Полоролевая социализация (гендерная социализация) это что такое Полоролевая социализация (гендерная социализация): определение — Психология.НЭС
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОРОЛЕВОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ

Полоролевая социализация

Найдено 1 определение:

Полоролевая социализация (гендерная социализация)

процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.

Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются две фазы полоролевой социализации:

1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);

2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).

Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:

а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением;

б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность-маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.

Оцените определение:

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности".

Найдено рефератов по теме Полоролевая социализация — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях

О. В. Клопова, В. А. Прокофьева
В статье рассмотрена проблема социализации мальчиков-подростков в неполных семьях. Дается подробная характеристика таких понятий, как социализация, личностные характеристики, идентичность, стереотипы мужского и женского поведения. Приводятся результаты собственных исследований авторов.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

Функции механизмов формирования психологического пола в полоролевой социализации девочек

Дедюхина Татьяна Игоревна
Скачать PDF

Теоретические основания полоролевой социализации в контексте социокультурной и социобиологической па

Григорьева Юлия Сергеевна
В статье представлен сопоставительный анализ психологических теорий и подходов в рамках изучения проблем полоролевой социализации.The article presents a comparative analysis of psychological theories and approaches in the context of the study of sex-role socialization problems.
Скачать PDF

Влияние средств физического воспитания на формирование полоролевого поведения дошкольников 4-6 лет

Багина А.Н.
Скачать PDF

Полоролевые образы в структуре самосознания подростков с делинквентным поведением

Сыроквашина К.В.
В статье освещаются вопросы полоролевых аспектов самосознания у мальчиков и девочек, совершивших противоправные действия. По результатам проведенного исследования выявляются особенности структуры и связей полоролевых образов в самосознании подростков, которые могут оказывать влияние на их саморегуляцию и способствовать формированию девиантного поведения.
Скачать PDF

Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека

Посошенко Л.В.
Скачать PDF

Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников

Медведева И. А.
Важность изучения процесса гендерной социализации современного молодого поколения, формирования в сознании молодежи полоролевых образов обусловлена многочисленными примерами неадекватного выполнения в молодых семьях мужских и женских ролей, проблемами партнерских отношений мужчин и женщин. Количество проблем увеличивается в связи с низкой информированностью родителей, школьных учителей и даже психологов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения и взаимоотношений « учитель ученик » в системе школьного образования. Данная статья содержит анализ и интерпретацию диагностических данных, полученных в результате исследования полоролевых стереотипов подростков и старшеклассников.
Скачать PDF

Изучение доминирующей полоролевой дифференциации в современной семье

Калинина Румия Рашидовна, Скородумова Р.Ю.
Скачать PDF

Полоролевая специфика образа мира личности

Фролова Алла Владимировна, Степашкина Валерия Александровна
В статье представлено теоретическое обоснование взаимодействия полоролевой идентичности и образа мира личности, рассматривается важность исследования полоролевой идентичности в кон-тексте изучения образа мира как основы адаптации личности в мире.
Скачать PDF

Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей

Чижова Е. А., Романова О. Н.
Полоролевая идентичность определяет выбор соответствующего стиля поведения, в том числе стратегии адаптации. При нарушении процесса ее формирования могут возникать проблемы в адаптации. В статье отражены результаты исследования взаимосвязи составляющих полоролевой идентичности с механизмами адаптации в группах юношей и девушек, воспитывающихся одной матерью, и в группах подростков из полных семей.
Скачать PDF

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью

Мачильская Анастасия Петровна
В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью. Выбор данной категории лиц обусловлен изучением особенностей их перехода к взрослой жизни и возможности психолого-педагогического сопровождения в условиях поддерживаемого проживания. Особое внимание уделено аспектам половой идентификации и дифференциации отношения к своему и противоположному полу, а также освоение половых ролей подростками c умственной отсталостью.
Скачать PDF