Половые различия: возрастной аспект это что такое Половые различия: возрастной аспект: определение — Психология.НЭС
Половые различия в склонностях к математике ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Половые различия: возрастной аспект

Найдено 1 определение:

Половые различия: возрастной аспект

sex differences: developmental) Наиболее твердо П. р. установлены в сфере жизненного опыта (life experiences) и в области биологии. Обычно считают, что они вызывают менее выраженные и менее надежно установленные П. р. в психол. областях когнитивных и социально-эмоциональных характеристик. Проявляющиеся в когнитивной сфере П. р. включают успехи в выполнении вербальных, мат. и зрительно-пространственных заданий; в социально-эмоциональной сфере наиболее устойчиво проявляющимся П. р. яв-ся различие в агрессии. Периоды возрастного развития, в к-рых наблюдаются эти П. р., расходятся в некоторой степени в зависимости от изучаемой сферы. Девочки в целом превосходят мальчиков в выполнении вербальных заданий на протяжении младенчества и младшего детства. Существование П. р. в вербальных достижениях на протяжении обучения в начальной школе не столь очевидно, хотя, сравнительно с девочками, гораздо больше мальчиков испытывают трудности при обучении чтению. Начиная с подросткового возраста, лица женского пола, в тенденции, достигают более высоких средних показателей по мн. видам вербальных заданий, от тех, к-рые требуют навыков низшего уровня (напр. орфография и пунктуация), до тех, к-рые требуют вербальных навыков высшего уровня (напр. понимание сложного текста и вербальных аналогий). Преимущество лиц женского пола на уровне усредненных показателей сохраняется до среднего возраста и, возможно, продолжает сохраняться в старости, хотя крайне мало существенных исслед., посвященных этим различиям среди пожилых людей. До начала подросткового возраста различия между полами в мат. достижениях весьма незначительны. Однако, начиная с какого-то момента в период отрочества-юности, лица мужского пола, в среднем, получают более высокие показатели по мат. тестам, чем лица женского пола. В выполнении зрительно-пространственных заданий выделяют, по меньшей мере, 2 главных компонента: аналитический (включающий, к примеру, выделение фигуры из фона и конструирование из кубиков) и неаналитический (включающий, напр., мысленное вращение фигур и репродуцирование пространственных отношений). До подросткового возраста наблюдается сходство между полами в выполнении заданий по обоим компонентам. Начиная с отрочества, лица мужского пола обнаруживают тенденцию к получению более высоких средних показателей в обеих областях. Здесь преимущество лиц мужского пола может сохраняться вплоть до старости, хотя для окончательного утверждения опять-таки не хватает исслед. этого вопроса. Однако известно, что между полами нет различий в выполнении пространственных заданий в др. модальностях, таких как осязание или слух. Мальчики, в среднем, агрессивнее девочек, и эти различия обнаруживаются примерно с 2-х лет и сохраняются на протяжении отрочества-юности, включ. годы обучения в колледже. Этот паттерн обнаруживается в разных культурах. Результаты, полученные в исслед. взрослых, не столь однозначны. Согласно подготовленному Анной Фроди аналитическому обзору нельзя утверждать, что мужчины всегда проявляют больше физ. агрессии по сравнению с женщинами, однако, по их собственным заявлениям, они более агрессивны и враждебно настроены, чем женщины. Различия в жизненном опыте Начиная с момента рождения, к мальчикам и девочкам относятся по-разному во мн. сферах социализации. Взрослые ожидают, что мальчики и девочки, как впрочем и взрослые мужчины и женщины, различаются по своим физ., личностным и когнитивным характеристикам, хотя при этом заявляют, что придерживаются одинакового подхода к собственным детям, независимо от их пола. Воспитание и обучение дифференцировано по полу, причем эта дифференциация усиливается по мере повышения уровней образования детей. Школьники испытывают на себе действие половой дифференциации в самых разных занятиях, к-рые только можно обнаружить в школах. Мужчины занимают большинство административных и режимных должностей и чаще преподают математику, соц. и естественнонаучные дисциплины в средней школе. Женщины большей частью занимаются канцелярской и секретарской работой и обычно преподают большинство предметов в младших классах, за исключением гуманит. дисциплин, к-рые они ведут и в средней школе. Хотя процент заканчивающих среднюю школу юношей и девушек примерно одинаков, у юношей больше стимулов продолжать свое образование, и потому процент лиц женского пола непрерывно снижается по мере повышения уровней дальнейшего образования. Во время обучения в школе мальчиков больше побуждают выбирать продвинутые курсы математики и естественных наук, и они действительно чаще выбирают эти курсы по сравнению с девочками, закладывая тем самым основы последующей специализации в колледже. Девочки же в большей мере ориентированы на гуманит. дисциплины (язык и литература) во время обучения в школе. Соответственно, в высшей школе студентки чаще специализируются в области гуманитарных наук и педагогики, а студенты - в области естественных наук. На уровне профессионально-технического образования лица женского пола явно предпочитают программы подготовки работников сферы обслуживания, здравоохранения и офисных работников, тогда как лица мужского пола записываются, в основном, на программы подготовки специалистов для пром-сти, сельского хозяйства и торговли. Эти различия, обусловленные полом, ведут к более низкой оплате труда большинства женщин. П. р. проявляются тж в семейной и трудовой жизни. Во всех культурах имеет место большее или меньшее разделение труда по полу, в основном связанное с мобильностью работника. Везде мужчины чаще выполняют работу, требующую разъездов; женщины обычно выполняют работу, позволяющую им оставаться рядом с семьей и несут осн. обязанности по воспитанию детей. И мужчины, и женщины выполняют работу, требующую физ. силы. П. р. существуют в физ. и психич. здоровье. У лиц мужского пола короче средняя продолжительность жизни и они сравнительно чаще умирают в пренатальном периоде и на протяжении любого отрезка жизни. Тем не менее, женщины чаще посещают врачей и психотерапевтов. В том, что касается проблем психич. здоровья, наиболее существенным П. р. яв-ся депрессия. П. р. в сфере здоровья, как физического, так и психического, опосредуются браком. У женатых мужчин ниже средние показатели смертности и заболеваемости, чем у неженатых. Однако самыми здоровыми женщинами оказываются те, кто никогда не был замужем. По мере того как перед людьми открывается все больше возможностей, нек-рые из П. р. в сфере жизненного опыта становятся все менее выраженными, гл. обр. вследствие постоянно растущего числа женщин, выбирающих себе занятия, образование, профессиональную подготовку и профессии, к-рые прежде считались в данной культуре "мужскими". Однако при этом не уменьшается разрыв в оплате труда мужчин и женщин; напротив, похоже, что он становится еще больше. Биологические половые различия П. р. обнаруживаются в неск. биолог. областях, включ. гены, гормоны, орг-цию головного мозга и физ. характеристики. Пренатальное половое развитие ребенка обусловлено последовательностью генных, хромосомных и средовых действий. Эта последовательность начинается с соединения X- или Y-хромосомы отца с Х-хромосомой матери. Чтобы у ребенка сформировался биолог. мужской пол, совершенно необходимо, помимо соотв. хромосом, наличие в пренатальный период развития тестикулярных гормонов; без этих гормонов у ребенка сформируется биолог. женский пол. Генетические различия, зависящие от половых хромосом, - это один из возможных биолог. факторов, к-рый влияет на полоролевое развитие и на психол. П. р. Для объяснения различий в психологии и половых ролях мужчин и женщин теоретики тж обращались к различиям в структуре и функциях головного мозга. В общем, правое полушарие мозга связывают с решением пространственных задач и симультанной (параллельной) обработкой информ. из неск. источников, а левое полушарие - с решением вербальных задач и сукцессивной (последовательной, пошаговой) обработкой информ. Возможно, какие-то незначительные различия в орг-ции мозга и существуют, но даже если это так, ими все равно не удается объяснить существующие психол. П. р. В качестве еще одного возможного биолог. фактора П. р. неоднократно предполагались половые гормоны. Однако сейчас уже не пытаются объяснить различия в психологии мужчин и женщин влиянием половых гормонов. Возможно, что месячные гормональные изменения связаны с какими-то П. р. в перцептивных и социально-эмоциональных характеристиках. Нек-рые женщины испытывают изменения уровня активности, сенсорных порогов и настроения, связанные с их месячными циклами. Однако, несмотря на огромное количество исслед., нет никаких доказательств в пользу того, что менструальный цикл женщин связан с их познавательной (когнитивной) деятельностью. Существует ряд физ. П. р.; напр. в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее женщин. Девочки, в среднем, характеризуются более высокими темпами созревания, причем то же самое, вероятно, справедливо в отношении скорости созревания ЦНС. Девочки достигают пубертата, в среднем, на 1,5-2 года раньше мальчиков. Темп физ. созревания, по-видимому, связан со зрительно-пространственными навыками у лиц обоего пола: поздно созревающие имеют более совершенные зрительно-пространственные навыки, чем рано созревающие. Между скоростью созревания и вербальными навыками никакой связи не обнаружено. Выводы Мн. психологи, изучающие взаимосвязи между биолог., жизненными и психол. П. р., приходят к выводу, что биолог. П. р. невозможно объяснить различия в психологии лиц мужского и женского полов. Биолог. факторы могут создавать потенциальные возможности для формирования психол. характеристик. Однако воздействия среды часто перекрывают биолог. различия и контролируют П. р., к-рые могут проявиться, а могут и не проявиться в психол. характеристиках. См. также Статус профессии, Школьное обучение, Половые различия, Полоролевое развитие К. Шау
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Половые различия: возрастной аспект — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возрастно-половые аспекты индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального разв

Малова Ольга Владимировна, Мироненко Ирина Анатольевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастно-половых аспектов взаимосвязи стратегий профессионального развития и индивидуально-психологических особенностей личности: мотивационной сферы личности, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля. Показано, что возрастно-половые характеристики оказывают существенное влияние на состав и структуру индивидуальнопсихологических предпосылок стратегий профессионального развития.
Скачать PDF

Гендерные различия: социокультурный аспект

Екимова Валентина Ивановна, Филиппова Светлана Анатольевна
Рассматриваются теоретико-прикладные аспекты проблемы гендерных различий: вопросы развития гендерной психологии в нашей стране и за рубежом, актуальность гендерных исследований на современном этапе развития общества. Гендерные различия анализируются как социокультурный феномен, тесно связанный с основными стратегиями развития общества
Скачать PDF

Региональные и половые различия доверия предпринимателей к разным видам организаций

Журавлев Анатолий Лактионович, Сумарокова Вера Александровна
В статье анализируется проблема доверия предпринимателей к таким социальным объектам, как государственные и негосударственные (частные, предпринимательские и т. п.) организации. Выявлены региональные особенности в проявлении доверия; обнаружены также половые различия.
Скачать PDF

Половые различия в проявлениях свойств темперамента

Грошев Игорь Васильевич
На основе обобщения накопленных данных изучения темперамента выявляются и раскрываются функции, особенности и значение темпераментальных свойств мужчин и женщин, частота и сила их проявления в повседневной жизни и деятельности.
Скачать PDF

Половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения

Макарова Н.Г.
В статье рассматриваются половые и тендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения.
Скачать PDF

Половые различия психофизиологического статуса пятиклассников в динамике учебного года

Шквирина О.И., Антонова Т.И.
Скачать PDF

Половые и гендерные различия руководителей в процессах принятия решения

Грошев И. В., Загузова Т. А.
The article is devoted to the study of individual and personal sexual and gender differences in a professionally important function of directors work-decisionmaking process. The terminology of definition «decision-making» is discussed. Existing aspects of the studying the process of decision-making in directors work are elucidated. Relations of different personal determinants (age, education, social and emotional stability, impulsivity, etc.) with the process of decision-making of mendirectors and women-directors are analyzed. Individually typological peculiarities, which influence on the decision-making process in different circumstances and on the choice of the type of decision of menand women-directors. Received material shows that the process of decision-making of men and women (directors) are mediated by different personal determinants.
Скачать PDF

Гендерные, половые и личностно-индивидуальные различия поведенческих паттернов в организационных кон

Грошев И.В., Поздняков А.А.
Рассматриваются гендерные и половые различия в стилях разрешения конфликтов, в тактике поведения в них, личностно-индивидуальные особенности менеджеров мужчин и женщин, причины обусловленности конфликтных ситуаций. Показывается влияние степени конфликтности менеджеров мужчин и женщин на руководимый ими персонал. Отмечаются особенности психологического преодоления конфликтных ситуаций в зависимости от полоролевых, возрастных характеристик, сферы управленческой деятельности и значимости последствий конфликта для человека. Результаты работы показывают наличие существенных половых, индивидуально-личностных и гендерных различий в важной для менеджмента сфере разрешения конфликтов и управления ими, которые необходимо учитывать в реальном бизнесе для повышения его эффективности.
Скачать PDF

Половые различия темпераментальных свойств личности

Грошев И. В., Давыдова Ю. А., Загузова Т. А.
In the article the problem of gender differences in the temperamental qualities of a personality are examined. The traits and characteristics of a temperament, its velocity aspects and adaptive qualities are analyzed in detail. The gender differences data about the temperament plasticity, the somatype bonds, the selfestimation of a personality and temperament, as well as about the influence of gender and temperament on the efficiency of a joint cognitive activity are given. The dependence of expression of personal opinion about others on temperamental qualities of man and woman is confirmed.
Скачать PDF

Половые различия в проявлениях протестного поведения подростков

Лавриченко Ольга Валерьевна
Данная статья посвящена эмпирическому исследованию содержания и направленности протестного поведения у девушеки юношей-подростков. Отсутствие деструктивных, дезадаптивных детерминант протестного поведения позволяет подростку эффективно, социально приемлемо отстаивать свои права, интересы, потребности и выступает фактором благоприятного протекания возрастного кризиса 11-15 лет. Анализ данных, основанный на регрессионной модели Б.И. Хеймана, позволил установить более позитивную направленность протестного поведения у девушек по сравнению с юношами.
Скачать PDF

Половые различия самореализации личности китайских студентов

Чжан Пэн Хао, Чжан Тэн
В работе анализируются структурные характеристики самореализации личности китайских сту­дентов. Рассматривается иерархическая структура выраженности отдельных переменных данного феномена. На основе факторного анализа приводится содержательный анализ половых различий самореализации.
Скачать PDF

О некоторых половых различиях представлений о счастье

Семёнова Татьяна Васильевна
В статье рассматриваются различные подходы к феномену счастья. Показаны результаты исследования гендерных различий представлений о счастье. На основе эмпирического исследования выделены дескрипторы, представляющие понятие о «мужском» и «женском» счастье.
Скачать PDF