою программу для дальнейшего конкурентного процесса, заканчивающегося выбором адекватного вектора внимания и действия. Однако ЭС не может устранить элементы хаоса в огромной массе кортикальных нейронов. Здесь возможны спонтанные возбуждения нейронов при выходе из длительного заторможенного состояния, например сна. Эти спонтанные активации могут порождать «программы», которые чаще всего — химеры и отклоняются ЭС. Но изредка эго могут быть и счастливые находки — озарения, т. е. элементы истинного творчества.
Скачать PDF

Отношение матери беременной женщины как фактор, влияющий на решение о рождении ребенка

Куценко Оксана Сергеевна
Анализируется современное состояние исследований по проблеме принятия решения об исходе незапланированной беременности с позиции социальной обусловленности принимаемого решения. Характеризуется влияние материнско-дочерних отношений на принимаемое решение. Обосновывается влияние наличия абортов по материнской линии беременной и субъективная интерпретация совершённых абортов, транслируемая в семье беременной женщине. Анализируются особенности материнско-дочерних отношений в тех ситуациях, когда матери склоняют дочь к аборту. Выдвигаются рекомендации по организации социально-психологического сопровождения беременных женщин в условиях принятия решения об исходе незапланированной беременности с учетом выявленных особенностей отношения матери.
Скачать PDF

Рождение ребенка-инвалида как событие инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матери

Ральникова Ирина Александровна, Шмакова Светлана Сергеевна
В статье отражены результаты научного исследования субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей-инвалидов в контексте их личностной направленности. Показано, что, когда женщина наделяет событие «рождение ребенка-инвалида» психотравмирующим смыслом, происходят трансформации в ведущих динамических тенденциях личности и как следствие изменения представлений о собственном жизненном пути, неотъемлемым сопровождением развертывания которого является ребенок и его болезнь. The article presents the research results of mothers' subjective life-course view, who bring up disabled children in the context of their personal orientation. It has been shown that when a woman attributes psycho-traumatic sense to "disabled baby birth" event, leading personal dynamic trends of personality are transformed. As a result, woman's own life-course view changes. The baby and his/her disease becomes an essential part of this view development.
Скачать PDF

Удовлетворенность браком и супружеские ценности в семье после рождения второго ребенка

Калугина Екатерина Леонидовна
The article defines the important problem of marital satisfaction and values` change after a second child is born. The traditional description of marital relationships changes begins when people become parents. The data are supporting the idea that spouses experience stress after a second child is born.
Скачать PDF

Представления о зачатии, вынашивании и рождении ребенка на разных этапах онтогенеза женщины

Дождева С.М.
Представлены результаты исследования возрастных особенностей представлений девочек, девушек и женщин о зачатии, вынашивании и рождении ребенка. Анализируются содержательные аспекты представлений и источники их формирования на разных этапах онтогенеза
Скачать PDF

Предоформление смысловой сферы личности в детском возрасте (от рождения до подросткового возраста)

Фризен Марина Александровна
In the article on the basis of theoretical and empirical research the attempt of description of main mechanisms of pre-formation and transformation of personality meaning sphere in childhood is made. The author describes structure and substantial peculiarities of meaning sphere of children from their birth to 10years old. Key words: personality meaning sphere, pre-formation of meaning sphere, physical world marking, psychological world marking, generalized personalities meanings.
Скачать PDF

Арттерапевтические занятия с супружескими парами, ожидающими рождения ребенка

Трунов Дмитрий Геннадьевич
В статье рассматриваются арттерапевтические занятия в комплексной программе информационной и психологической подготовки супружеских пар к рождению ребенка. Описываются особенности арттерапевтического метода, его механизмы, а также цели, задачи, принципы, структура и содержание арттерапевтических занятий, примеры упражнений и их результаты.
Скачать PDF

Вклад А. Р. Лурия в российскую психологию: 35 лет спустя (к 110-летию со дня рождения)

Белопольская Наталия Львовна, Белопольский Виктор Исаевич
В статье представлены основные новаторские идеи А. Р. Лурия, оказавшие значительное влияние на развитие психологии XX в. как в России, так и за рубежом. Прослежены точки роста этих идей в современной отечественной психологии.
Скачать PDF

Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка

Афанасьева Елена Дмитриевна
Рассматривается проблема психологической адаптации ВИЧинфицированных женщин к материнству. Представлены результаты исследования личностных отношений, особенностей нарушения адаптации. Показано, что нарушение адаптации к материнству сопряжено с нарушением всей системы отношений личности
Скачать PDF

Принципы В. Д. Небылицына и измерение психических состояний (к 80-летию со дня рождения В. Д. Небыли

Курганский Никита Анатольевич
Предлагается возможное развитие методологических позиций видного отечественного психофизиолога В.Д. Небылицына в направлении изучения и диагностики психических состояний. Проводится параллельное сопоставление отстаиваемых В.Д. Небылицыным подходов к пониманию и исследованию свойств нервной системы и взглядов автора на проблематику психических состояний. Показано, что методологические принципы, представленные В.Д. Небылицыным в первой главе его монографии «Основные свойства нервной системы человека» и других работах, остаются актуальными и в наши дни.
Скачать PDF

Рождение недоношенного ребенка — жизненный кризис семьи

Белоусова Марина Владимировна, Уткузова Марина Анатольевна, Карпов Анатолий Михайлович
В статье рассматриваются объективные и субъективные трудности, с которыми семья сталкивается при рождении недоношенного ребенка. Анализируется роль членов семьи в формировании и разрешении возникающего кризиса. Описаны стадии переживания семьей кризисного события. Предлагается программа помощи семье.
Скачать PDF

Евгений Сергеевич Кузьмин - основоположник социальной психологи (к 90-летию со дня рождения)

Почебут Людмила Георгиевна
Статья посвящена памяти основателя социальной психологии в России Е. С. Кузьмина. Рассматривается его вклад в ее становление, определение предмета, развитие промышленной социальной психологии.
Скачать PDF