Полемика о роли природы и воспитания в развитии

Предыдущий термин:
ПОЛЕМИКА

Следующий термин:
ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Полемика о роли природы и воспитания в развитии

nature-nurture controversy) Т. н. "полемика о роли природы и воспитания в развитии" на самом деле представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно челов. качеств. Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя мн. из них действительно сложны, а из-за того, что предлагаемые альтернативные решения воспринимаются как имеющие самые серьезные последствия для лелеемых взглядов и убеждений (нередко имеющих религиозную или политическую окраску), касающихся таких вопросов как равенство людей, соц. справедливость, индивидуальная ответственность и характер самой цивилизации. Совокупность споров, собранных под общим назв. "полемика о роли природы и воспитания в развитии", можно классифицировать по-разному. Одна классиф. возможна по тому аспекту поведения, вокруг к-рого идет полемика. В нек-рых спорах, таких как дискуссия по поводу инстинктов, предметом обсуждения становятся в основном внутренние побуждения (драйвы) и мотивы, а в др., напр., в полемике вокруг IQ - способности. Второй способ классиф. дискуссий о роли природы и воспитания состоит в разграничении споров по тому, ставится ли в них акцент на индивидуальных, групп. или видовых характеристиках. История полемики о роли природы и воспитания отмечена беспорядочным периодическими смещениями акцента с одного аспекта на др., часто без ясного понимания выделяемых аспектов. Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание ("идеи"). Политические взгляды Локка, согласно к-рым все люди по природе равны и независимы, а об-во - это заключенный ими договор во имя всеобщего блага, оказали огромное влияние на умы людей благодаря усилиям Джефферсона, Вольтера и Руссо, а тж др. идеологов Американской и Французской революций. Сам Локк не считал политическое равенство людей противоречащим тому, что от природы они наделены разными склонностями и способностями. Однако это не мешало ему объяснять большое разнообразие челов. качеств разным опытом. Ч. Дарвин придал совр. форму аргументам защитников природы в П. о р. п. и в. в р. чел., твердо указав место челов. разума в координатах биолог. эволюции. Дарвин ясно показал, что челов. поведение и поведение др. биолог. видов имеет общее происхождение, и что поведенческие - как и физ. - характеристики яв-ся объектом осн. эволюционного механизма наследственной изменчивости, по рез-там действия к-рого происходит естественный отбор вариантов, наиболее успешно приспособленных к среде обитания. Представителя английской соц. философии, Г. Спенсера, создавшего на основе взглядов Дарвина собственную теорию соц. эволюции, можно рассматривать как первого в ряду т. н. "социал-дарвинистов"; он утверждал, что "преуспевающие" и "непреуспевающие" члены об-ва представляют собой "приспособленных" и "неприспособленных" в дарвиновском смысле. Идеи Спенсера о генетической изменчивости и естественном отборе были с энтузиазмом восприняты Ф. Гальтоном и применены к объяснению различий между людьми. Конечно, фамильное сходство в принципе можно объяснить или наследственностью, или средой, однако Гальтон считал его почти полностью наследственным. Он рассматривал и расовые различия, к-рые считал тж преим. наследственными. Гальтон отчетливо понимал политическое значение своих теорий, он стал создателем евгеники. Акцент на индивидуальных и расовых различиях, к-рый Гальтон делал в своих работах, в США вырос до создания движения за тестирование умственных способностей. Большую роль в этом сыграли психологи Льюис М. Термен и Роберт М. Йеркс, чьи собственные убеждения в целом были ближе к взглядам тех, кто признавал ведущую роль природы в интеллектуальном развитии. Йеркс организовал в период I мировой войны весьма успешную программу отбора персонала для нужд вооруженных сил США на основе тестирования интеллекта, а Термен - массовое обследование населения в целях выявления одаренных лиц. Одаренность определялась по высокому IQ, к-рый Термен считал относительно прямой мерой врожденных способностей. Соц. психолог У. Мак-Дугалл, тж считавший природу более важным фактором, разраб. теорию развития, осн. на инстинктах. Подчеркивание им важной роли унаследованных тенденций в формировании соц. жизни чел. вызвало резкую критику со стороны психологов, социологов, антропологов и представителей др. наук, считавших себя последователями Локка. И теория инстинктов Мак-Дугалла, и представления Гальтона о том, что людям от рождения даны разные способности, были решительно отвергнуты в радикальном бихевиоризме психолога Дж. Уотсона. Период между 20 - 50-ми гг. XX в. отмечен постепенным снижением остроты полемики о роли природы и воспитания, хотя среди психологов она никогда не прекращалась полностью. Одновременно в США и в Европе шло активное накопление данных эмпирических исслед. моно- и дизиготных близнецов, семей с приемными и родными детьми, сирот и т. д. Эти исслед., спланированные т. о., чтобы с известной долей вероятности раздельно оценить влияние генетических и средовых факторов, были нацелены преим. на изучение индивидуальной вариации умственной способности, в частности IQ, но часть из них затрагивала и др. психол. черты. В то же самое время появилось немало литературы по психопатологическим состояниям, таким как неврозы и психозы, а тж по проблемам преступности и умственной недостаточности. Однако в отношении большинства способностей и черт личности - как нормальной, так и аномальной, - наивысшим достижением на сегодняшний момент остаются итоговые оценки относительной важности генетических и средовых воздействий, т. н. коэффициенты наследуемости. Поскольку для таких оценок редко использовались адекватные выборки, а методы измерения психол. качеств все еще оставляют желать лучшего, получаемые коэффициенты наследуемости существенно варьируют от одного исслед. к др., даже если эти исслед. проводятся на сходных популяциях, оставляя возможности для продолжения П. о р. п. и в. в р., по крайней мере, в количественном смысле. Один ист. урок этой полемики, казалось бы, очевиден: для сокращения зоны неопределенности нужны более надежные методы измерения и более представительные выборки. Второй заключается в том, что необходимо изучить реальные механизмы влияния генов и среды на развитие. В широком смысле, генетик Т. Добжанский изящно объединил дарвинистские представления с признанием роли культуры в эволюции чел. и с демократическими идеалами Локка. После выхода в свет в 1960 г. учебника "Генетика поведения" (Behavior genetics), написанного биологом Дж. Л. Фуллером и психологом В. Р. Томпсоном, казалось, что П. о р. п. и в. в р. сможет, наконец, принять форму обычных научных дискуссий. Однако улегшиеся было страсти оказались затишьем перед бурей. В 1969 г. Дженсен, сопоставив рез-ты различных исслед., пришел к выводу, что примерно 80% всех индивидуальных различий в IQ - генетического происхождения, и занял откровенно "прогенетическую" позицию. Хуже того, он высказал мнение, что - по крайней мере отчасти - устойчивое отставание чернокожих американцев в рез-тах IQ-тестов имеет генетические причины. Сообщение Дженсена вызвало фурор в академических кругах и в популярной прессе; атмосфера еще больше накалилась в 1971 г. с появлением статьи психолога Ричарда Хернштейна под назв. "IQ". Ее автор подчеркивал важность генетических различий, возникающих между соц. классами в мобильном об-ве, - тема, ранее введенная в научный оборот британским психологом Сирилом Бартом. Мощная контратака была предпринята, пожалуй, с самой крайней энвайронменталистской позиции, к-рую занимал тогда американский психолог Леон Камин. Затем в 1975 г. Эдвард О. Уилсон, опираясь на популяционную генетику, дал в рамках своей теории социобиологии новое обоснование идеи о том, что биолог. инстинкты могут играть центральную роль в челов. отношениях. Последующие годы отмечены многочисленными взаимными нападками. Не остались в стороне и те, кто уже давно работал над этой проблемой. В Великобритании Г. Ю. Айзенк скрестил шпаги с Камином. К этому времени получили подтверждения мн. из подозрений Камина в отношении достоверности данных Барта. С. Дж. Гулд порвал с защитниками идеи врожденных способностей и тестированием IQ. Теме расовых различий в IQ было посвящено неск. книг. Количество работ по социобиологии pro et contra увеличивалось с еще большей скоростью. Несмотря на то, что сторонники разных взглядов на роль природы и воспитания в развитии до сих пор ведут активную полемику, нельзя сказать, что в этом направлении нет никакого прогресса. Совр. концепции биолог. эволюции, даже если они ведут свое происхождение от Дарвина, носят более сложный, дифференцированный и мат. характер, и к тому же включают в себя знач. больше адекватных сведений из генетики. Совр. психология - в своем лучшем виде - демонстрирует гораздо более тонкое понимание взаимодействия организма и среды, чем то, к-рым были отмечены перечни инстинктов Мак-Дугалла или боевые кличи бихевиориста Уотсона. И последнее. Теперь сторонники разных т. зр. на соотношение наследственности и среды в развитии, отстаивая свои предубеждения, вынуждены считаться со знач. большим количеством доказанных фактов. См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Наследственность и интеллект, Интеллект человека Дж. Лолин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого р

Ольховская Елена Юрьевна
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском определения природы детской одарённости и связанных с ней проблем воспитания. Автор рассматривает одарённость как общее родовое понятие, которое может быть достаточно полно охарактеризовано только с позиций раскрытия своеобразия развития каждого одарённого ребёнка. Статья посвящена проблеме детской одарённости как целостного явления. Автор раскрывает психофизиологические и социально-культурные основы развития одаренности, рассматривает различные подходы к пониманию сущности одаренности с позиций соотношения биологического и социального в одарённом ребёнке. В статье показана проблема создания педагогических условий с учётом всей совокупности внутренних и внешних факторов для наиболее полной реализации способностей одарённого ребёнка. Также обосновывается характер соотношения развития личности и одарённости в зависимости от особенностей возраста, конкретных жизненных условий (среды), деятельности ребёнка, влияния значимых взрослых и социальных институтов.
Скачать PDF

Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности

Арестова Ольга Николаевна
В статье описывается цикл исследований, проведенных в школе О.К. Тихомирова и посвященных структурирующему влиянию мотивации на мыслительную деятельность. Показано, что структурирующая функция мотивации влияет на многочисленные параметры мышления: стратегию целеполагания, устойчивость и разработанность перспективного целеполагания, особенности эмоциональной регуляции, соотношение конкретных и обобщенных компонентов решения задачи, степень эгоцентричности. Характерные для субъекта мотивационные конфликты могут приводить к изменению функциональной направленности мыслительной деятельности от собственно познавательной функции к функции понятийного оформления возникающих в ходе разрешения мотивационного конфликта личности смысловых образований.
Скачать PDF

Природа синестезии и ее развитие у детей на уроках музыки

Томашева Ангелина Аркадьевна
Синестезия (от гp. synaisthes's соощущение) возникновение у человека ощущений не только в органе, на который воздействует раздражитель, но одновременно и в другом органе чувств, часто используется в музыкальной педагогике. Природа синестезии определяется связью между вегетативным состоянием организма, звуковой природой музыки и формой выражения этой природы в речи и представлениях. На учебных занятиях в музыкальной школе знание синестезии поможет педагогам координировать состояние детей и эффективно организовывать уроки.
Скачать PDF

О роли факторов образования, возраста и «Патологической почвы» в психическом развитии ребенка (анали

Цветков Андрей Владимирович
Вопрос о соотношении патобиологического, возрастного и образовательного факторов в психическом развитии аномального ребенка является важным с позиций разработки коррекционных методов. В данной работе он решается на основе анализа случая ребенка, больного аутизмом, находящегося под наблюдением нейропсихолога в течение 7 лет. Показано, что патобиологический фактор создает только условия развития, образовательный дает «толчок» развитию, но основной движущей силой развития аномального ребенка является «возрастное» развитие.
Скачать PDF

Влияние фактора экологического неблагополучия природной среды на показатели развития общего интеллек

Сараева Надежда Михайловна
В статье представлены результаты сравнительного исследования развития общего интеллекта детей, проживающих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях Забайкальского края. Выявлена тенденция к снижению показателей развития интеллекта на экологически неблагополучных территориях.
Скачать PDF

Основные этапы изучения развития близнецов как особого явления природы

Морозова Тамара Борисовна
Теоретико-методологическая база исследования формирования личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования включает изучение трех основных этапов развития науки о близнецах как феноменальном и психолого-педагогическом явлении с середины ХIХ по XXI вв. В статье представлена модель механизма взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании направленности личности близнеца-подростка в близнецовой ситуации.
Скачать PDF

Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода

Грезе Елена Владимировна
В статье отмечается, что одной из причин незрелости экологического сознания людей является низкая эффективность экологического воспитания и образования населения. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств развития экологического сознания. Разработанная методика развития субъектного восприятия природы, основанная на принципах психолого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе, направлена на развитие экологического сознания. Переживание личностью психологического единства с живыми существами методически достигается с помощью интеллектуализации отрицательных эмоций, идентификации с животным и его субъектификации. В процессе тренинга происходят качественные и количественные изменения основных структурных компонентов экологического сознания, таких как: восприятие природных объектов, экологические установки, экологическое мышление, субъективное отношение к природным объектам, ориентация на природоохранную деятельность.
Скачать PDF

К вопросу о роли родителей в развитии отношений в юности

Несына Светлана Вадимовна
В российской семье мать играет ведущую роль в воспитании детей; постоянство психологического принятия ребенка матерью является важным фактором развития романтических отношений в ранней юности. Юноши и девушки испытывают недостаток позитивных эмоциональных контактов с родителями (особенно с отцами) на этапе решения сложных вопросов личностного самоопределения в сфере межличностных отношений с противоположным полом.
Скачать PDF

Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности

Ведешкин Никита Андреевич
В статье изложены теоретические положения структурных отклонений с точки зрения развития индивидуальности. Описаны периоды развития индивидуальности, диагностируемые показателями согласно концепции первичных отклонений при нарушении коммуникаций.
Скачать PDF

История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Лобода Татьяна Васильевна
Представлен культурно-исторический анализ зарубежных и отечественных исследований детских игр. Отмечено большое значение игры в психическом развитии дошкольников. Исходя из понимания важности социализирующей роли игры присвоения ребенком социального опыта, заложенного в играх в меняющемся мире, наме
Скачать PDF

Развитие экоцентрического взаимодействия монгольских студентов с природой

Иринчеев Анатолий Александрович
В статье приводится описание монгольского экологического сознания, показана его уникальность, обоснована необходимость формирования экоцентрического экологического сознания как психологической основы экоцентрического взаимодействия с природой в целях преодоления экологического кризиса. Рассмотрена проблема субъектификации природных объектов как условия экоцентрического сознания.
Скачать PDF

Творчество: природа и развитие

Дружинин Владимир Николаевич
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!