ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение» – практическое применение научных знаний, методов, способов и возможностей психологической науки для оказания содействия человеку, испытывающему психологические трудности, перенесшему психические травмы или длительные и интенсивные психические переутомления.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основные способы оказания психологической помощи - индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы. Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность психологической помощи, ее использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Может адресоваться как отдельному субъекту, так и группе, организации. Основные способы ее оказания - индивидуальное консультирование (-> психология Консультативная) и групповые формы психологической работы (-> психотерапия групповая). Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность, использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений. Психотерапия как лечебное психологическое воздействие - частный случай помощи психологической.
Решение проблем практической психологии, как правило, явно или неявно связано набором принципов определенной базовой концептуальной схемы, что обусловливает создание различных программ оказания помощи психологической. В практической психологии известны бихевиористский, психоаналитический, когнитивный, трансактно-коммуникативный, экзистенциально-гуманистический и прочие подходы к их созданию (-> бихевиоризм; фрейдизм; психология когнитивная; анализ трансакционный; психология гуманистическая).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента, в т. ч. внутриличностных и межличностных конфликтов. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия. Психологическое консультирование включает диагностику и коррекцию. Психолог, осуществляя экспертный анализ и оценку проблемы клиента, строит на их основе рекомендации, советы, адресованные консультируемому, а также использует специально подобранные или разработанные им самим коррекционные программы. Психологическое консультирование применяется в самых разнообразных областях деятельности: в бизнесе, образовании, социальной работе, при подборе кадров, в деятельности разного рода психологических служб и т. д. Неврачебная психотерапия состоит из различных направлений, подходов, школ, которые находятся одновременно в отношениях противопоставления и взаимодополнительности. Многообразие психотерапевтической культуры структурируется разным видением и толкованием трех составляющих терапевтического процесса: терапевт – клиент – проблема. Несмотря на все различия, существующие между школами, цель терапии одна: позитивное изменение клиента.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ПСІХАЛАГІЧНАЯ ДАПАМОГА / PSY CHO LOGICAL HELP– область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей, это непосредственная работа с клиентами, направленная на решение различного рода психологических проблем. П. п.– это вид помощи, оказываемой квалифицированным психологом человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности, помощи в межличностных отношениях, а также решении глубинных личностных проблем. П. п. в первую очередь предполагает предупреждение проблем (психопрофилактика) за счет психологического просвещения, повышения психологической культуры, популяризации психологических знаний и психологически безопасного поведения, здорового образа жизни. П. п. также предполагает психодиагностику, выявление проблем, с последующим психологическим консультированием (помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала). Также П. п. включает психотерапию с целью решения глубинных личностных проблем и глубинной трансформации личности и психокоррекцию. П. п. необходима специалистам, работающим в экстремальных условиях, а также людям, страдающим психическими расстройствами, студентам, школьникам, родителям, социально-незащищенным группам, всем лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации. Основные принципы оказания П. п.: добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь: эмпатичность, конгруэнтность, коммуникативность. Значимость П. п. постоянно возрастает, она становится существенной частью психологической службы. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
область практического применения психологии, ориентированная на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и групповая формы оказания психологической помощи. Возможна психопрофилактическая или психокоррекционная направленность П. п. Основными видами П. п. являются психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, психологическая поддержка. Частным случаем П. п. является психотерапия (см. Психотерапия). П. п. необходима специалистам, работающим в экстремальных условиях, а также людям, страдающим психическими расстройствами. Значимость П. п. постоянно возрастает, она становится существенной частью психологической службы. Автор книги «Что такое психология» Ж. Годфруа пишет, что фактически в психологической помощи или поддержке нуждаются 3-4% американцев. Поведение будет считаться ненормальным в том случае, если оно будет представляться опасным для самого человека или для окружающих. Одним из критериев аномальности может служить тот факт, что расшифровка окружающего мира головным мозгом проходит у данного человека не так, как у других. Понятие нормы весьма неоднозначно, по утверждению Ж. Годфруа, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между приемлемым и неприемлемым нет. Не существует и идеальной нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптироваться. Споры начинаются тогда, когда нужно решать, какой должна быть эта поддержка – социальной, психологической или медицинской. Бихевиоризм рассматривает аномальные формы поведения подобно всем другим формам, исключительно как результат научения, считает их можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами науки, выполненными в лабораторных условиях. Для представителей гуманистической психологии неадаптивное поведение есть результат нарушения соответствия между реальным «Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальным представлением о самом себе – с другой. Психоанализ дает возможность человеку понять подсознательные корни своих проблем и тем самым высвободить связанные с ними эмоции и чувства.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
сфера праксиологической апробации психологии, кот. ориентируются на сублимацию социоонтологическо-психологической компетентности субъектов, а также на оказание процедурно-индивидуальной псих. помощи индивидам; базально-кардинальные модусы оказания П.п, —группо-альянсные формы псих. работы, групповая психотерапия, групповые психокорригации, альянсно-групповые психопрофилактики, индивидуально-рациональное консультирование, индивидуальная психокоррекция субъекта, ориентированные на преодоление различных псих. затруднений, аберраций, аномалий; модусы-приемы психотерапии, как методики-способы психологического воздействия с целью профилактики лечения и есть эмпирическо-практические случаи оказания-апробации П.п., с учетом рационально-базовой психотерапевтической концептуальной модели-схемы, что детерминирует, т.о., создание дифференциально-индивидуальных программ оказания психотерапевтической помощи; в дифференциально-практической психологии иссл. психоаналитические профилактики П.п., трансакто-коммуникативные П.л., онтологическо-социальные и другие П.п.; психологическая служба (П.с.)— это система праксиологического применение псих. для резолюций-решений модельно-комплексных задач психодиагностики, псих. консультации в производственно-трудовой сфере, в здравоохранении, в спорте, в нар. образовании, в системе охраны правопорядка и т.д., в тесной связи с научно-специфическими исследованиями-интерпретациями в области социальной психологии, медицинской психологии, психологии проф. деятельности, психофизиологии, психотерапии и др. наук; в праксиологическо-онтологическо-социальном плане, формы П.с. существуют как профессионально-психологические консультации, социоуправленческие консультации-интерпретации, как псих. службы в вузах, школах, корпорациях, фирмах, пром. предприятиях, кот. включают в свою структуру-инфраструктуру психологов, социологов, политологов, экономистов, физиологов, психотерапевтов и др. ученых-специалистов с учетом новейших открытий-достижений в дифференциально-психологических дисциплинах, а объектами деятельности П,с, выступают: альянсы, группы, организации, предприятия, школы, гимназии, вузы, НИИ; психологическая служба корпорации-предприятия (П.с.к.-п.) — это псих. служба, предназначенная для осуществления праксиологическо-психологических профилактик, работ, с целью использовать социально-онтологическо-психологические факторы, связанные с повышением эффективности производства, корпорации, фирмы, предприятия, монополии, а также для совершенствования проблем управления социально-онтологическо-индивидуальными процессами в структуре самих организаций, картелей, синдикатов, фирм, предприятий; методики-модусы П.с.к.-.п. имеют комплексно-социальный, комплексно-психотерапевтический, комплексно-онтологический характер с агломерацией-подсоединением в свою модель дифференциально-психологических дисциплин, таких как социальная психология, медицинская психология, педагогическая психология, психоанализ, психо-терапия, психология проф. деятельности, а формы П.с.к.-.п. и явл. инфраструктурой-субструктурой службы психологическо-социальной интерпретации, наряду с дифференциально-социологическими службами; укажем, что объектами деятельности П.с.к.-п явл. коллективы предприятия коллективы НИИ, коллективы лабораторий, дифференциально-структурные подразделения субъекты организаций, фирм, корпораций, предприятий; иссл. связанные с П.с.к.-.п. сынтенционированы на стабилизацию управления на предприятиях, на совершенствование методов-модусов-систем в управлении предприятием, на вовлечение субъектов в управление производством, корпорацией, монополией, на оптимизацию онтологическо-психологическо-индивидуального климата в структуре самих фирм, организаций, предприятий, на устранение дифференциально-интергрупповых конфликтов, эксцессов, на совершенствование психологическо-производственных феноменов, связанных с проф. деятельностью; психологическая служба гимназии, школы, ПТУ (П.с.г.ш.п.) — специфико-специализированная инфраструктура в системе нар. образования, базальной целью кот. явл. обеспечение кондиций, кот. будут способствовать целостно-полноценной психическо-индивидуально-онтологической эволюции школьника, подростка, с учетом его индивидуально-психических потенций и психологическо-педагогическо-социальной корригации; деятельность форм П.с.г.ш.п. продуцируется-осуществляется специалистом-психологом, кот. работает в вышедескриптированных учреждениях, а также в детсаду, лицеях, школах-интернатах, спортшколах, спецшколах; кардинальные направления методик-модусов деятельности П.с.г.ш.п.: психодиагностика, психопрофилактика, психокорригация, псих. консультирование, кот. сынтенционированы на изучение психологическо-социальных феноменов школьника-подростка, на вы-явление индивидуально-эмпирических особенностей его психики, на дефиницию тех детерминант, кот. связаны с аберрациями-дефектами подростка в процессах обучения и с аномалиями его индивидуально-поведенческих актов; исследования-методики-интерпретации психопроцедур-психопрофилактик, спроецированы на формирование-конституирования у наставников, родителей, школьников целей-потребностей-смыслов, обеспечивающих использование дифференциально-психологических знаний о психоэволюции подростка-школьника на каждой индивидуально-возрастной фазе с целью своевременной профилактики потенциальных аберраций в его поведении, в его деятельности.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Психологическая помощь
широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Осуществляется в четырех формах — психологической консультации (англ. аналог — consulting), психокоррекции, психологического консультирования (англ. аналог — counselling) и психотерапии. Потребность в П. п. и ускоренное развитие ее во второй половине ХХ в. связано, с одной стороны, с негативными последствиями научно-технической революции, сопровождаемой убыстрением темпа жизни, стрессами от экономического и психологического неблагополучия, страхами за здоровье и жизнь (свое и своей семьи) и т. п., а с другой — с "революцией", совершившейся в мироощущении, миропонимании и осознании людьми себя и своих проблем. Это изменение выступает в признании значимости собственной жизни, в ощущении себя главным распорядителем своей судьбы, в восприятии житейских невзгод не как неизбежного условия существования, а как некого "сбоя", который может и должен быть устранен, для чего и существует помощь разных специалистов, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией. Отражением подобного мироощущения служит категория "проблема", которая в теории П. п. занимает такое же центральное место, как категория "болезнь" в медицине. Под "проблемой" мыслится широчайший круг нарушений в отношениях человека с жизнью, окружающими людьми и с самим собой. Несмотря на условность разделения П. п. на психологическую консультацию, психокоррекцию, психологическое консультирование и психотерапию, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Тем не менее, все чаще возникает необходимость их отдельного рассмотрения, поскольку каждая из названных форм имеет собственную зону приложения. В зависимости от сферы, где востребована помощь, и вырастающих отсюда специфических целей и задач, степень различия между формами П. п. может существенно колебаться. Психологическая консультация представляет собой информирование клиента и расширение его представлений о разных аспектах переживаемой им проблемы на основе достижений научного знания. Психолог-консультант определяется как "специалист, обладающий необходимой профессиональной подготовкой, которая позволяет ему давать консультируемому совет и рекомендации по личным, социальным и психологическим проблемам" (The New Fowler’s Modern English Usage, "Clarendon Press", Oxford, 1996, p. 187). Психологическая коррекция, в отличие от психотерапии, которая применяется в случае относительно четко выраженной клинической картины "психосоциально или психосоматически вызванных расстройств поведения и состояний страдания", скорее связывается с профилактикой такого рода расстройств (А. Притц, Х. Тойфельхарт, В кн.: Психотерапия: новая наука о человеке. 1999, с. 10, 28). Показаниями к психологической коррекции служат психические нарушения или поведенческие отклонения, которые уже начали складываться, образуя повышенный фактор риска (Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. 1985, с. 119—126). Непосредственные цели психокоррекции аналогичны целям психотерапии в той мере, в какой они направлены на реконструкцию негативных психологических новообразований в человеке, но в неменьшей степени они служат предупреждению дальнейшего развития ведущего дефекта и сопутствующих ему условий. Психокоррекция с необходимостью включает блок диагностики, направленной на выявление ведущего дефекта и механизмов его возникновения и сохранения. Как и в психотерапии, диагностика и коррекция осуществляются практически синхронно и на всем протяжении психокоррекционной работы — коррекционные техники и "приемы" одновременно являются и диагностическими приемами. Психологической диагностике и коррекции подвергаются все составляющие "факторов риска" и существующие между ними связи. Так, например, в процессе коррекционной работы с детьми и подростками (в форме игры, тренинга или групповой работы) реконструируется не только ведущий дефект развития или поведения ребенка, но и факторы, обусловившие его возникновение и способствующие его устойчивости. В этом случае системная коррекция может включать разные уровни совместной работы с родителями и семьями — от консультирования родителей и семей до семейной терапии. Критерии отличий психологического консультирования и психотерапии характеризуются еще большей условностью, оба этих термина нередко используются как взаимозаменяемые. По мнению ряда авторов это представляется оправданным, поскольку оба термина одинаково имеют в виду серию прямых контактов с индивидом (клиентом), направленных на то, чтобы помочь ему изменить свои патогенные внутренние установки и поведение, используя с этой целью специальным образом построенные в процессе консультирования помогающие отношения. Параллельно существует тенденция называть "консультированием" более краткосрочную и поверхностную работу с клиентом, оставляя за психотерапией приоритеты интенсивной и длительной работы, направленной на глубокую внутреннюю реорганизацию личности. Комментируя эту тенденцию, К. Роджерс замечает: "Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-то причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии" (Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. 2000, с. 10). Стоит отметить, что оба видных представителя американской гуманистической психологии и психотерапии, Р. Мэй и К. Роджерс, называли свою психотерапию "психологическим консультированием", возможно, тем самым, стараясь дистанцироваться от психоанализа и так называемой "медицинской модели" психотерапии, то есть от осуществления "лечебных процедур" над пациентом, и разрабатывая новую теорию личности, ориентированную на критерии "психологического здоровья" (Р. Мэй Искусство психологического консультирования. 1994). Достаточно перечислить "слагаемые личности", которые Р. Мэй выдвигает на первый план, прежде чем раскрыть секреты своего терапевтического искусства: свобода (в противовес детерминированности), индивидуальность, социальная интегрированность и глубина религиозности. Обе тенденции продолжают сосуществовать в сфере психологической практики и поныне. В одних случаях самые основы психологического консультирования связываются с интеграцией различных подходов, сложившихся в мировой психотерапевтической теории и практике. Ставятся примерно однородные задачи в работе с клиентом. Главнейшая из них — помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам (Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. 2002, с. 5). Определение консультанта как специалиста, "подготовленного для дачи советов и рекомендаций по личным, социальным или психологическим проблемам" расценивается в этом контексте как "любопытный нонсенс". Интервенции подобного рода, по мнению авторов, не только не являются "определяющей составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта", но отдаляют психологическое консультирование от его подлинных целей, поскольку никакой совет не способен помочь человеку открыть свой внутренний потенциал (там же, с. 11). В то же время существуют области применения, где понятиям "психотерапия" и "психологическое консультирование" приписываются разные функции. Так, например, в сфере традиционной детской и подростковой психотерапии различаются индивидуальная психотерапия ребенка и сопровождающее ее консультирование родителей. Последнее сводится к обмену информацией между родителями и терапевтом, способствующей лучшему пониманию родителями задач терапии, принятию ими процесса лечения, развитию устойчивых кооперативных отношений с терапевтом. При определенных условиях консультирование может перерасти в семейную психотерапию ("Психотерапия детей и подростков". Под ред. Х. Ремшмидта, 2000). В последние годы в связи с расширением картографии помогающих профессий намечается тенденция к еще более четкой концептуальной дифференциации сферы психологического консультирования и психотерапии. Например, в русле корпоративного консультирования, в связи с оформлением нового его жанра, называемого психологическим коучингом (сопровождение, содействие, личное наставничество) и ориентированного на работу с "первыми лицами" компаний, предприятий, банков, критически переосмысливается даже самый термин "помощь", на смену которому выдвигается более партнерское: "совместная работа". Соответственно, и в отношениях "консультант/коучер-клиент" акцент делается на принципиальном равенстве сторон. "Клиенту" в процессе предложения и принятия решений отводится не менее весомая роль, чем "коучеру"-консультанту. Тем не менее, коучинг в огромной степени использует теоретический багаж и принципы гуманитарной психотерапии (в свою очередь, и способствуя их развитию), благодаря чему достигается его высокая эффективность (Rogers J. Coaching Skills (a handbook). London, 2004; Психологический "коучинг" и корпоративное консультирование, МПЖ, № 2, 2002). Психотерапия в последние десятилетия заявляет о себе как "новая наука о человеке", все более удаляющаяся от идеала естественных наук и выработанных в этой области стандартов научности в виду их неприменимости к тем человеческим измерениям, которыми оперирует психотерапия. Одно из современных толкований этого термина, фигурирующее в Австрийском Федеральном Законе о психотерапии от 1990 г., гласит: "Термин “психотерапия”, происходящий из древнегреческого языка и означающий примерно “чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении человека”, уже по своему изначальному значению говорит о том, что ограничение психотерапии сферой лишь лечения болезни никак не оправдано" (А. Притц, Х. Тойфельхарт, 1999, с. 11). Психотерапия понимается здесь как дисциплина, пытающаяся смягчить внутренне спровоцированные или приобретенные жизненные проблемы, пользуясь преимущественно, речевыми (в противовес медикаментозным) средствами, хотя и не ограничиваясь только ими (там же, с. 50). Психотерапия представлена сегодня многочисленными школами и направлениями, которые нередко находятся в отношениях противостояния друг другу, хотя в наши дни конкуренция между ними все чаще сменяется попытками их диалога и интеграции. Многообразие психотерапевтических подходов и отсутствие общей для них методологии нередко объясняется тем, что психотерапия в целом находится пока на допарадигмальной стадии развития (В. В. Макаров, Б. А. Казаковцев, там же, с. 5—9). Тем не менее, отсутствие единой методологии не помешало процессу последовательного отделения психотерапии от смежных дисциплин (прежде всего теологии, академической психологии и медицины). Этот процесс, развиваясь на протяжении всего прошлого века, особенно интенсифицировался в последние его десятилетия. Психотерапия стала самостоятельной междисциплинарной областью, заняв место на перекрестке социальных, гуманитарных и естественных наук, не принадлежа полностью ни к одной из этих групп. Благодаря продолжающемуся процессу внутренней эмансипации психотерапии от медицины и очевидной тенденции ее гуманитаризации, в широком смысле слова современную психотерапию можно отнести к одной из наиболее значительных форм П. п. Но при этом нам тут же придется вспомнить, что в картографии помогающих профессий, в рамках психотерапии, сейчас интенсивно заявляет о себе жанр, специфика которого заключается в собственно П. п. — экстренная П. п., в центре которой — человек, находящийся в состоянии острого кризиса. Практика экстренной П. п. начала складываться очень давно, еще в годы Первой мировой войны и в событиях войны. Отметим, что в это же время возникает экзистенциализм, поставивший в центр своего рассмотрения человека отчаявшегося, оказавшегося в пограничной, экстремальной ситуации. Тем не менее, не эти идеи легли в основу первых представлений об экстренной П. п. На определение специфики жанра больше повлияли принципы социальной медицины с ее акцентом на превентивных мерах, обеспечении готовности сообщества, культурно-исторической психологии и пр. Важнейшей составляющей экстренной П. п. является исследование факторов риска и, напротив, факторов, обеспечивающих устойчивость человека в катастрофических обстоятельствах. Сегодня экстренная П. п. нередко представляет собой работу не с последствиями травмы, а работу в эпицентре катастрофы. Жанр экстренной П. п. характеризуется широким социальным охватом. Предполагается, что любые превентивные меры должны учитывать социальные процессы, возникающие вокруг травматического события, позитивные и негативные аспекты социального взаимодействия в этот период, культурный контекст, существующие традиции, ритуалы и пр. Социальная поддержка признается важнейшим защитным фактором после травмы, а работа с семьей — одной из важнейших мишеней психологического вмешательства. Жанр экстренной П. п. требует от психолога, психотерапевта очень высокого психологического искусства и не только этого. Он заявляется как превентивный, направленный на предотвращение посттравматических расстройств, которые требуют подчас уже очень глубокого психотерапевтического вмешательства (Бурмистрова Е. В., Федунина Н. Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра. МПЖ, № 4, 2006). Этот пример подтверждает мнение, что психотерапия в наши дни превращается в "некую службу, реагирующую на изменение общественной ситуации, дестабилизацию смыслообразующих социальных и религиозных систем, нарастающую сложность мира и повседневной жизни" (Макаров В. В., Казаковцев Б. А. Психотерапия: новая наука о человеке, 1999). Необходимость психического преодоления трудностей современной жизни, меняющейся все быстрее и неожиданнее, — важнейшая характеристика современности, накладывающая свой отпечаток и на все помогающие психологические практики.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
548.50 кб

Психологическая помощь как понимание

Гришунина Елена Владимировна, Гришунин Григорий Юрьевич
В статье прослеживается развитие концепта «понимание» в философско-психологическом срезе от теоретических положений, касающихся понимания у русского философа В.В. Розанова и немецкого психиатра, психолога, философа К.
Читать PDF
378.73 кб

Каким быть закону о психологической помощи

Сафуанов Фарит Суфиянович
Статья посвящена обсуждению основных принципов построения Закона «О психологической помощи населению Российской Федерации».
Читать PDF
179.78 кб

Психологическая помощь онкологическим больным

Чулкова Валентина Алексеевна, Пестерева Елена Викторовна
Работа посвящена профессиональной психологической помощи онкологическим больным. Ситуация онкологического заболевания рассматривается как экстремальная и как кризисная.
Читать PDF
966.07 кб

Кабинет социально-психологической помощи в ВУЗе

Кушнарёв Валентин Михайлович, Семикин Геннадий Иванович, Любов Евгений Борисович, Гилод Вадим Моисеевич, Миронов Алексей Сергеевич, Пиканина Юлия Маровна, Цупрун Виталий Евсеевич
Проанализирована работа кабинета социально-психологической помощи (КСПП) для студентов в лечебно-профилактическом аспекте, обсуждены перспективы развития КСПП при учебных заведениях как необходи-мого структурно-функционального зве
Читать PDF
123.78 кб

Проблема психологической помощи больному ребенку

Мазурова Надежда Владимировна
Читать PDF
284.63 кб

Психологическая консультация - помощь или помеха?

Денисенкова Наталья Сергеевна, Пороцкая Евгения Леонидовна
В настоящее время во многих городах есть психологические службы, оказывающие помощь детям и их родителям. Их сеть довольно широка.
Читать PDF
284.64 кб

Кризисная психологическая помощь и психология веры

Никольская Ирина Михайловна, Грановская Рада Михайловна
Психологическая защита и копинг-поведение важнейшие процессы адаптации к кризисным ситуациям.
Читать PDF
152.74 кб

Психологическое обеспечение помощи студентам в вузе

Славгородская Е. Л.
Статья посвящена путям психологической помощи студентам в учебе в период обучения в вузе по инженерным специальностям.
Читать PDF
128.51 кб

Проблемы психологической помощи в спортивном отборе

Ловягина Александра Евгеньевна
Статья посвящена теоретическим, методическим и организационным проблемам психологической помощи в отборе спортивных талантов. Представлен теоретический анализ понятия «спортивные способности».
Читать PDF
271.73 кб

Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе

Баранова Елена Васильевна
В статье представлены данные о кризисном состоянии современной семьи; статистические данные обращения за психологической помощью в Московскую службу психологической помощи населению; подходы отечественных и зарубежных психологов,
Читать PDF
16.15 мб

Психологическая помощь в условиях тюремной изоляции

Ермасов Евгений Викторович
Обсуждаются: понятие «психологическая помощь»; особенности оказания психологической помощи лицам, заключенным под стражу, осужденным к лишению свободы.
Читать PDF
16.22 мб

Психологическая помощь взрослым в лиминальных периодах

Сапогова Елена Евгеньевна
Рассмотрена психологическая природа переживания лиминальных периодов жизни, суть которых состоит в намеренном разотождествлении субъекта с самим собой с целью перехода от «Я-наличного» к «Я-иному», обретения новых смыслов, построе
Читать PDF
784.96 кб

Экстренная психологическая помощь по "телефону доверия"

Султанова Ирина Викторовна
В статье рассмотрены три крупные международные ассоциации экстренной помощи «телефон доверия».
Читать PDF
130.14 кб

Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах

Воронцов Алексей Васильевич, Богачев Алексей Михайлович
Статья посвящена изучению социальных и социально-психологических предпосылок, относящихся к сферам демографического развития, социализации детей и молодежи, психологической безопасности граждан и т. д.
Читать PDF
15.54 мб

Психологическая и социальная помощь осужденным пожизненно

Мухина Валерия Сергеевна

Похожие термины:

  • ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

    от латинского extra – «вне, кроме, особенно»; от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение» – совокупность срочных, не длительных по времени мер, предпринимаемых практическими психологами в оча
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

    важнейший компонент психологического обеспечения боевых действий войск; комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления