Половая идентификация

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Половая идентификация
Наше понятие о своей принадлежности к женскому или мужскому полу.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Половая идентификация
(идентичность). Представляет собой психологическое состояние, которое отражает внутреннее ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Идентификация половая
отождествление себя с тем или иным полом и выполнение в соответствии с этим определенной роли. Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе). До двух-трех лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях: мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки — куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности).
Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75% детей считают себя мальчиком или девочкой. Они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?» К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка — мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трехлетний ребенок хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.
Формирование константной И. п. у ребенка продолжается от двух до семи лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании.
И. п. к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки (имена, одежда, прическа). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности и др.) в большинстве случаев (70%) детьми этого возраста не осознаются.
Литература
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., М., 2001.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
771.60 кб

Нарушение половой идентификации - мужской транссексуализм

Лифенко А.Г., Харченко М.А., Каитова З.С.
Научное наследие академика И. Д.
Читать PDF
408.23 кб

Расстройства половой идентификации и суицидальное поведение

Ворошилин С. И.
Частота суицидов у лиц с расстройствами половой идентификации превышает нормальный уровень в 40-100 раз. Трансформация пола решает не все психологические проблемы транссексуалов, в силу чего они нередко совершают суициды.
Читать PDF
125.82 кб

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЕМ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Кибрик Н.Д., Ягубов М.И., Шигапова В.И.
В статье на клиническом примере рассмотрены проблемы, связанные с дифференциальной диагностикой нарушений половой идентификации.
Читать PDF
321.04 кб

Проективные методы исследования половой идентификации детей-сирот

Бобкова Татьяна Степановна
В статье описывается опыт использования проективных техник в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восп
Читать PDF
10.04 мб

К вопросу о половой идентификации по позвонкам поясничного отдела человека

Воронцова Елена Леонидовна
Позвонки поясничного отдела, экзартикулированные из 373 трупов мужчин и женщин (русские г. Душанбе), проанализированы методом дискриминантного анализа с целью половой дифференциации.
Читать PDF
70.64 кб

Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом

Дмитриева Елена Николаевна, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.
Читать PDF
384.20 кб

Расстройства половой идентификации: ошибки диагностики и тактики ведения пациентов

Кибрик Николай Давидович, Ягубов Михаил Ибрагимович, Журавель Алексей Павлович
В статье на примере клинического случая обсуждаются вопросы диагностики транссексуализма и его отличия от сходных состояний (в т.ч. возникающих при психических заболеваниях).
Читать PDF
175.64 кб

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССТРОЙСТВ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Кибрик Н.Д., Ягубов М.И.
Разграничение различных расстройств половой идентификации (транссексуализма, трансвестизма двойной роли, расстройства половой идентификации у детей, расстройств половой идентификации в детском возрасте транссексуального, трансроле
Читать PDF
274.01 кб

Обзор методов изучения половой идентификации у детей с нарушенным и с нормативным типом развития

Нугаева О. Г.
Читать PDF
206.87 кб

Структурный анализ половой идентификации подростков с использованием полупроективной методики «Миф»

Бобкова Татьяна Степановна
В статье рассматривается проблема исследования половой идентификации в подростковом возрасте, в частности возможности применения полупроективного теста, позволяющего выявить особенности половой и полоролевой идентичности, полороле
Читать PDF
341.96 кб

Проблемы классификации половых расстройств (расстройств половой идентификации, сексуальных предпочте

Ягубов Михаил Ибрагимович, Кибрик Николай Давидович
Статья посвящена актуальной для сексологии и психиатрии проблеме классификации половых расстройств.
Читать PDF
193.39 кб

Использование типологической личностной характеристики в исследовании половой идентификации подростк

Бобкова Татьяна Степановна
В статье рассматривается проблема формирования половой идентификации у подростков, воспитывающихся в разных социально-педагогических ситуациях развития (детский дом, приемные и обычные семьи).
Читать PDF
765.75 кб

Характеристика составляющих половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуа

Бобкова Татьяна Степановна
В настоящее время стала очевидной тенденция к трансформации социальных и половых ролей мужчин и женщин, которая негативно отражается на полоролевой социализации подрастающего поколения.
Читать PDF
1.44 мб

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПАТОМОРФОЗ РАССТРОЙСТВ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ПОЛОВЫХ ПРЕДПО

Ворошилин Сергей Иванович, Ретюнский Константин Юрьевич
Актуальность: Расстройства половых предпочтений и особенно половой идентификации в последние годы привлекают к себе все большее внимание в связи с многочисленными кампаниями в СМИ, организуемыми участниками движения ЛГБТ, приобрет