Полоролевая социализация

Найдено 1 определение
Полоролевая социализация (гендерная социализация)
процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.
Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны:
а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.
Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.
Выделяются две фазы полоролевой социализации:
1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);
2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).
Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.
Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:
а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением;
б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.
Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность-маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
443.43 кб

Модели полоролевой социализации в российском образовании

Ключко Ольга Ивановна
Исследуются традиционная и гендерная модели полоролевой социализации в образовании и критерии их анализа.
Читать PDF
164.52 кб

Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях

О. В. Клопова, В. А. Прокофьева
В статье рассмотрена проблема социализации мальчиков-подростков в неполных семьях. Дается подробная характеристика таких понятий, как социализация, личностные характеристики, идентичность, стереотипы мужского и женского поведения.
Читать PDF
1.84 мб

Проблема полоролевой социализации подростков в современном казахстанском обществе

Лепешев Дмитрий Владимирович, Суровицкая Юлия Викторовна
Статья посвящена изучению современных проблем полоролевой социализации в подростковом возрасте. В статье автор уделяет внимание рассмотрению педагогической науки.
Читать PDF
355.33 кб

Функции механизмов формирования психологического пола в полоролевой социализации девочек

Дедюхина Татьяна Игоревна
Читать PDF
736.38 кб

Опыт полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях параллельно-раздельного обучения и восп

Волошина Надежда Кузьминична
Раскрывается сущность понятия, критерии и результаты полоролевой социализации детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
955.55 кб

Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольн

Коринная Анна Алексеевна
В статье обоснована экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников. Особое внимание уделено методологическим подходам, принципам, этапам экспериментальной модели.
Читать PDF
59.18 кб

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е. Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект.
Читать PDF
77.04 кб

Теоретические основания полоролевой социализации в контексте социокультурной и социобиологической па

Григорьева Юлия Сергеевна
В статье представлен сопоставительный анализ психологических теорий и подходов в рамках изучения проблем полоролевой социализации.