ПОНИМАТЬ ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 3 определения термина ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

нем. Verstehende Psychologie, англ. understanding psychology) - направление в нем. психологии конца XIX - нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное . объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.

Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей "описательной" психологии, утверждавший, что "природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем". В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности, Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.

Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин "П. п." и выделил 6 типов личности или "духовной индивидуальности"-, в дальнейшем подвергнутых эмпирической проверке в работах Г. Олпорта и др.

Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологический описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендера, Ф. Крюгера и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Яс-перс, М. Хайдеггер).

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

понимающая психология

направление в немецкой психологии конца ХIХ – начала ХХ в., считающая главной задачей психологии не причинно-следственное изучение душевной жизни людей, а понимание личности человека как индивидуально-неповторимой и в силу этого не поддающейся достаточно эффективному формально-логическому анализу. В этом отношении п.п. выступала против экспериментальной психологии, которая якобы упрощает обьект исследования до неприемлемого уровня. Идею разработки данного научного направления выдвинул немецкий философ В.Дильтей.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Понимающая психология (Geisteswissenschaftliche Psychlogie)

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Автор. В.Дильтей (1894 г.).

Категория. Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в.

Специфика. В противоположность экспериментальной психологии видит не объяснение, а понимание основным методом исследования психического. Только за счет сопереживании возможно схватывание душевных процессов другого человека, который находится в динамике своего исторического развития. Это - анализ психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. В дальнейшем идея, выдвинутая Дильтем, была развита в работах Э.Шпрангера, который ввел сам термин "понимающей психологии" и разработал педагогические приложения этого подхода. По его мнению, переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. Основной задачей понимающей психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа".

Это направление оказало существенное влияние на многих психологов (А.Пфендер, Ф.Крюгер) и философов-экзистенциалистов (К.Ясперс, М.Хайдеггер).

Синоним. Духовно-научная психология.

Литература. Spranger E. Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914;

Дильтей В. Описательная психология. М., 1924;

Gruhle H.W. Verstehende Psychologie. Stuttgart, 1948

Источник: Психологический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Скачать PDF

К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры

Соколова Людмила Борисовна, Савельева Екатерина Александровна
В данной статье авторы рассматривают сущность понятия "понимание" как особый когнитивный, психологический процесс.
Скачать PDF

Нарративный анализ как понимающий метод

Терехова Татьяна Александровна, Малахаева Светлана Карловна
В настоящей статье впервые предпринята попытка операционализировать в социально-психологическом исследовании философский концепт «забота о себе», позволяющий проблематизировать субъективный компонент в исследовании экологического сознания. Для этого использованы принципы герменевтики и историко-культурологической интерпретации в контексте социально-психологического исследования. В интерпретации нарративного интервью использованы структурный подход У. Лабова и семиотические триады Ч. Пирса. Авторы, анализируя нарративное интервью с помощью семиотиеских триад Ч. Пирса, используют, во-первых, описание действия, практики как репрезентанту; во-вторых, суть действия, переходный момент, провоцируемый действием, и эмоции, которыми насыщено это действие как объект; в-третьих, интерпретацию как способ выявить эту зависимость между репрезентантой и объектом. Такая триадная структура события позволяет раскрыть смысловое поле события и выявить значимые коды, присущие данному рассказчику. Нарратив, с точки зрения структурного подхода, имеет определённый набор компонент, чьи функции дать тезисы последующего текста (Т), ориентировать слушателя (ОС), представить комплексное действие (КД), оценить его значение (О) и показать разрешение ситуации (Р). Вопрос, что считать оценкой, а что ориентацией, решается в зависимости от теоретических допущений и опыта учёного. Нарративное интервью «Принципы моей жизни» проведено на русском и бурятском языках и интерпретировано с помощью семиотических триад Ч. Пирса и структурного подхода У. Лабова.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей. Показано влияние на субъективную оценку боли таких факторов, как пол, возраст больных. Рассмотрено влияние восприятия боли на особенности самоотношения (характеристики «Образа Я»), самооценку больных.
Скачать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Похожие термины: