ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ
особая разновидность внешней военной политики государств, основанная на компромиссах и уступках агрессору в расчете удержать его от применения крайних мер и нарушения мира. Как показывает опыт, П. у. обычно не давала ожидаемых результатов. Напротив, чаще всего она побуждала потенциального агрессора на более решительные действия и, в конечном счете, влекла за собой подрыв системы международной безопасности. Характерным примером этого является Мюнхенское соглашение 1937 г., которое не остановило фашистскую Германию, а, наоборот, подтолкнуло ее к развязыванию Второй мировой войны. В современных условиях П. у. может принять новые формы, базироваться на политической и экономической основе и реализовываться в компромиссных соглашениях. При ее проведении важно не перейти грань, за которой агрессор может получить военно-политические, военно-технические и стратегические преимущества, которые позволят ему рассчитывать на достижение поставленных политических целей силовым путем.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Политика умиротворения
Политика умиротворения (Appeasement Policy) - это совокупность тактик, стратегий поведения, направленных на урегулирование международных споров и разрешение конфликтов посредством разумных переговоров и нахождения компромисса, а также готовность к уступкам во избежание вооруженных столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов (удержание агрессоров от применения опасных крайних мер, сохранении стабильности и мира).
Исторический опыт, однако, свидетельствует, что такая политика обычно не дает ожидаемых результатов. Чаще, напротив, побуждает потенциальных агрессоров к более решительным и опасным действиям. Следствием политики умиротворения может стать даже подрыв системы международной безопасности. Так, данный термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства во главе с Невиллом Чемберленом, а также Болдуином и Макдональдом в отношении нацистской Германии в 1933-1939 годах. В 1937 году было подписано Мюнхенское соглашение, которое сегодня считается наиболее характерным примером политики умиротворения. Оно не только не остановило фашистскую Германию, но наоборот, - подтолкнуло к агрессии, дало дополнительный толчок к развязыванию Второй мировой войны.
Современная политика умиротворения может принимать новые формы, базироваться на экономической или политической основе, заключаться в подписании компромиссных соглашений. Важно, помня исторический опыт, не переходить грань, за которой агрессору могут быть даны решающие стратегические, военно-технические, военно-политические, и другие преимущества. Не давать ему шанса на силовое решение своих проблем.
Э. Пастернак [1], анализируя вооруженные конфликты США, описывает основные принципы ведения политики умиротворения, сформированными американскими специалистами на основе опыта, полученного Америкой в ходе войны во Вьетнаме и вооруженных акций в государствах Третьего мира:
1. при проведении крупномасштабных противоповстанческих операций основным объектом воздействия является население страны (территории);
2. усилия спецслужб, полиции и вооруженных сил в равной мере направлены на противодействие повстанцам и работу с местным населением;
3. ликвидация источников материально-технического снабжения повстанцев и устранение политических, экономических, социальных и иных условий, способствующих появлению и существованию экстремистских движений, являются более приоритетными задачами, чем уничтожение их боевых формирований;
4. оказывая дружественному государству помощь в ликвидации повстанческого движения и направляя туда свои войска, Америке следует стремиться завоевать доверие местного населения, однако главная ее цель должна состоять в обеспечении поддержки этого шага со стороны общественности в самих Соединенных Штатах;
5. насилие, если оно необходимо для противодействия повстанцам, должно во всех случаях быть ограничено минимальным уровнем и применяться специально подготовленными и высоко дисциплинированными подразделениями;
6. система мер по противодействию силам сопротивления разрабатывается и доводится до сведения населения не как реакция на вылазки экстремистов, а в превентивном порядке; при этом речь может идти только о реально осуществимых мероприятиях;
7. все территориальные программы развития в рамках гражданских операций вооруженных сил должны преследовать цель политического объединения народа страны;
8. для постоянного информирования населения о запланированных программах развития и промежуточных результатах их реализации на соответствующей территории создается специальный орган;
9. политика умиротворения подразумевает, что задачи по обеспечению государственной безопасности, социальному развитию, восстановлению политической стабильности и достижению экономического роста решаются на всех уровнях;
10. программы развития планируются и реализуются таким образом, чтобы их эффективность возрастала с участием в них местного населения;
11. правительство предоставляет общественности конкретные доказательства того, что тем, кто недоволен ситуацией в стране, выгоднее сотрудничать с властями, а не поддерживать силы сопротивления;
12. в восстановительный период борьба с повстанцами имеет ограниченный ха - рактер: она не направлена ни на их полное уничтожение, ни на нанесение им максимальных потерь и предполагает прежде всего нейтрализацию или сдерживание повстанческой активности до уровня, исключающего возможность ее распространения по всей стране и не требующего привлечения крупных сил и средств.
Литература
Пастернак Э. Политика умиротворения и вооруженные силы // «Россия в глобальной политике». № 5, Сентябрь - Октябрь. 2004.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
233.37 кб

Цикличность российской политики (от попыток реформ к социальному умиротворению)

Рябов Андрей