Поминать ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ

Помогающее поведение

Найдено 4 определения термина Помогающее поведение

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Помогающее поведение

helping behavior) П. п. определяется как действия, к-рые направлены на благо других и за к-рые не предусматривается к.-л. внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, к-рое охватывает все положительные формы соц. действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. П. п. включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать. За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы П. п. можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью. В основе П. п. самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Альтруистический акт определяется как добровольное и сознательное поведение, не содержащее в себе иной конечной цели помимо блага др. человека. На привлечение внимания психологов к данной области повлиял целый ряд факторов: дух времени (Zeitgeist), отразившийся в стремительном улучшении качества жизни в 1960-х и начале 1970-х гг.; теорет. анализ проблемы развития моральных суждений, предпринятый Пиаже и Колбергом в 1960-х; пионерские исслед. Берковица по социально ответственному поведению человека перед др. людьми, зависящими от него в достижении своих целей; и исслед. Дарли и Латанэ вмешательства случайных свидетелей в аварийные ситуации. Большая часть исслед. П. п. относится к условиям, при к-рых специфические ситуационные и личностные переменные способствуют или препятствуют актам оказания помощи. Стало очевидным, что П. п. обусловлено множеством факторов, и что эти факторы действуют различными путями в зависимости от специфической ситуации и специфических личностных тенденций. Латанэ и Дарли разраб. на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций. Их модель состоит из пяти последовательно принимаемых субъектом решений. Во-первых, случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло. Затем, после того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное. Далее этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь. Наконец, человек должен решить, как реализовать свое решение помочь. Пилявин и др. предположили, что принятие решение о том, оказывать или не оказывать помощь, зависит от неск. опосредующих переменных: силы переживания чувства "мы" между реципиентом и потенциальным помощником, испытываемым этим последним; возбуждения; атрибуции возбуждения; и воспринимаемых затрат и вознаграждений за непосредственную помощь. Предполагается, что на эти опосредующие переменные влияют характеристики ситуации, черты и состояние потенциального помощника, а тж характеристики жертвы. Бар-Тал высказал предположение, что два суждения - расчет соотношения затрат и наград и учет атрибуции ответственности (заключения о том, почему др. человек оказался в ситуации, в к-рой ему требуется помощь) - определяют решение о предоставлении помощи. Помимо этого, на процесс формирования суждений оказывают влияние 4 типа переменных: личностные, ситуационные, культурные и связанные с характеристиками человека, нуждающегося в помощи. Стауб предложил общую модель, к-рая описывает то, каким образом ситуационные и личностные факторы совместно влияют на П. п. П. п. представляет собой функцию от личных целей (мотивов); однако, активизация поведения зависит от важности данной цели в сравнении с др. целями и от характеристик ситуации. Наконец, Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель, к-рая включает: а) восприятие нуждающегося в помощи, а тж определение возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить; б) образование чувства моральной ответственности; в) оценка затрат и выгод от возможных действий; г) определение и оценка возможных реакций и д) выбор действия. 4 осн. подхода занимались развитием П. п., в особенности высоконравственного П. п.: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории соц. научения и когнитивной теории развития. Эволюционный подход связан с поиском биолог. и соц. условий, к-рые могут способствовать формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две т. зр. Согласно первой т. зр., альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции. Согласно второй т. зр., альтруистическое поведение яв-ся продуктом социокультурной эволюции: челов. существа эгоистичны по своей природе, однако соц. эволюция посредством культурного давления противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или об-ва. Психоан. подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и детства. Согласно подходу с позиций теории соц. научения, П. п. научаются в процессе взаимодействия с соц. окружением. В качестве условий, способствующих приобретению П. п., выделяются в первую очередь положительное подкрепление и моделирование, а тж индукция и исполнение роли. Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, соц. перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования высоконравственного просоциального П. п. В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории когнитивного научения. Этот подход, наряду с признанием влияния когнитивной, соц. перспективы и развития моральных суждений, тж выделяет в качестве детерминанты формирования альтруистического поведения развитие системы саморегуляции. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в основе формирования самоконтроля - способности выполнять жертвенное поведение без ожидания внешних вознаграждений. См. также Сотрудничество/соперничество Д. Бар-Тал
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ)

Предоставление

непосредственной помощи кому-то, кто в ней нуждается. Этот термин употребляется для обозначения ситуаций, когда поведение не включает в себя никаких жертв, реальных или потенциальных, со стороны помогающего. Следует различать с альтруизмом (или альтруистическим поведением), при котором оказываемая помощь предполагает некоторый риск или личные лишения. См. эффект очевидца.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Помогающее поведение

предоставление помощи кому-либо, исключающее, в отличие от альтруизма, какие-либо жертвы собственным интересам.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Помогающее поведение

предоставление содействия тому, кто в нем нуждается. Такое поведение не предполагает никаких жертв (реальных или потенциальных) со стороны помогающего, хотя при П. п. и возможны нек-рый риск или личные лишения. П. п. может рассматриваться как модель воспитания, обучения, проведения терапии. Помощь др. человеку обычно отвечает социальным нормам. В процессе воспитания человек усваивает, что необходимо и хорошо помогать тем, кто помогает ему (норма взаимности) и тем, кто зависит от него (норма ответственности). Норма взаимности действует особенно тогда, когда речь идет о помощи равному, а норма ответственности в осн. применяется, когда человек не несет ответственности за ситуацию, в к-рой оказался тот, кому нужно помогать. Эти нормы могут столкнуться с нормой, предписывающей не вмешиваться в дела др. человека (норма близости). Физич. сходство благоприятствует оказанию помощи; однако получение помощи от того, кто на тебя похож, может вызвать негативные последствия для самооценки принимающего помощь. Значение сходства возрастает в межгрупповом контексте, особенно, если получатель помощи принадлежит к доминирующей группе (социальной, этнической и пр.). Оказание помощи является добровольным актом, целью к-рого служит делание добра др. человеку. Помощь считается альтруистической, если она не приносит никакой выгоды тому, кто ее оказывает, и, возможно, причиняет ему опр. неудобства или даже подвергает его опасности. По мнению социобиологов, опирающихся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, альтруизм способствует выживанию вида. Если помощь является небескорыстной (ее оказывают с расчетом на какую-либо компенсацию), то она соответствует желанию максимизировать выгоду и минимизировать личные затраты. Помощь зависит от условий ситуации. Эффект очевидца (эффект Латейна) - чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь (следовательно, никто не помогает). Экспериментально показано, что данный феномен обнаруживает себя лишь в аморфной группе (толпа, случайные прохожие и т. п.), но не возникает когда в роли «очевидцев» выступает коллектив, семья, дружная компания и т. п. (Петровский, 1973). Вероятность оказания помощи человеку в состоянии отчаяния зависит от характеристик этого человека и от ситуации, в к-рой звучит просьба о помощи (Аскевис-Леерпе, Барух, Картрон, 2006). П. может быть оказана в форме совета, к-рый необходим человеку, когда он сталкивается с теми или иными жизненными трудностями, перед принятием им важного решения. Совет со стороны психотерапевта обычно относится к сфере реальности и сознания, не предполагает изменения защитных действий психики клиента. Психотерапевтический совет может касаться супружеских отношений: терапевт может быть посредником при разводе; проводить беседы, предваряющие принятие решения о зачатии искусств. путем, о прерывании беременности или эстетической хирургии и т. д. Специалист в роли лидера, или учителя, или терапевта может оказать помощь в форме временной поддержки, к-рая служит тому, чтобы клиент взял свою жизнь в свои руки (У. Шутц, 2004). В случае болезни П. п. пациенту соотносят с профессиональными действиями, способствующими процессу выздоровления. Необходимо помочь пациенту поверить в положительный исход лечения. В случае тяжелых заболеваний, когда у пациента нарушена способность обслуживать себя, П. п. предполагает осуществление постоянного физического, психологического (в зависимости от характера заболевания) ухода за ним. П. п. предполагает психол. готовность к его осуществлению и готовность пациента принять предоставляемую ему помощь. 7 шагов ситуационно обусловленной помощи (используются в процессе сестринского ухода за пациентом). Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Шутц У. Совершенная ясность. Харьков, 2004. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Показать все [+1] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности

Ковалева Юлия Викторовна
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования мотивов помогающего поведения личности, т.е. поведения, направленного на оказание помощи другим людям. Весь комплекс мотивов был подразделен на три группы: альтруистические, эгоистические и социально-нормативные (обусловленные культурными привычками, правилами этикета, внешними социальными требованиями и ожиданиями). Анализ полученного эмпирического материала отразил наличие в поведении индивидов в той или иной степени всех групп мотивов и их ситуативной обусловленности. Также была проанализирована взаимосвязь мотивов помогающего поведения индивидов с такими компонентами самоотношения, как: «Закрытость», «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отраженное самоотношение» и «Самопринятие», что обусловлено предположением Я. Рейковского о зависимости готовности к просоциальной деятельности от ощущения человеком собственной ценности. Было установлено, что чем выше принятие себя испытуемым, тем выше его стремление руководствоваться мотивами оказания помощи, направленными исключительно на благо нуждающегося в ней. Также самопринятие себя испытуемыми позволяет объективно говорить о мотивах своих действий, которые не всегда являются бескорыстными. Результаты исследования могут быть использованы для понимания стремления человека следовать тем или иным мотивам в своей деятельности, а также при организации внеучебной и тренинговой работы.
Скачать PDF

Социально-психологический круг общения личности в ситуациях помогающего поведения

Свенцицкий Анатолий Леонидович, Кузнецова Ирина Викторовна
В статье рассматривается социально-психологический круг общения личности в различных ситуациях помогающего поведения. При этом личность выступает как объект помощи со стороны представителей своего окружения. Обсуждается ряд теоретических проблем помогающего поведения. Проанализирована каждая из категорий помощи в определенных жизненных событиях. Особое внимание уделяется существенной личной и эмоциональной помощи, которая характерна для взаимоотношений между близкими людьми (не только родственниками). Наша гипотеза состоит в том, что характер получаемой индивидом помощи обусловлен степенью социально-психологической близости субъектов и объектов помогающего поведения. Приводятся полученные в исследовании данные относительно степени близости респондентов с людьми, входящими в их круг общения. Эти данные позволили выявить частоту обращения респондентов к своему социальному окружению в определенных жизненных ситуациях и характер получаемой помощи. Библиогр. 7. Табл. 2. Рис. 5.
Скачать PDF

Технологизация социально?{помогающей деятельности: от истории к современности

Коныгина М.Н., Шевердяева М.В.
Скачать PDF

Социально-психологические аспекты деятельности помогающих специалистов (на примере врачей и психолог

Королева Т.Ю.
В статье раскрываются основные требования к деятельности помогающих специалистов (врачей и психологов) с теоретической позиции и рассматриваются такие социально-психологические аспекты их деятельности как мотивы выбора профессии; отношение к себе как специалисту, своей профессии, клиенту/пациенту; особенностей взаимодействия с субъектом помощи на основании проведенного исследования.
Скачать PDF

Личностные параметры субъекта социально-помогающей деятельности

Коныгина М.Н.
Скачать PDF

Психологическая поддержка специалистов «Помогающих» профессий: антропологический подход

Черникова Т.В.
Скачать PDF

Помогающие профессии в контексте компетентностного подхода

Бачурина Альбина Валерьевна
В статье рассматривается развитие представлений зарубежных и отечественных исследователей о компетентностном подходе. Автор раскрывает проблему формирования компетентности как особо важную для представителей помогающих профессий. В частности, анализируется модель компетентного специалиста помогающих профессий.
Скачать PDF

Опыт психологических помогающих профессий в архитектуре финансового консультирования домохозяе

Земцов Анатолий Анатольевич
Сейчас каждый человек вынужден самостоятельно решать многие из тех вопросов, ответственность за решение которых раньше брало на себя общество. Карл Роджерс [12. С. 18] Рассматриваются основные положения психологических помогающих профессий для разработки требований к эффективной системе финансового консультирования домохозяев.
Скачать PDF

Эмоциональное выгорание у представителей «Помогающих» профессий

Влах Надежда Ивановна
Рассматриваются особенности симптомов и фаз эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий в группах, сформированных в зависимости от выраженности самооценки уровня депрессии. Установлено, что доминирующими симптомами являются «редукция профессиональных обязанностей», «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», а также «психосоматические и психовегетативные нарушения». Фазы эмоционального выгорания имеют прямую связь с выраженностью депрессии по шкале Zung, а наиболее сформированной является фаза «резистенции». У респондентов с синдромом эмоционального выгорания и субдепрессией достоверно чаще проявляются нарушения ритма сердца, кардиалгия, артериальная гипертензия.
Скачать PDF

Динамика мотивов добровольности субъектов помогающих профессий

Кузьменкова Лидия Всеволодовна
в статье описаны результаты исследования, целью которого стало выявление закономерностей динамики мотивов добровольности, а также возможность контроля и их регулирования. В работе применялись методы практической психологии: библиографический, интервью, анкетирование, опросник, самоанализ, анализ продуктов деятельности, постановка эксперимента, обработка и интерпретация результатов. Участниками эксперимента, проводимого в период с 2010 по 2015 г., были студенты-психологи Санкт-Петербургского государственного университета ГПС МЧС России и Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. Анализ практических работ студентов (планирование), дневниковых записей, анкет и бесед позволил сделать следующие выводы: в процессе выполнения 30-дневного задания студенты периодически переживали кризисы, вызванные конфликтом «мотив/результат деятельности», те студенты, которые ежедневно отмечали положительные моменты в прожитом дне и ориентировали себя словесными формулировками на достижение цели, дольше сохраняли работоспособность в отношении к поставленной цели. В статье делается предположение о возможности применения полученных результатов в практике волонтерского движения. Предлагается вывод о том, что организационное регулирование с целью сохранения добровольности деятельности волонтеров и поддержания их работоспособности будет более эффективным а) при информировании волонтеров о возможности возникновения конфликтов «мотив/результат деятельности», б) научении всех заинтересованных лиц методам и приемам выхода из этих конфликтов, в) постадийного (с учетом закономерности кризисных периодов) применения нематериального стимулирования со стороны ведущих и организаторов движения.
Скачать PDF

Модель психологической помощи представителям «Помогающих» профессий при эмоциональном выгорании

Влах Надежда Ивановна
Обосновывается предположение, что источником синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) в первую очередь являются факторы психологического порядка, которые дополняются личностным и организационным факторами. На основе результатов исследования представлена разработанная программа психологической помощи представителям «помогающих» профессий с субдепрессивными расстройствами. Предложенный в этой программе вариант терапии эмоционального выгорания основан на приемах переключения внимания человека с внешних условий на его установку по отношению к жизни, на структуру смыслов, определяющих его субъективную жизнь. Описана структурно-динамическая модель оказания психологической помощи и пошаговый алгоритм ее реализации.
Скачать PDF

Социальные представления о детских травмах у специалистов помогающих профессий образования и здравоо

Якиманская Ирина Сергеевна
Представлен теоретический анализ походов к травматическому опыту, социальных представлений о детских травмах. Описаны особенности специалистов помогающих профессий, требования к их компетентности и вероятность влияния на нее представлений о детских травмах. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существовании различий в социальных представлениях о детских травмах у специалистов здравоохранения и образования, согласно которым может быть построена система профилактики сгорания.
Скачать PDF