ПОНОМАРЕВ Яков Александрович это что такое ПОНОМАРЕВ Яков Александрович: определение — Психология.НЭС
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович

ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 3 определения термина ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1920-1997) - сов. психолог, доминантой интересов которого были творчество, продуктивное мышление и интуиция. Теоретические изыскания в этой области он совмещал с превосходно выполненными экспериментами по решению разнообразных задач: от учебных задач школьниками до решения творческих задач умственно развитыми взрослыми. П. находил подобие форм поведения детей на этапах развития способностей детей действовать "в уме" и на фазах решения творческих задач взрослыми. Это дало ему основания заключить, что этапы онтогенеза преобразуются в структурные уровни механизма решения задач. П. занимали проблемы природы психики и предмета психологии. П. - автор многих книг, посвященных мышлению (см.: П. Психология творения. Избранные психологические труды. М., 1999). (В. П. Зинченко.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Пономарев Яков Александрович

(25.12.1920, Вичуга Ивановской области - 22.02.1997) - отечественный психолог.

Биография. В 1939 г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952 г. по 1956 г. работал в Уголке им. Дурова. С 1957 г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961 г. по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел в Институт психологии АН СССР.

Исследования. Первые исследования были проведены под руководством А.Н.Леонтьева. Им был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые. На основе этого факта сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи.

Сочинения. Психология творческого мышления. 1960

Знание, мышление и умственное развитие. 1967;

Психика и интуиция. 1967;

Психология творчества. 1976

Психология творчества и педагогика. 1976;

Методологическое введение в психологию. 1983;

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. 1991

Источник: Психологический словарь

ПОНОМАРЕВ Яков Александрович

(1920—1997) — российский психолог, специалист в области психологии творчества, психологии развития, методологии психологии. Автор концепции психологического моделирования творческой деятельности. Д-р психологических наук (1972), профессор. За научные заслуги удостоен золотой медали им. В.М. Бехтерева (1991). Засл. деятель науки РФ (1993). В 1939 г. поступил на философский фак-т Московского ин-та истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1951 г. Работал старшим экскурсоводом-педагогом в Культурном и научно-просветительном уголке им В.Л. Дурова (1952—1956 ). С 1957 г. — редактор психологической литературы издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил канд. дис. на тему Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. С 1961 по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. Затем перешел в ИИЕиТ АН СССР (1966-1973). В 1972 г. защитил докт. дис. на тему Проблемы психологии творчества. С 1973 г. и до конца своих дней работал в Институте психологии АН СССР (с 1991 г. -ИП РАН). Первые исследования П. были проведены под руководством А. Н. Леонтьева. Был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые (Психология творческого мышления, 1960). На основе этого факта П. сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи. В концепции П. творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции представления об этапах развития способности человека действовать в уме. В дальнейших исследованиях изучался психологический механизм творчества, разрабатывались проблемы развития и использования творческого потенциала человека, рассматривались пути и возможности приложения психологии творчества к решению общепсихологических проблем. В ходе исследований на основе сконструированных П. экспериментальных методов и процедур (творческие задачи ) было выявлено, что формы поведения детей, в процессе развития их способности действовать в уме, и поведение взрослых на фазах решения творческих задач подобны. Был также выявлен феномен преобразования этапов развития способности человека действовать в уме в структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это привело П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий. Исследования П. опубликованы в монографиях: Знания, мышление и умственное развитие, 1967; Психика и интуиция, 1967; Психология творчества, 1976; Психология творчества и педагогика, 1976; Методологическое введение в психологию, 1983; Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная, 1991. В.А. Кольцова, ИМ. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено книг по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 11

Интервью с Владимиром Пономаренко

Мухина В.С.
Владимир Александрович Пономаренко, 1933 г. рождения, украинец. Начальник Государственного научно-исследовательско го испытательного института авиакосмической медицины (1987-1992). Ведущий психофизиолог по летным испытаниям. Доктор медицинских наук, профессор психологии труда. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный деятель науки РФ. За службу в авиации ге не рал-майор медицинской службы в отставке В.А. Пономаренко награжден тремя орденами и 18 медалями. За результаты достижений в науке удостоен звания Лауреат Премии Правительства СССР и Правительства РФ. За работы в области образования избран действительным членом Российской академии образования, награжден Золотой медалью Академии, удостоен Российской академией наук дипломом Рубинштейна. Член семи общественных Академий, почетный профессор трех университетов. Удостоен звания «Почетный гражданин города Мелитополя» (2010 г.) Почетный ветеран Вооруженных сил. Удостоен звания «Лучший врач России» (2008 г.). Опубликовал девять авторских монографий и девять в соавторстве. Подготовил более 30 кандидатов наук и 12 докторов наук.
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF