Помогающее поведение

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Помогающее поведение
предоставление помощи кому-либо, исключающее, в отличие от альтруизма, какие-либо жертвы собственным интересам.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ)
Предоставление
непосредственной помощи кому-то, кто в ней нуждается. Этот термин употребляется для обозначения ситуаций, когда поведение не включает в себя никаких жертв, реальных или потенциальных, со стороны помогающего. Следует различать с альтруизмом (или альтруистическим поведением), при котором оказываемая помощь предполагает некоторый риск или личные лишения. См. эффект очевидца.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОВЕДЕНИЕ ПОМОГАЮЩЕЕ
(helping behavior-англ.)-поведение, представляющее собой оказание прямой помощи, поддержки тому, кто в ней нуждается. Термин П.п. используется, когда один человек, оказывая помощь другому, делает это добровольно, без принуждения и расчета на получение награды или выгоды, а также в таких ситуациях, где его поведение не включает реальное или потенциальное жертвование чем-либо ради другого человека. П.п. также отличается от альтруистического поведения тем, что альтруизм предполагает некоторого рода риск или лишения со стороны альтруистически действующего человека. См. альтруизм, наблюдателя стороннего эффект (наблюдателя не вмешивающегося эффект).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Помогающее поведение
предоставление содействия тому, кто в нем нуждается. Такое поведение не предполагает никаких жертв (реальных или потенциальных) со стороны помогающего, хотя при П. п. и возможны нек-рый риск или личные лишения. П. п. может рассматриваться как модель воспитания, обучения, проведения терапии. Помощь др. человеку обычно отвечает социальным нормам. В процессе воспитания человек усваивает, что необходимо и хорошо помогать тем, кто помогает ему (норма взаимности) и тем, кто зависит от него (норма ответственности). Норма взаимности действует особенно тогда, когда речь идет о помощи равному, а норма ответственности в осн. применяется, когда человек не несет ответственности за ситуацию, в к-рой оказался тот, кому нужно помогать. Эти нормы могут столкнуться с нормой, предписывающей не вмешиваться в дела др. человека (норма близости). Физич. сходство благоприятствует оказанию помощи; однако получение помощи от того, кто на тебя похож, может вызвать негативные последствия для самооценки принимающего помощь. Значение сходства возрастает в межгрупповом контексте, особенно, если получатель помощи принадлежит к доминирующей группе (социальной, этнической и пр.). Оказание помощи является добровольным актом, целью к-рого служит делание добра др. человеку. Помощь считается альтруистической, если она не приносит никакой выгоды тому, кто ее оказывает, и, возможно, причиняет ему опр. неудобства или даже подвергает его опасности. По мнению социобиологов, опирающихся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, альтруизм способствует выживанию вида. Если помощь является небескорыстной (ее оказывают с расчетом на какую-либо компенсацию), то она соответствует желанию максимизировать выгоду и минимизировать личные затраты. Помощь зависит от условий ситуации. Эффект очевидца (эффект Латейна) - чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь (следовательно, никто не помогает). Экспериментально показано, что данный феномен обнаруживает себя лишь в аморфной группе (толпа, случайные прохожие и т. п.), но не возникает когда в роли «очевидцев» выступает коллектив, семья, дружная компания и т. п. (Петровский, 1973). Вероятность оказания помощи человеку в состоянии отчаяния зависит от характеристик этого человека и от ситуации, в к-рой звучит просьба о помощи (Аскевис-Леерпе, Барух, Картрон, 2006). П. может быть оказана в форме совета, к-рый необходим человеку, когда он сталкивается с теми или иными жизненными трудностями, перед принятием им важного решения. Совет со стороны психотерапевта обычно относится к сфере реальности и сознания, не предполагает изменения защитных действий психики клиента. Психотерапевтический совет может касаться супружеских отношений: терапевт может быть посредником при разводе; проводить беседы, предваряющие принятие решения о зачатии искусств. путем, о прерывании беременности или эстетической хирургии и т. д. Специалист в роли лидера, или учителя, или терапевта может оказать помощь в форме временной поддержки, к-рая служит тому, чтобы клиент взял свою жизнь в свои руки (У. Шутц, 2004). В случае болезни П. п. пациенту соотносят с профессиональными действиями, способствующими процессу выздоровления. Необходимо помочь пациенту поверить в положительный исход лечения. В случае тяжелых заболеваний, когда у пациента нарушена способность обслуживать себя, П. п. предполагает осуществление постоянного физического, психологического (в зависимости от характера заболевания) ухода за ним. П. п. предполагает психол. готовность к его осуществлению и готовность пациента принять предоставляемую ему помощь. 7 шагов ситуационно обусловленной помощи (используются в процессе сестринского ухода за пациентом). Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Шутц У. Совершенная ясность. Харьков, 2004. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Помогающее поведение
helping behavior) П. п. определяется как действия, к-рые направлены на благо других и за к-рые не предусматривается к.-л. внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, к-рое охватывает все положительные формы соц. действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. П. п. включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать. За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы П. п. можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью. В основе П. п. самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Альтруистический акт определяется как добровольное и сознательное поведение, не содержащее в себе иной конечной цели помимо блага др. человека. На привлечение внимания психологов к данной области повлиял целый ряд факторов: дух времени (Zeitgeist), отразившийся в стремительном улучшении качества жизни в 1960-х и начале 1970-х гг.; теорет. анализ проблемы развития моральных суждений, предпринятый Пиаже и Колбергом в 1960-х; пионерские исслед. Берковица по социально ответственному поведению человека перед др. людьми, зависящими от него в достижении своих целей; и исслед. Дарли и Латанэ вмешательства случайных свидетелей в аварийные ситуации. Большая часть исслед. П. п. относится к условиям, при к-рых специфические ситуационные и личностные переменные способствуют или препятствуют актам оказания помощи. Стало очевидным, что П. п. обусловлено множеством факторов, и что эти факторы действуют различными путями в зависимости от специфической ситуации и специфических личностных тенденций. Латанэ и Дарли разраб. на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций. Их модель состоит из пяти последовательно принимаемых субъектом решений. Во-первых, случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло. Затем, после того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное. Далее этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь. Наконец, человек должен решить, как реализовать свое решение помочь. Пилявин и др. предположили, что принятие решение о том, оказывать или не оказывать помощь, зависит от неск. опосредующих переменных: силы переживания чувства "мы" между реципиентом и потенциальным помощником, испытываемым этим последним; возбуждения; атрибуции возбуждения; и воспринимаемых затрат и вознаграждений за непосредственную помощь. Предполагается, что на эти опосредующие переменные влияют характеристики ситуации, черты и состояние потенциального помощника, а тж характеристики жертвы. Бар-Тал высказал предположение, что два суждения - расчет соотношения затрат и наград и учет атрибуции ответственности (заключения о том, почему др. человек оказался в ситуации, в к-рой ему требуется помощь) - определяют решение о предоставлении помощи. Помимо этого, на процесс формирования суждений оказывают влияние 4 типа переменных: личностные, ситуационные, культурные и связанные с характеристиками человека, нуждающегося в помощи. Стауб предложил общую модель, к-рая описывает то, каким образом ситуационные и личностные факторы совместно влияют на П. п. П. п. представляет собой функцию от личных целей (мотивов); однако, активизация поведения зависит от важности данной цели в сравнении с др. целями и от характеристик ситуации. Наконец, Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель, к-рая включает: а) восприятие нуждающегося в помощи, а тж определение возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить; б) образование чувства моральной ответственности; в) оценка затрат и выгод от возможных действий; г) определение и оценка возможных реакций и д) выбор действия. 4 осн. подхода занимались развитием П. п., в особенности высоконравственного П. п.: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории соц. научения и когнитивной теории развития. Эволюционный подход связан с поиском биолог. и соц. условий, к-рые могут способствовать формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две т. зр. Согласно первой т. зр., альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции. Согласно второй т. зр., альтруистическое поведение яв-ся продуктом социокультурной эволюции: челов. существа эгоистичны по своей природе, однако соц. эволюция посредством культурного давления противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или об-ва. Психоан. подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и детства. Согласно подходу с позиций теории соц. научения, П. п. научаются в процессе взаимодействия с соц. окружением. В качестве условий, способствующих приобретению П. п., выделяются в первую очередь положительное подкрепление и моделирование, а тж индукция и исполнение роли. Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, соц. перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования высоконравственного просоциального П. п. В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории когнитивного научения. Этот подход, наряду с признанием влияния когнитивной, соц. перспективы и развития моральных суждений, тж выделяет в качестве детерминанты формирования альтруистического поведения развитие системы саморегуляции. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в основе формирования самоконтроля - способности выполнять жертвенное поведение без ожидания внешних вознаграждений. См. также Сотрудничество/соперничество Д. Бар-Тал

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
338.56 кб

Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности

Ковалева Юлия Викторовна
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования мотивов помогающего поведения личности, т.е. поведения, направленного на оказание помощи другим людям.
Читать PDF
842.64 кб

Социально-психологический круг общения личности в ситуациях помогающего поведения

Свенцицкий Анатолий Леонидович, Кузнецова Ирина Викторовна
В статье рассматривается социально-психологический круг общения личности в различных ситуациях помогающего поведения. При этом личность выступает как объект помощи со стороны представителей своего окружения.
Читать PDF
14.68 мб

Помогающая деятельность педагога как основа профилактики аддиктивного поведения в работе со старшими

Ветрова Г.А.
В статье рассматриваются психолого-педагогические основы профилактики аддиктивного поведения старших подростков, основанные на создании помогающих отношений.
Читать PDF
82.21 кб

Институт благотворительности: сравнительный анализ социокультурных моделей помогающего поведения и к

Старых Нина Владимировна
В условиях неизбежной глобализация мира особенно актуальными становятся кросс-культурные компетенции специалистов в области коммуникационного управления.

Похожие термины: