Политической психологии школы это что такое Политической психологии школы: определение — Психология.НЭС
ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ политоксикомания

Политической психологии школы

Найдено 1 определение:

Политической психологии школы

направления политической психологии, включающие политический бихевиоризм, политический психоанализ, политический когнитивизм. Политический бихевиоризм (бихевиорализм) — течение в западной, по преимуществу американской политической психологии, связанное с изучением политического поведения (behavior). Политический бихевиоризм — это, во-первых, научная ориентация или установка на сбор, анализ и интерпретацию фактов по канонам естественно-научного исследования. В политологии политический бихевиоризм (или поведенческий подход) связан с использованием таких исследовательских методов, как репрезентативные опросы и мультифакторный анализ. Во-вторых, политический бихевиоризм — это исследование, в фокусе которого находится поведение индивида в политике, в отличие от других подходов, ориентированных на политические институты или процессы. В-третьих, политический бихевиоризм рассматривает политику как часть более широкого социального и культурного контекста. Основная идея классического бихевиоризма (прямо заимствованная политологией из психологии) это прямое влияние среды на поведение индивида. Политическое поведение, по мнению политологов этой школы, подчиняется старой формуле бихевиористов: S — R (стимул — реакция). Например, желая понять феномен политического отчуждения, политические бихевиористы предлагают формулу: простые социальные условия — политическое поведение. Исследователям остается "замерить" первый и второй показатели и найти корреляцию между ними. При этом подходе значение ситуационных факторов явно превалирует над внутренней активностью индивида. Радикальные разновидности бихевиоризма используют формулу "стимул — реакция" прежде всего для контроля над поведением индивида или, по их терминологии, для "модификации поведения". Ведущий теоретик этого направления американский психолог Б. Скиннер формулирует эту мысль с предельной ясностью: "Ошибочно полагать, что проблема заключается в том, как освободить людей. Она состоит в том, чтобы улучшить контроль над ними". Аргументы Скиннера послужили "научной" основой, оправдывающей программы насильственного контроля над поведением граждан самыми варварскими средствами, включая генную инженерию, аверсивную терапию и электрошок. Крайности радикального политического бихевиоризма как политического, так и методологического свойства не разделялись многими исследователями. Например, представители школы социального научения смягчили жесткую модель поведения, включив в нее ряд промежуточных переменных (установки, мнения и даже личность в целом). Шагом вперед было и включение в анализ политического поведения его содержательных компонентов, ценностей, которые усваивает индивид в процессе получения жизненного опыта. Реакцией на игнорирование политическими бихевиористами и функционалистами внутреннего мира человека было выдвижение на первый план концепций антипозитивистского направления. В европейской политической психологии этот поворот шел под влиянием идей феноменологов, экзистенциалистов и других теоретических школ, поставивших под сомнение позитивистские трактовки проблемы личности. В США и Великобритании критика позитивистских концепций шла не столько от теоретиков, сколько от практиков, нуждавшихся в более эффективных моделях управления поведением человека. Будучи разочарованными методами воздействия непосредственно на поведение, эти специалисты обратились к изучению сознания (когнитивизм и гуманистическая психология) и бессознательных структур психики (психоанализ). Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим воззрениям психологов этой школы, выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура. В последние два десятилетия акцент в исследованиях был сделан не столько на динамике формирования политического мышления в детском возрасте, сколько на том, чем руководствуется взрослый человек, делая свой политический выбор. Так, английский политический психолог Х. Химмельвайт предложила "потребительскую модель", в которой она проводит аналогию между принятием политического решения и решением покупателя о выборе того или иного товара. Избиратель, отдающий свой голос, ищет максимального соответствия или наименьшегонесоответствия между набором установок и партийными программами. Привычка к голосованию за определенную партию сходна с привязанностью к определенному магазину или фирме, а воздействие референтных групп напоминает то, как образ жизни наших друзей или коллег направляет наши пристрастия. Работы когнитивистов показали, что в странах со стабильной политической системой, где у избирателей действительно есть привычка голосовать за определенную партию, политическое сознание граждан заполняется определенными "пакетами идей". На уровне индивидуальной психологии идеология, ставшая частью сознания человека, предстает в виде связки идей. Так, установки англичан по вопросам атомного оружия коррелировали с их отношением к национализации общественного транспорта и системы здравоохранения, иммиграции и смертной казни. Два других политических психолога П. Данливи и П. Сондерс использовали "потребительскую модель" для описания нового общественного расслоения, которое возникает в современном постиндустриальном обществе не по линии производственных отношений, а по линии потребления товаров и услуг. Политическое сознание англичан, например, определяется сегодня не только и не столько размером их дохода, сколько тем, имеют ли они дом в собственности или снимают его, ездят на собственном автомобиле или пользуются городским транспортом, делают покупки в престижных магазинах или на толкучке. Эти субъективные линии являются не менее важными для политического выбора избирателя, чем объективная классовая принадлежность или уровень доходов. Среди антипозитивистских ориентаций важное место принадлежит представителям гуманистической психологии, выступающим за учет эмоционально-мотивационной сферы личности при анализе политики. Большое влияние на политических психологов данной школы оказали идеи А. Маслоу об иерархии потребностей и ненаправленная психотерапия К. Роджерса. Их идеи были реакцией на бихевиористскую трактовку личности как пассивного объекта воздействия среды и подчеркивали самостоятельную ценность активности личности. Движущей силой личностного развития выступают потребности. Политические психологи исходили из того, что важнейшим мотивом политического участия является не простая выгода или политическая сделка, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. Эти базовые потребности служат, в свою очередь, фундаментом собственно политических установок. Американский политический психолог С. Реншон использовал теорию потребностей А. Маслоу для исследования проблемы демократии. Он исходил из того, что только та система, которая удовлетворяет базовые человеческие потребности, может эффективно вовлекать в политическую активность своих граждан и рассчитывать на их поддержку. Одной из таких потребностей, важных для становления демократии, является потребность человека в участии, которая на психологическом уровне выражается в установлении личного контроля над ситуацией. Политический психоанализ основной акцент делает на бессознательных структурах психики. В настоящее время это направление является одним из наиболее распространенных, особенно среди американских исследователей. Свою задачу политический психоанализ видит в изучении политических структур личности, в классификации типов личности и в создании психобиографий политических деятелей. Основой представлений о политическом поведении в этом направлении является фрейдовское учение о бессознательном. Личность в целом и особенно ее стремление к власти трактуются психоанализом как иррациональные, инстинктивные феномены. В политическую психологию эта школа внесла важную идею о том, что человек является не полностью сознательным существом, и в своем поведении в немалой степени руководствуется инстинктивными импульсами. Последователи З. Фрейда руководствуются тем, что подлинные мотивы поступков обычно скрыты благопристойной "упаковкой". Борьба за справедливость или стремление помочь бедным на поверку могут оказаться продиктованы иными, чисто личными мотивами политика. Один из первых политических психоаналитиков, Г. Лассвел, исследуя различные стили политического поведения, высказал гипотезу, что стиль речи, стиль межличностных отношений и другие особенности лидеров связаны с общими личностными характеристиками. Так, он выделил три типа политиков: агитатора, администратора и теоретика и описал конкретных носителей этих типических черт. Политический психоанализ внес вклад и в исследование такой важнейшей проблемы, как проблема авторитарной личности, политическое лидерство, стили политической деятельности. Е.Б. Шестопал
Оцените определение:

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Найдено рефератов по теме Политической психологии школы — 0

Найдено научных статей по теме — 12

О влиянии отрицательных психологических особенностей характера основателя научной школы на ее развит

Кирсанова Е. С.
На основе анализа биографии выдающегося русского историка В.И. Герье рассматриваются сложные коллизии идейных и личностных взаимоотношений между основателем научной школы и его учениками в ситуации, когда учителем оказывается человек с «тяжелым» характером.
Скачать PDF

Формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе п

Малый Юлия Владимировна
В статье с позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, определена сущность, структура психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза, выявлены критерии и уровни психолого-педагогической компетенции, разработана технологическая модель ее формирования в системе повышения квалификации преподавателей высшей технической школы.
Скачать PDF

Сравнительный анализ механизмов психологической защиты учителей начальной школы, проживающих в разли

Котова Светлана Аркадьевна
Статья посвящена актуальной проблеме исследования особенностей совладания педагогов со стрессом. Содержит комплексный обзор современных представлений о механизмах психологической защиты личности. На основании исследования 230 учителей начальной школы из разных регионов выявлены доминирующие защитные реакции, показано их негативное влияние на реализацию педагогических задач.
Скачать PDF

Психологические особенности картины мира у студентов высшей школы

Павлова Т.А.
Рассматривается проблема содержания и формирования картины мира студентов вуза. Анализируются основные психологические факторы формирования картины мира студентов. Предлагается теоретико-эмпирическая модель содержания картины мира студентов. Дается анализ основных подходов к формированию картины мира в учебно-воспитательном процессе вуза, рассматриваются возможности формирования целостной научно обоснованной картины мира студентов со стороны содержания обучения, методов обучения, с помощью специальной психологической работы со студентами.
Скачать PDF

Интеграция психологии и педагогики как традиция психолого-педагогической школы университета (к 215-л

Соломин Валерий Павлович
В статье рассматриваются основные этапы интеграции научно-образовательной деятельности кафедр педагогики и психологии в истории становления и развития педагогического института университет им. А. И. Герцена с начала XX века по настоящее время.
Скачать PDF

Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Денисова Анна Алексеевна
Рассматривается проблема перехода детей из начальной в основную школу. В качестве наиболее значимых причин учебных трудностей пятиклассников называются недостатки в развитии познавательных способностей и свойств субъекта учебной деятельности у выпускников начальной школы, акцентируется внимание на необходимости развития у младших школьников кодирования, прогнозирования и переноса как свойств субъекта учебной деятельности и значимых факторов готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.
Скачать PDF

Теория и практика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы

Гавришина Галина Васильевна
В статье представлены результаты анализа теории и практики психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза, которые рассматриваются в качестве предпосылок в решении проблемы моделирования инновационного процесса подготовки как концептуальной системы.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейски

Шмелева Юлия Николаевна
Исследуется проблема социально-психологической адаптации человека, связанная прежде всего с теми процессами социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном российском обществе. Под адаптацией имеется в виду не только взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие ученика, его самореализация. У многих школьников в современных условиях наблюдается развитие высокой тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной самооценкой, со сложностями в процессе обучения. Сельские школьники характеризуются преимущественно низким и средним уровнем адаптации, обусловленным неразвитыми коммуникативными способностями, трудностями двуязычия, неглубоким уровнем знаний по профилирующим предметам, недостаточным уровнем подготовки большинства учителей. Необходимо создание специальной системы управления адаптацией старшеклассников сельской школы, обучающихся в лицейских классах. Библиогр. 13.
Скачать PDF

Психологическая структура этнической толерантности учащихся основной школы и студентов средних и выс

Солынин Н.Э.
Целью исследования выступает изучение особенностей компонентного состава психологической структуры этнической толерантности (на примере учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений), а так же создание на этой основе формирующей программы, направленной на повышение уровня этнической толерантности. В статье доказывается утверждение о том, что проблема толерантности является междисциплинарной. Показано, что не существует однозначного понимания термина «этническая толерантность». Определены ключевые подходы к определению понятия «этническая толерантность», на основе которых разработана теоретическая модель психологической структуры этнической толерантности. Эмпирически доказано, что этническая толерантность является свойством целостной индивидуальности, которое имеет свою собственную структуру. На основании этого положения возможно формирование этнической толерантности у учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных учреждений
Скачать PDF

Психологическая структура инновационной деятельности преподавателей высшей школы

Ложкова Гульнара Муниповна, Якушева Л.М.
Авторами исследована работа педагогов Тобольского государственного педагогического института. Выборку составили две группы преподавателей: ведущие активную научно-исследовательскую работу (первая группа респондентов), направленную на разработку и внедрение педагогических инноваций, и занимающиеся исключительно педагогической деятельностью (вторая группа респондентов). Показано, что преподаватели имеют уровень интеллектуальных характеристик выше среднего. Для преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, характерна повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Психологическое состояние преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, менее страдает от влияния состояния фрустрации. Для обеих групп преподавателей наибольшее значение имеют помехи, связанные с доминированием негативных эмоций и нежеланием сближаться с людьми. Анализ исследований особенностей профессиональной деятельности преподавателей, а также целей и содержания инновационной деятельности в вузе показал необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателей высшей школы РФ

Дёмина Людмила Денисовна
Психологическая культура личности (ПКЛ) рассматривается как системный психологический феномен, включающий взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты (когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креативный, интерактивный). Ее системообразующим основанием является социальный интеллект. Доказано, что ПКЛ служит основанием вектора и содержания любой активности человека, в том числе и профессиональной. Предлагаются концепция психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и программа повышения квалификации преподавателей вуза.
Скачать PDF

Психологические защиты педагогов общеобразовательной школы

Малярчук Наталья Николаевна
В статье рассматриваются механизмы и парадоксальность формирования психологической защиты, приводится описание основных видов психологических защит педагогов. Предлагаются конструктивные стратегии поведения с целью уменьшения явлений психологического дистресса у педагогов.
Скачать PDF

Похожие термины: