ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Соч.:Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967; Методологическое введение в психологию. М., 1983; Психология творения: Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1999.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Свойства объектов определяют характер их взаимодействия; в процессе этого взаимодействия объекты претерпевают изменения, то есть процесс взаимодействия запечатлевается в участвующих в нём объектах, в их структурах; это и есть взаимодействие, ведущее к развитию. Новая структура объекта изменит характер его дальнейших взаимодействий с другими объектами и таким образом, развитие будет продолжаться. Этапы развития явления (объекта или способности) превращаются, откладываются в структурныеуровниего организации, которые становятсяступенямидля дальнейших развивающих взаимодействий (принцип «ЭУС»). Психология творчества должна заниматься изучением взаимодействий человека (субъекта) с любым объектом, приводящих к изменениям в субъекте и в объекте, и самих этих изменений.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Биография. В 1939 г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952 г. по 1956 г. работал в Уголке им. Дурова. С 1957 г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961 г. по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел в Институт психологии АН СССР.
Исследования. Первые исследования были проведены под руководством А.Н.Леонтьева. Им был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые. На основе этого факта сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи.
Сочинения. Психология творческого мышления. 1960
Знание, мышление и умственное развитие. 1967;
Психика и интуиция. 1967;
Психология творчества. 1976
Психология творчества и педагогика. 1976;
Методологическое введение в психологию. 1983;
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. 1991
(1920—1997) — российский психолог, специалист в области психологии творчества, психологии развития, методологии психологии. Автор концепции психологического моделирования творческой деятельности. Д-р психологических наук (1972), профессор. За научные заслуги удостоен золотой медали им. В.М. Бехтерева (1991). Засл. деятель науки РФ (1993). В 1939 г. поступил на философский фак-т Московского ин-та истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1951 г. Работал старшим экскурсоводом-педагогом в Культурном и научно-просветительном уголке им В.Л. Дурова (1952—1956 ). С 1957 г. — редактор психологической литературы издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил канд. дис. на тему Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. С 1961 по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. Затем перешел в ИИЕиТ АН СССР (1966-1973). В 1972 г. защитил докт. дис. на тему Проблемы психологии творчества. С 1973 г. и до конца своих дней работал в Институте психологии АН СССР (с 1991 г. -ИП РАН). Первые исследования П. были проведены под руководством А. Н. Леонтьева. Был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые (Психология творческого мышления, 1960). На основе этого факта П. сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи. В концепции П. творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции представления об этапах развития способности человека действовать в уме. В дальнейших исследованиях изучался психологический механизм творчества, разрабатывались проблемы развития и использования творческого потенциала человека, рассматривались пути и возможности приложения психологии творчества к решению общепсихологических проблем. В ходе исследований на основе сконструированных П. экспериментальных методов и процедур (творческие задачи ) было выявлено, что формы поведения детей, в процессе развития их способности действовать в уме, и поведение взрослых на фазах решения творческих задач подобны. Был также выявлен феномен преобразования этапов развития способности человека действовать в уме в структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это привело П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий. Исследования П. опубликованы в монографиях: Знания, мышление и умственное развитие, 1967; Психика и интуиция, 1967; Психология творчества, 1976; Психология творчества и педагогика, 1976; Методологическое введение в психологию, 1983; Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная, 1991. В.А. Кольцова, ИМ. Кондаков
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005