Поле организм / среда это что такое Поле организм / среда: определение — Психология.НЭС

Поле организм / среда

Предыдущий термин:
Поле опыта

Следующий термин:
Поле переживания

Содержание:

Найдено 1 определение:

Поле организм / среда

термин   «поле» был позаимствован гештальт-психологом  Куртом Левином из  физики для описания психологических явлений. Им же было введено понятие психологического поля. В гештальт-терапии используется понятие «поле организм / среда», которое означает взаимозависимость и взаимовлияние живого организма и его окружающей среды. С точки зрения гештальт-теории, организм и его среда   образуют   единый   гештальт. Организм   активно   выбирает   и преобразует свою среду, а среда в свою очередь влияет на организм. Поле организм / среда имеет сложную структуру.  «...Когда мы изучаем человека (это касается психологии, физиологии и психотерапии)   мы должны говорить о поле, в котором взаимодействуют,   по   меньшей мере,   социально-культурные,   биологические и физические   факторы» [Перлз (19), с.  8]. Человеческий организм в гештальт-подходе также рассматривается как единое поле психологических и физиологических процессов, единое целое (единый гештальт). «Поле - это наибольшая и наиболее безграничная система и, что важно, поле включает в себя свою историю. Любая часть поля, на которой мы фокусируемся - это часть большего поля (или поле внутри поля). Таким образом, «система» на любом уровне, - например, биохимическом, клеточном, индивидуальном, парном, семейном, организационном, общественном, национальном, планетарном, космическом и т. д. - это просто часть поля, которое в любой данный момент нас окружает. Взаимосвязанность частей поля и воздействия, которые они оказывают друг на друга, означает, что поле постоянно в движении, постоянно относительно, постоянно в процессе» [Резник (23), с. 7-8]. Принятие концепции поля в науке означает отход от парадигмы линейной причинности. Эта идея выражена Перлзом следующим образом: «...Между элементами, составляющими целое, невозможно установить причинно-следственные отношения» [Перлз (17), с. 40]. Значение теории поля для практики гештальт—терапии заключается в том, что проблематика и поведение пациента рассматривается в связи с конкретными условиями его существования. В терапевтической ситуации роль среды для пациента играет психотерапевт, либо психотерапевтическая группа. С одной стороны, «терапевтическая среда» может повторять многие параметры «обычной среды обитания» клиента, но терапевтическим фактором является то, что она более безопасна для поиска новых вариантов творческого приспособления (см.) Литература: [4, с. 90-92; 9, 62-65; 12; 14, с. 214-215; 17, с., 29, 30-32, 129-130; 18, с. 7; 19, с. 7-9; 23, с. 7-8; 25, с., 20; 27, с. 16-21]
Оцените определение:

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд

Ясько Бэла Аслановна, Шалюгина Татьяна Александровна
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ
Читать PDF

Образовательные учреждения как социально-организационная среда профилактики молодежного наркопотребл

Комбарова Анна Юрьевна
В течение последнего десятилетия одной из самых сложных и важных проблем российского общества, которая в значительной мере затрагивает высшие, средние профессиональные учебные заведения, является проб
Читать PDF

Индивидуальное ассоциативное поле как самоорганизующаяся система

Навалихина А. И.
В статье рассматривается возможность изучения индивидуального ассоциативного поля, представляющего собой незавершенное, открытое и нестабильное образование, как самоорганизующейся системы.
Читать PDF

Психология и трансцендентальная философия: общее поле

Кричевец А.Н.
Читать PDF

Изменение врожденного поведения в «открытом поле» у самцов крыс с пренатально модифицированной актив

Полетаева А.О., Жарова Л.Т., Прошин С.Н., Байрамов А.А.
Изменение активности различных медиаторных систем мозга препаратами нейротропного действия на пренатальном периоде онтогенеза приводит к отдаленным нейрохимическим и поведенческим нарушениям у половоз
Читать PDF

Семантическое поле языка в контексте антиномии

Артишевская Татьяна Михайловна
Статья касается социально-психологического феномена изменения языка в периоды исторических преобразований.
Читать PDF

Динамика дискурса молодежной субкультуры в коллективном и индивидуальном поле мифов российского обще

Шабанов Лев Викторович
Дано описание дискурсов российского общества через доминирующий (ведущий) архетип, что позволяет проанализировать как феномен появления неформальных, а после и нонконформных групп, так и его направлен
Читать PDF

Социально-воспитательная среда вуза как основа развития социальной идентичности и социализации субъе

Фёдорова Полина Сергеевна
В статье рассматривается социально-воспитательная среда вуза, вопросы взаимодействия с ней студентов, эффективность данного взаимодействия.
Читать PDF

Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики

Мануйлов Юрий Степанович
Необоснованные, неточные, неполные, а то и ошибочные определения ведут к путанице и дезориентируют исследователей.
Читать PDF

Особенности профессионального самоопределения юношества в информационном поле деятельности

Сохранов Владимир Васильевич, Лупанова Наталья Александровна, Тер-Аракелян Этери Кареновна
В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Читать PDF

Психологическая безопасность в проблемном поле психологии

Эксакусто Татьяна Валентиновна, Лызь Наталья Александровна
Представлена систематизация исследований в проблемном поле психологии безопасности. Психологическая безопасность рассмотрена как предпосылка развития и самореализации личности.
Читать PDF

Социально-образовательная среда как фасилитатор или ингибитор для формирования субъектности подраста

Кочеткова Татьяна Николаевна
Предметом работы является анализ роли социально-образовательной среды в становлении субъектности подрастающего поколения.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!