ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА Половые стереотипы

Половые роли

Найдено 5 определений термина Половые роли

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Половые роли

sex roles) Несмотря на огромное количество книг и статей, в названии к-рых встречается термин "половые роли", обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем уровне П. р. можно определить как "совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы)". К характеристикам, к-рые обычно считают охватываемыми П. р. человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей. Если полоролевые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как соц. группах, то термин "половая типизация" служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам. Степень половой типизации можно определить, установив, насколько человек оценивает свои собственные качества, а не качества др. людей. В начале 30-х гг. были разработаны шкалы маскулинности- фемининности для оценки расположения индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающим диапазон характеристик от типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. В 40-е и 50-е гг. влияние психоаналитических идей привело теоретиков к разграничению сознаваемых и несознаваемых аспектов половой типизации. Полоролевая идентификация - термин, имеющий самое непосредственное отношение к психоаналитической теории. Это понятие указывает на то, до какой степени индивидуум интернализовал черты и образцы поведения, считающиеся адекватными для человека его пола. Линн разграничивает полоролевое предпочтение (восприятие характеристик одного пола как предпочтительных или более желательных, чем характеристики др. пола) и полоролевое принятие (практикуемые аспекты поведения, считающиеся подходящими для лиц определенного пола, без обязательной идентификации с др. аспектами данной роли). Более совр. теории П. р. вобрали в себя концепцию маскулинности и фемининности как двух независимых психол. параметров. Были сконструированы 2 важных инструмента для измерения П. р. с позиций этого многомерного подхода - BSRI и PAQ. Изначально такие теории рассматривали одновременное обладание большим количеством и/или высоким уровнем развития черт, традиционно считавшихся маскулинными и фемининными (т. е. андрогинию), как идеальную, с т. зр. здоровья, полоролевую идентичность. Др. класс относительно новых теорий рассматривает П. р. на основе стадиальной концепции развития. Эти теории описывают развитие П. р. в виде последовательности стадий: от стадии относительно слабой дифференциации через фазу принятия традиционных стереотипных половых ролей к стадии, на к-рой индивидуум реорганизует соц. нормы исходя из своих индивидуальных особенностей и потребностей. Ребекка и ее коллеги назвали эту стадию полоролевой трансценденцией. Полоролевая социализация Различие между теориями заключается в том, как они объясняют механизм приобретения людьми П. р. и разное значение П. р. для лиц мужского и женского полов. Самая ранняя трактовка полоролевой социализации была предложена Фрейдом, теория к-рого основывалась на признании бессознательных, инстинктуальных и связанных с созреванием процессов, обусловленных разным анатомическим строением мужского и женского организмов. Др. важная система взглядов основана на теории соц. научения. Эта теория придает особое значение физ. и соц. качествам родителей и характеру процессов подкрепления в процессе приобретения детьми П. р. Родители и др. значимые фигуры из окружения ребенка подкрепляют моделируемое поведение, когда оно считается соответствующим полу ребенка, и игнорируют или наказывают за неадекватное его полу поведение. Когнитивные теории развития подчеркивают роль собственного поведения ребенка в подкреплении соотв. П. р. Эта теория отводит гораздо более важную роль категоризации ребенком себя как "мальчика" или "девочки", чем пассивному приобретению поведенческого репертуара через процессы подкрепления, обеспечиваемые другими. По всей вероятности, приобретение соответствующих биолог. полу П. р. связано как с действием механизмов соц. научения, так и с влиянием определенных аспектов когнитивного развития. Напр., данные многочисленных кросс-культурных исслед. свидетельствуют о том, что в разных культурах существуют сходные и устойчивые различия в том, как матери и отцы обращаются с сыновьями и дочерями, чтобы увеличить самостоятельность и независимость первых и улучшить эмоциональные отношения последних. Тем не менее, поведение родителей может оказаться несообразным в отдельных случаях. Воздействие практик родительской социализации может модифицироваться такими переменными, как физ. особенности ребенка, его позиция рождения и пол сиблингов. Кроме того, в поведении родителей обнаруживаются различия в зависимости от их расовой и этнической принадлежности, социоэкономического статуса, а тж задач исслед. и условий, в к-рых оно проводится. Эмпирические исслед. показывают, что дети приобретают понимание различных аспектов пола в относительно неизменной последовательности. Первым достигается примитивный уровень отнесения ребенком себя к определенному полу, затем объектом категоризации становится другой того же пола и, наконец, таким объектом становится другой противоположного пола. Важный вопрос, к-рый не удается разрешить ни теории соц. научения, ни когнитивной теории развития, касается различного воздействия полоролевой социализации на девочек и мальчиков в нашем об-ве. Хотя девочки и мальчики могут приобретать представление о своей половой идентичности примерно в одном (раннем) возрасте, на протяжении всего детства гораздо больше девочек, чем мальчиков, обнаруживают предпочтение к тем или иным аспектам роли противоположного пола. Существует несколько возможных объяснений этой половой асимметрии. Одно из них заключается в том, что маскулинные характеристики считаются более полезными и желательными для об-ва в целом. Девочек, по-видимому, не наказывают столь строго, как мальчиков, за отклонение от их традиционной П. р. Эти соображения наводят на мысль о том, что изменения в интрапсихических П. р. в направлении большей андрогинии нельзя оценивать без учета общественных норм. Современное состояние исследований половых ролей Понятие П. р. в том виде, в к-ром оно существовало в психологии, по-видимому, носит слишком общий характер. Спенс и Хельмрайх предложили заменить этот термин четырьмя различными категориями: половая идентичность, сексуальная (половая) ориентация, полоролевые аттитюды и модели поведения, характерные особенности личности. Половая, или гендерная, идентичность (есть некоторые разногласия по поводу того, какой из этих терминов лучше употреблять), вероятно, является важным фактором в обработке информ. о себе и других. Собственные физ. характеристики индивидуума, как и физ. характеристики др. людей, служат важными признаками в оценке П. р. Тем не менее, различные элементы П. р. могут оставаться относительно независимыми друг от друга. Уже окончательно доказано, что маркирование по полу выполняет важные когнитивные функции в нашем об-ве. Родители подбирают игрушки, соотв. полу их сыновей и дочерей, даже в тех случаях, когда являются поборниками равноправия полов. Сверстники играют особо важную роль в регулировании следования П. р. на протяжении отрочества. В период взрослости П. р. могут сохраняться за счет действия ситуационных факторов и разного распределения полов в трудовой и бытовой средах. См. также Андрогиния, Развитие социального поведения людей, Сексизм Р. К. Унгер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Половые роли

формы поведения и паттерны деятельности, свойственные мужчинам либо женщинам и непосредственно связанные с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

Половые роли

Схемы поведения, установки и интересы, которые считаются свойственными одному полу и несвойственными другому. Некоторые теоретики объясняли эти различия биологическими причинами, но большинство психологов придерживаются мнения, что различия в поведении мужчин и женщин скорее являются продуктом социализации, а не биологических процессов.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Роли половые

нормативные ожидания, требования, предъявляемые обществом, культурой к мужчинам и женщинам в разных видах деятельности (семейные отношения, трудовые функции, распределение авторитета и власти в публичной и домашней сфере и т.д.). Р. п. воспроизводятся и передаются из поколения в поколение посредством дифференцированной по полу системы социализации (половая социализация) и закрепляются с помощью полового символизма и культурных стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной системы Р. п. формирует его половую идентичность, с которой соотносится его самосознание и социальное поведение. Хотя дифференциация Р. п. имеет некоторые кросс-культурные константы, связанные с общими свойствами полового диморфизма, ее конкретное содержание в разных обществах и средах существенно различно. При сравнительно-историческом изучении Р. п. нужно учитывать степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и символически-обрядовой деятельности; специфическое содержание этих ожиданий и предписаний; насколько они жестки и институционализированы; как соотносится половозрастное разделение труда с иерархией мужских и женских социальных статусов (половая стратификация); допускаются ли индивидуальные вариации, отклоняющиеся от нормативной дифференциации Р. п., и т.д. Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, наличие разных для мужчин и женщин норм, правил и образцов сексуального поведения (двойной стандарт). Социология и историко-антропологические науки изучают закономерности формирования, функционирования, изменения и развития системы Р. п. и стереотипов в социуме. Психология исследует процессы и механизмы их усвоения и преломления в половой идентичности. Педагогические науки обсуждают стратегию половой социализации, следует ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, в духе привычных полоролевых предписаний, или стараться преодолевать их, и как именно это делать. В традиционных обществах система Р. п. обычно отличается определенностью и жесткостью, хотя она отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе, в связи с эмансипацией женщин и общим плюрализмом, традиционная дифференциация Р. п. переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социальных институтах и средах, вызывая много трудностей и порождая ожесточенное сопротивление различных слоев общества. И.С. Кон

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Половые роли

Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов, обусловленная их половой принадлежностью. Дифференциация П. р. проявляется в половозрастном разделении труда, распределении авторитета и власти мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, посредством которой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Показать все [+2] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.
Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание уделено развитию такого умения, как наблюдательность. Автор предлагает внедрение специально разработанной системы изобразительных средств обучения в целях интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Скачать PDF

О роли семьи в воспитании общительности осетинских детей

Габуева Е.М.
Скачать PDF

О роли моделирования поведения личности в процессе обучения студентов

Перепелицына М. Ю.
Скачать PDF

Некоторые философские аспекты понимания роли ощущений на уровне чувственного познания

Мочалов С.М.
В статье на основе философского анализа традиционных и новых представлений российских ученых о роли ощущений в чувственном познании с учетом взглядов известного немецкого исследователя Г.Гельмгольца предложен новый подход, согласно которому ощущениями в процессе восприятия осуществляются две функции: описание изображения материальных объектов и доведение до человека факта реальности их существования в чувственной форме. Выполнение этих двух функций ощущениями в свою очередь указывает на наличие структуры их взаимодействия, которая с необходимостью должна рассматриваться в качестве рабоче-организационной формы процесса чувственного познания.
Скачать PDF

О регулирующей роли Я-концепции в социальном поведении

Касьянова А.Н.
Скачать PDF

О роли образовательного пространства в достижении акме студентами вуза

Козловская Татьяна Николаевна
Рассматривается роль образовательного пространства в достижении акме в современных социокультурных условиях, анализируются результаты исследования основных сфер жизнедеятельности студентов, их ценностных ориентаций, а также особенности жизненной перспективы развития личности студента.
Скачать PDF

Готовность к роли матери: медико-социологический анализ факторов формирования

Андриянова Елена Андреевна, Новокрещенова Ирина Геннадьевна, Аранович Инна Юрьевна
В статье изложены результаты медико-социального анализа формирования готовности к роли матери. Предложена авторская модель готовности к материнству. На основе полученного в результате исследования социально-психологического портрета современной беременной женщины были определены факторы формирования готовности к выполнению роли матери. Осуществлен сравнительный анализ готовности к материнству первородящих и повторнородящих женщин. Определены основные направления программы социально-психологической помощи в рамках женской консультации.
Скачать PDF

Формирование психологической готовности студентов к выполнению профессиональной роли

Кораблина Елена Павловна
В статье подготовка студентов к профессиональной деятельности рассматри вается как интегративная проблема психологии труда и педагогики. Обосновывается возможность формирования психологической готовности будущих специалистов к выполнению профессиональной роли на основе экзистенциально-символического подхода в психолого-педагогической практике.
Скачать PDF

Функциональные роли специалистов социальной работы как фактор, влияющий на их здоровье

Галимова Альмира Шамильевна
Скачать PDF

Содержание экономической роли как детерминанта отношения личности к деньгам

Муравьева Полина Андреевна
Приведен анализ отношения личности к деньгам в условиях реализации разных экономических ролей. Отражены изменения данного отношения в результате влияния разных специальных условий в процессе участия в деловой учебной интерактивной игре.
Скачать PDF

Тренинговая форма освоения социальной роли ремесленника-предпринимателя

Тельманова Елена Дмитриевна, Романцев Геннадий Михайлович
В российском обществе остается актуальной проблема маргинального состояния ремесленников-предпринимателей, занятых в «теневом бизнесе». Ремесленник-предприниматель, желающий получить статус в социальной системе в ответ на требования, предъявляемые ему обществом, должен совершать действия, совокупность которых определяется как социальная роль. Социальная роль и содержание деятельности ремесленника-предпринимателя взаимосвязаны, но ролевой тип неоднороден, поэтому по результатам дефиниций содержания деятельности (отдельно ремесленника и отдельно предпринимателя) в статье выполнено осмысление характеристик деятельности ремесленника-предпринимателя и его социальной роли. Максимальная динамика изменения социально-ролевого поведения может быть достигнута в ходе групповых психотерапевтических тренингов или в ходе тренинговой формы обучения. Тренинговая форма обучения позволит сформировать у выпускников образовательных учреждений ремесленного профиля наряду с профессиональными знаниями, навыками и умениями социально-ролевое поведение, присущее только ремесленникам-предпринимателям. В статье обосновываются наиболее эффективные тренинги с использованием такого метода коррекции поведения, как имидж-терапия, или социодраматического подхода к интерпретации человеческих поступков. Авторами предложена модель социализации ремесленников-предпринимателей, на пути к которой необходимо пройти три этапа: экстернализацию, комбинацию и интернализацию.
Скачать PDF

Образ себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна

Иневаткина Светлана Евгеньевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ожиданий, связанных с материнством, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Обсуждаются содержание и возможные причины трансформации образа себя в материнской роли у этой категории женщин.
Скачать PDF