Полихудожественное образование

Найдено 1 определение
Полихудожественное образование
альтернативная по отношению к сложившейся системе общего образования концепция художественного развития школьников. Автором концепции является выдающийся педагог и ученый Б. П. Юсов. Им предложен интегри рованный полихудожественный подход к преподаванию искусства в школе. В основе такого подхода лежит признание единой художественной природы всех видов искусства и способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, обусловленной природной полихудожественностью (многоязычием) ребенка.
По мнению ученого, место и содержание образовательной области «Искусство» должны быть по–новому осмыслены в общем процессе воспитания новых поколений. Искусство является стержнем и формообразующим фактором культуры, всеобщим языком культуры. Языки искусства выражают в образно–символическом, духовно и личностно значимом виде весь гуманитарно–исторический опыт человечества. Поэтому роль искусства в формировании образно– символического мышления и способности к восприятию духовного опыта человечества невозможно переоценить.
Современная культура несет с собой коренные изменения в самосознании людей, новое понимание творческих возможностей человечества и способности отдельного человека участвовать в культурном процессе. Не меньшее значение имеет изменение социальных функций искусства в современном мире, расширение круга участников художественной жизни и форм художественной деятельности.
Новая доктрина образовательной области «Искусство» имеет две основополагающие характеристики: 1. перенесение акцента с профессионально–искусствоведческого содержания занятий по искусству на собственно творческую деятельность школьника, 2. интегрированный полихудожественный подход к преподаванию искусства.
Следствием этих характеристик становится превращение ученика из объекта культурогенных процессов в субъекта и главный предмет образовательного процесса, в то время как раньше предметом выступало окружающее ученика профессиональная художественная среда, «потребление», освоение результатов чужого творчества.
Образовательная область «Искусство», по мнению создателя концепции, должна включить все виды художественной деятельности, как они представлены в многогранной культурной жизни общества, к участию в которой готовит детей общеобразовательная школа. За школьные годы с 1 по 11 класс учащиеся должны познакомиться со всеми видами искусства, составляющими базис современной культуры и культурного общения, а также с основными видами и технологиями художественной деятельности и творчества, включая современное их понимание и техническую базу.
Виды искусства объединяются в модули единого художественного пространства образовательного процесса, доминируя поочередно по мере продвижения от младших к средним и старшим классам. Смены доминирующих видов искусства ориентированы на естественные ступени эволюции детского интереса, обусловленные процессом развития детской личности и совпадающие со способами художественного освоения мира и вхождения в культурную среду: музыкально–игровые, драматические способы художественного проявления малышей, изобразительный период и устная словесность в начальной школе, фольклорно–поэтическая и пространственно– пластическая доминанта в художественных занятиях младших подростков, театрально–танцевальный уклон в художественной деятельности старших подростков, системно–музейная основа художественной деятельности старшеклассников.
Реализация данной концепции в полном объеме сопряжена со значительными трудностями. Помимо революционного преобразования всей сложившейся системы отечественного общего образования внедрение П.о. требует подготовки педагогов нового типа, владеющих технологиями полихудожественной деятельности. Этот процесс вряд ли может быть быстрым. Между тем идеи полихудожественного образования все шире проникают в педагогическую практику благодаря интеграционным элементам, вводимым в традиционные монохудожественные образовательные программы (использование средств театрального и изобразительного искусства в программах по музыке, введение музыкального и литературного материала в программы по изобразительному искусству). (Махрова Э. В.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
729.14 кб

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА В КУЛЬТУРУ

Савенкова Л.Г.
В статье автор анализирует проблему воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного полихудожественного обучения важнейшего условия развития врождённых способностей ребёнка: зрения, слуха, дв
Читать PDF
366.18 кб

Метод проектов в полихудожественном образовании инклюзивных групп детей

Худышкина Татьяна Владимировна
В статье рассмотрены вопросы инклюзивного обучения детей с ментальными нарушениями (детским аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью, задержкой психического развития и т. п.) в системе дополнительного образования.
Читать PDF
2.37 мб

Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов

Худышкина Татьяна Владимировна
Рассматривается один из важнейших путей развития эстетического воспитания полихудожественное образование.
Читать PDF
1.83 мб

Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования

Тагильцева Наталия Григорьевна
Предметом рассмотрения cтатьи являются направления развития стратегии полихудожесвенного образования на разных его уровнях.
Читать PDF
857.71 кб

Полихудожественное образование как метод интегрированного обучения в школе искусств

Сабелева О. В.
В статье рассматриваются методы интегрированного образования, которые дают возможность объединить различные виды искусства в единый образовательный комплекс.
Читать PDF
144.60 кб

Концептуальные основы полихудожественного образования бакалавров изобразительного искусства

Золотарева Лариса Романовна
статье на базе культурологического, синергетического и личностно-ориентированного подходов обосновывается сущность понятия «полихудожественное образование».
Читать PDF
139.55 кб

Полихудожественное развитие музыкального творчества подростков в условиях дополнительного образовани

Киселёв Виктор Николаевич
В статье рассматривается процесс полихудожественного развития восприятия и музыкально-ориентированного общения в специфической среде, построенной на взаимодействии искусств в интегрированных формах, спроецированных на музыкальное
Читать PDF
352.45 кб

Особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечеств

Донцов Альберт Олегович
В статье рассматривается история развития и проблема взаимодействия искусств, раскрываются многоуровневое интегрированное художественно-творческие содержание образования на основе межпредметных связей и полихудожественной деятельн
Читать PDF
137.48 кб

Научно-исследовательский компонент в содержании полихудожественного образования бакалавров изобразит

Золотарева Лариса Романовна
В статье рассматривается проблематика и типы научных исследований по теории и истории художественной культуры.