ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ Половая роль биологическая

ПОЛОВАЯ РОЛЬ

Найдено 7 определений термина ПОЛОВАЯ РОЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОЛОВАЯ РОЛЬ

социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПОЛОВАЯ РОЛЬ

GENDER ROLE)

Базисное ощущение собственной мужественности или женственности, сопровождающееся убежденностью в принадлежности к мужскому или женскому полу. Первые проявления этого процесса возникают в позднем довербальном и раннем вербальном периодах - между шестнадцатым и восемнадцатым месяцами жизни. Половая идентичность четко проявляется к концу второго года и становится относительно неизменной к четвертому году жизни. Биологический вклад в половую идентичность окончательно еще не выяснен, однако она может быть связано с гормонально обусловленной дифференциацией мозга плода. С психологической точки зрения формирование половой идентичности является частью фазы сепарации-индивидуации и, возможно, она усиливается с достижением константности объектов.

Предшественниками половой идентичности являются телесное Я, ранний образ тепа и диадическое ощущение "я - не я'. Из них в результате расширения, детализации и интеграции половая идентичность развивается в мужскую или женскую репрезентацию Самости. Обычно она включает в себя базисную интернализацию половых различий, идентификацию с собственным полом и осознание двух комплементарных репродуктивных функций мужчины и женщины.

Иногда половую идентичность рассматривают как синоним или подкатегорию сексуальной идентичности. Предпочтительнее, однако, эти термины различать на основе их отношения к специфическим фазам развития. Половая идентичность относится к начальной доэдиповой интеграции анатомических, сексуальных различий и комплементарного репродуктивного функционирования в ощущение принадлежности к мужскому или женскому полу. С другой стороны, сексуальная идентичность относится к фаллически-эдиповой и эдиповой интеграции детских сексуальных 'исследований', страха кастрации, зависти к пенису и трехсторонних объектных отношений в личный эротизм. Другими словами, сексуальная идентичность является более поздней переработкой базисного полового чувства. Развитие сексуальной идентичности в эдиповой фазе характеризуется формированием понятий мужественности и женственности (отличающихся от базисного ощущения своей принадлежности к мужскому или женскому полу) и личным эротизмом, который выражается в сексуальных фантазиях и выборе объекта.

Различия между половой и сексуальной идентичностью хорошо иллюстрируются клиническими наблюдениями. Например, у некоторых гомосексуальных мужчин половая идентичность является мужской, тогда кок сексуальная (фантазии и выбор объекта) - женской. Этиология аномалий половой идентичности, проявляющихся в транссексуолизме и некоторых перверсиях, вызывает споры. Мани говорит о биологической этиологии (Money & Green, 1969), Столлер (1975) - об аномалии бесконфликтной симбиотической фазы, а Мейером описаны процессы конфликта фиксации и репрессии.

Термин половая идентичность отличается от терминов половая роль и половое поведение, которые относятся к детерминированным культурой, стереотипным паттернам мужского или женского поведения.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

РОЛЬ ПОЛОВАЯ

дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Относительно устойчивые формы поведения, соответственные половой принадлежности индивидов, - социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом к людям мужского и женского пола биологического.

Дифференциация ролей половых проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета мужчин и женщин, в специфических процессах половой социализации, через которую эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение.

Роли половые - вид ролей социальных; они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной роли половой дает ему идентичность половую, с коей в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства поведения.

Специфика ролей половых исторически изменчива. Как социокультурный аналог диморфизма полового, дифференциация ролей половых универсальна и транскультурна, но ее конкретное содержание в разных обществах зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей культуры и конкретного образа жизни.

При изучении ролей половых исследуется широкий круг вопросов:

1) степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и обрядовой деятельности;

2) содержание соответственных ролей и ожиданий;

3) определение того, насколько жестки и институционализованы половые различия;

4) определение того, как соотносится половозрастное разделение труда с иерархией: мужских и женских социальных статусов;

5) определение того, допускаются ли индивидуальные вариации, идущие вразрез с нормативной дифференциацией ролей половых, и пр.

Особый аспект проблемы - дифференциация ролей сексуальных - нормативных для данного пола правил и образцов поведения сексуального. В традиционных обществах система ролей половых обычно отличается жесткостью и определенностью, хотя отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе традиционная дифференциация ролей половых переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социально-экономических и этнокультурных средах.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Половая роль

Категория. Социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола.

Специфика. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Синоним. Гендерная роль.

Источник: Психологический словарь

ПОЛОВАЯ РОЛЬ

Полный набор моделей поведения и установок роли человека в жизни в связи с его полом. См. роль.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Половая роль

модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.

Источник: Психология семейных кризисов. Глоссарий терминов

ПОЛОВАЯ РОЛЬ

специфический набор поведенческих и физиологических действий и ожиданий, предъявляемых обществом к индивидам мужского или женского пола.

Источник: Словарь по сексологии

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании

Гареева Р. Г., Хуснутдинова З. А., Хамитов Э. Ш.
Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании здорового образа жизни. Описана авторская программа антинаркотического воспитания учащихся начального профессионального образования.We have studied the situation of drug habit among teenage and surveyed the existing programs of anti-drug upbringing. We have disclosed the structure and contents of value consciousness, teenagers' attitude and behavior as a complex of world outlook determinants when forming the healthy way of life. We have also described a genuine program for students' anti-drug upbringing in initial vocational training.
Скачать PDF

Индивидуальные особенности цветопредпочтений и их роль в изучении иностранных языков

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования мозга в условиях цветового воздействия. Установлено, что именно диапазон альфа ритма наиболее вовлекается в процесс восприятия цвета. Изучается влияние четырех цветов (красный, черный, синий, зеленый) на процессы памяти и внимания. Анализируется роль цветопредпочтений студентов левои правополушарного типа в овладении иностранными языками.
Скачать PDF

Роль центрального серотонина в регуляции полового поведения самцов

Амстиславская Т.Г.
На основе собственных и литературных данных обсуждается роль центральной серотониновой (5-НТ) системы в регуляции мужского полового поведения. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно раннем включении 5-НТ системы в регуляцию мужского полового поведения и дают основание предполагать, что для осуществления стереотипа полового поведения уже на мотивационной стадии необходимо определенное соотношение активирующих и ингибирующих влияний 5-НТ системы мозга. Установлено, что 5-НТ-рецепторы вовлечены в регуляцию поведенческой и гормональной составляющих полового мотивационного возбуждения самцов мышей и крыс. Через 5-НТ2А-подтип, 5-НТ3-тип опосредуются активирующие влияния серотонина, а 5-НТ1А-, 5-НТ1В-, 5-НТ2С-рецепторы вовлечены в ингибирующие механизмы, препятствующие возникновению полового возбуждения. Сделан вывод о модулирующей роли серотонергической системы в реализации полового поведения самцов с самых ранних его этапов.
Скачать PDF

Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревно

Находкин Василий Васильевич
Раскрывается значение психорегулирующей тренировки в процессе учебно-тренировочных сборов спортсмена-стрелка из лука по индивидуальной программе к главным соревнованиям. Успешность психологической подготовки стрелка к ответственным соревнованиям зависит от комплексной организации учебно-тренировочных сборов и умелого использования психорегулирующей тренировки (ПРТ) и обеспечивает надежность.
Скачать PDF

Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств со

Сафина Р. Б., Карамова Э. И., Муратшина Я. Б.
В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.
Скачать PDF

Роль гендерных характеристик личности в социальной адаптации спортсменов

Дамадаева Анжела Сергеевна
В статье представлены данные, показывающие, что гендерные характеристики личности, оказывающие существенное влияние на показатели социальной адаптации спортсменов мужского и женского пола, затрагивая преимущественно социальный аспект психологического благополучия. Маскулинность является фактором социальной адаптированности у мужчин и дезадаптированности у женщин. Гендерная идентичность и гендерная роль в их оптимальных значениях оказывают позитивное, а гендерная стереотипизированность мышления отрицательное влияние на социальную адаптацию спортсменов обоего пола. Специфика влияния гендерных характеристик на удовлетворенность различными аспектами жизни в некоторой степени опосредована полом спортсменов.
Скачать PDF

Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков

Корнилова Ирина Геннадиевна
Статья посвящена изучению роли зрительного дефекта в формировании когнитивных и эмоциональных компонентов «Образа Я» подростков. В работе рассматриваются результаты исследования системы эмоционально-ценностных отношений подростков, в которых зрительный дефект и его последствия играют роль индивидуально-психологических и социально значимых детерминант.
Скачать PDF

Роль ментальности в развитии произвольной активности личности

Шабаловская Марина Владимировна
В статье рассматривается влияние ментальности на произвольную активность человека. Ментальность рассматривается как социально-личностное образование, выступающая в качестве критериальной основы развития произвольной активности и являющаяся детерминантой содержательной стороны и динамических особенностей регуляторных процессов. Выделяются базовые компоненты в структуре ментальности, которые непосредственно связаны с развитием произвольной активности личности. Выдвигается гипотеза о том, что сформированность компонентов ментального опыта определяет уровень развития произвольной активности личности
Скачать PDF

Роль этнокультурной компетентности менеджера в условиях полинационального региона

Хаштыров Я.М.
Скачать PDF

Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов

Быкова А. В.
Целью работы является выявление роли тренинга креативности в развитии особенностей самоактуализации личности студентов. Креативность рассматривается как неотъемлемая характеристика личностного роста и самоактуализации. Результаты исследования свидетельствуют о значимости развития особенностей самоактуализации личности посредством занятий тренинга креативности.
Скачать PDF

Роль ценностей в саморегуляции психических состояний студентов

Мухрыгина Ольга Ивановна
Проведено исследование роли ценностей в саморегуляции психических состояний студентов (на примере психологических факультетов вузов г. Самары): по типу мотивационной цели, по ценностям-целям и ценностям-средствам
Скачать PDF

Роль глюкокортикоидных рецепторов мозга в изменении активности гипофиз-адренокортикальной системы и

Ордян Н.Э., Пивина С.Г., Акулова В.К., Галеева А.Ю.
Многочисленными исследованиями было показано, что пренатальные стрессорные воздействия оказывают существенное влияние на активность гипофиз-адренокортикальной системы (ГАС) и поведение взрослых животных. Последствия стрессирования беременных матерей проявляется в нарушении регуляции ГАС по механизму отрицательной обратной связи, повышении тревожности и выраженной депрессивности поведения со снижением двигательной и исследовательской активности. Сразу после рождения у пренатально стрессированных крысят обнаруживается повышение уровня кортикостерона в крови и снижение экспрессии глюкокортикоидных рецепторов в головном мозге, наиболее значительное в гиппокампальной области, однако значение таких гормональных и рецепторных перестроек для последующего формирования ГАС и поведения животных остается неизвестным. В связи с этим в настоящем исследовании изучали влияние повышенного уровня глюкокортикоидных гормонов (введение гидрокортизона) и торможения экспрессии соответствующих рецепторов мозга (введение блокатора глюкокортикоидных рецепторов RU 486) в первую неделю после рождения на активность ГАС и поведение взрослых крыс-самцов в тестах «открытое поле» и «приподнятый крестообразный лабиринт». Показано, что введение гидрокортизона в ранний неонатальный период не изменяет функциональную активность ГАС и поведение взрослых животных, хотя повышает чувствительность ГАС к сигналам обратной связи, увеличивает двигательную активность и снижает уровень тревожности у неполовозрелых самцов. Блокада глюкокортикоидных рецепторов в неонатальный период развития вызывает ослабление эффективности контура обратной связи в регуляции ГАС, снижает двигательную активность и увеличивает тревожность половозрелых самцов, что в целом совпадает с эффектами пренатального стресса у крыс. Таким образом, в раннем неонатальном онтогенезе крыс глюкокортикоидные рецепторы выполняют определенную функциональную роль, и снижение рецепторного пула более значимо для развивающегося головного мозга, чем избыток глюкокортикоидных гормонов.
Скачать PDF