ПОНИЖЕНИЕ УМСТВЕННОГО УРОВНЯ
ПОНИЖЕНИЕ УМСТВЕННОГО УРОВНЯ
(Abaissement du niveau mental — фр.). Расслабление, снятие психических ограничений, слабая интенсивность работы сознания, характеризуемая отсутствием концентрации внимания; состояние, в котором из бессознательного могут всплывать неожиданные содержания. Впервые термин был применен учителем Юнга, французским ученым проф. Пьером Жане для объяснения симптоматологии истерии и других психогенных неврозов (см. НЕВРОЗ). В своей ранней работе над тестом словесных ассоциаций Юнг обнаружил данный феномен в спонтанных вмешательствах в сознание содержаний, связанных с личностными комплексами (см. КОМПЛЕКС). Позже он использовал этот термин при описании пограничного состояния, при котором возникало осознание определенных бессознательных содержаний. Юнг определял это как важное состояние, предваряющее появление спонтанных психических явлений. Поэтому, несмотря на то что подобное состояние возникает непроизвольно (как в случаях душевной болезни), оно также может оказаться сознательно поощряемой подготовкой к активному воображению. В этом случае на первый план выступает игра противоположностей, обычно сдерживаемых эго; следовательно, каждое П. У. У. вызывает относительную переоценку ценностей. Такое понижение порога сознания наблюдается при употреблении определенных лекарств. Юнг считал, что подобное состояние соответствует «исходному миру сознания, в котором первоначально формировались мифы» (Собр. соч. Г. 9Н. Парагр. 264). См. ПЕРВОБЫТНЫЕ; МИФ. Негативные возможности в период П. У. У. связаны с опасностью появления психотических тенденций. Поэтому нет необходимости создавать благоприятные условия поддержки, пока у эго есть достаточно сил не только противостоять натиску бессознательного, но и делать все необходимое для интеграции архетипического символизма, который может прорваться наружу (см. АРХЕТИП; ИНФЛЯЦИЯ; ОДЕРЖИМОСТЬ; СИМВОЛ). Образные ряды, возникающие в такой ситуации, демонстрируют отсутствие последовательности и оказываются фрагментарными по характеру, обнаруживают аналогии в своем формировании, вызывают поверхностные ассоциации вербального, звукового или визуального характера и могут включать фрагментарные речевые уплотнения, иррациональные выражения, беспорядок в изложении. Как и сновидения, такие фантазии необязательно должны быть последовательными, так же как и необязательно изначальное проявление их целенаправленного символического содержания. Апперцепцию можно существенно обогатить, делая воспринимаемыми. психические содержания, обычно подавляемые, но нет гарантии, что эти содержания станут частью общей ориентации сознания. Это требует рефлексии и анализа. В подобных условиях личность может оказаться диссоциированной, разобщенной в себе самой, и человек окажется не в состоянии переориентировать себя сознательно. Юнг пишет, что ослабление напряжения сознания ощущается субъективно как равнодушие, безразличие, угрюмость, депрессия, поскольку человек не может больше управлять энергией, используемой в целях эго. Подобное состояние рассматривалось как соответствующее у первобытных людей «потере души». П. У. У. характеризует психическое состояние безотносительно к тому, что может вызвать это состояние.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.