Полихудожественное образование

Найдено 1 определение
Полихудожественное образование
альтернативная по отношению к сложившейся системе общего образования концепция художественного развития школьников. Автором концепции является выдающийся педагог и ученый Б. П. Юсов. Им предложен интегри рованный полихудожественный подход к преподаванию искусства в школе. В основе такого подхода лежит признание единой художественной природы всех видов искусства и способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, обусловленной природной полихудожественностью (многоязычием) ребенка.
По мнению ученого, место и содержание образовательной области «Искусство» должны быть по–новому осмыслены в общем процессе воспитания новых поколений. Искусство является стержнем и формообразующим фактором культуры, всеобщим языком культуры. Языки искусства выражают в образно–символическом, духовно и личностно значимом виде весь гуманитарно–исторический опыт человечества. Поэтому роль искусства в формировании образно– символического мышления и способности к восприятию духовного опыта человечества невозможно переоценить.
Современная культура несет с собой коренные изменения в самосознании людей, новое понимание творческих возможностей человечества и способности отдельного человека участвовать в культурном процессе. Не меньшее значение имеет изменение социальных функций искусства в современном мире, расширение круга участников художественной жизни и форм художественной деятельности.
Новая доктрина образовательной области «Искусство» имеет две основополагающие характеристики: 1. перенесение акцента с профессионально–искусствоведческого содержания занятий по искусству на собственно творческую деятельность школьника, 2. интегрированный полихудожественный подход к преподаванию искусства.
Следствием этих характеристик становится превращение ученика из объекта культурогенных процессов в субъекта и главный предмет образовательного процесса, в то время как раньше предметом выступало окружающее ученика профессиональная художественная среда, «потребление», освоение результатов чужого творчества.
Образовательная область «Искусство», по мнению создателя концепции, должна включить все виды художественной деятельности, как они представлены в многогранной культурной жизни общества, к участию в которой готовит детей общеобразовательная школа. За школьные годы с 1 по 11 класс учащиеся должны познакомиться со всеми видами искусства, составляющими базис современной культуры и культурного общения, а также с основными видами и технологиями художественной деятельности и творчества, включая современное их понимание и техническую базу.
Виды искусства объединяются в модули единого художественного пространства образовательного процесса, доминируя поочередно по мере продвижения от младших к средним и старшим классам. Смены доминирующих видов искусства ориентированы на естественные ступени эволюции детского интереса, обусловленные процессом развития детской личности и совпадающие со способами художественного освоения мира и вхождения в культурную среду: музыкально–игровые, драматические способы художественного проявления малышей, изобразительный период и устная словесность в начальной школе, фольклорно–поэтическая и пространственно– пластическая доминанта в художественных занятиях младших подростков, театрально–танцевальный уклон в художественной деятельности старших подростков, системно–музейная основа художественной деятельности старшеклассников.
Реализация данной концепции в полном объеме сопряжена со значительными трудностями. Помимо революционного преобразования всей сложившейся системы отечественного общего образования внедрение П.о. требует подготовки педагогов нового типа, владеющих технологиями полихудожественной деятельности. Этот процесс вряд ли может быть быстрым. Между тем идеи полихудожественного образования все шире проникают в педагогическую практику благодаря интеграционным элементам, вводимым в традиционные монохудожественные образовательные программы (использование средств театрального и изобразительного искусства в программах по музыке, введение музыкального и литературного материала в программы по изобразительному искусству). (Махрова Э. В.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014