Поле опыта Поле переживания

Поле организм / среда

Найдено 1 определение:

Поле организм / среда

термин   «поле» был позаимствован гештальт-психологом  Куртом Левином из  физики для описания психологических явлений. Им же было введено понятие психологического поля. В гештальт-терапии используется понятие «поле организм / среда», которое означает взаимозависимость и взаимовлияние живого организма и его окружающей среды. С точки зрения гештальт-теории, организм и его среда   образуют   единый   гештальт. Организм   активно   выбирает   и преобразует свою среду, а среда в свою очередь влияет на организм. Поле организм / среда имеет сложную структуру.  «...Когда мы изучаем человека (это касается психологии, физиологии и психотерапии)   мы должны говорить о поле, в котором взаимодействуют,   по   меньшей мере,   социально-культурные,   биологические и физические   факторы» [Перлз (19), с.  8]. Человеческий организм в гештальт-подходе также рассматривается как единое поле психологических и физиологических процессов, единое целое (единый гештальт). «Поле - это наибольшая и наиболее безграничная система и, что важно, поле включает в себя свою историю. Любая часть поля, на которой мы фокусируемся - это часть большего поля (или поле внутри поля). Таким образом, «система» на любом уровне, - например, биохимическом, клеточном, индивидуальном, парном, семейном, организационном, общественном, национальном, планетарном, космическом и т. д. - это просто часть поля, которое в любой данный момент нас окружает. Взаимосвязанность частей поля и воздействия, которые они оказывают друг на друга, означает, что поле постоянно в движении, постоянно относительно, постоянно в процессе» [Резник (23), с. 7-8]. Принятие концепции поля в науке означает отход от парадигмы линейной причинности. Эта идея выражена Перлзом следующим образом: «...Между элементами, составляющими целое, невозможно установить причинно-следственные отношения» [Перлз (17), с. 40]. Значение теории поля для практики гештальт—терапии заключается в том, что проблематика и поведение пациента рассматривается в связи с конкретными условиями его существования. В терапевтической ситуации роль среды для пациента играет психотерапевт, либо психотерапевтическая группа. С одной стороны, «терапевтическая среда» может повторять многие параметры «обычной среды обитания» клиента, но терапевтическим фактором является то, что она более безопасна для поиска новых вариантов творческого приспособления (см.) Литература: [4, с. 90-92; 9, 62-65; 12; 14, с. 214-215; 17, с., 29, 30-32, 129-130; 18, с. 7; 19, с. 7-9; 23, с. 7-8; 25, с., 20; 27, с. 16-21]
Оцените определение:

Источник: Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд

Ясько Бэла Аслановна, Шалюгина Татьяна Александровна
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ некоторых аспектов конкуренции/сотрудничества в системе высшего профессионального образования. Делается вывод о необходимости конструирования объединительной концепции и движения к продуктивной конкуренции с опорой на высшие этические принципы отечественной педагогической деятельности: преданность профессии, служение, коллективизм.
Скачать PDF

Образовательные учреждения как социально-организационная среда профилактики молодежного наркопотребл

Комбарова Анна Юрьевна
В течение последнего десятилетия одной из самых сложных и важных проблем российского общества, которая в значительной мере затрагивает высшие, средние профессиональные учебные заведения, является проблема здоровья молодого поколения. Образовательные учреждения как социальные институты обладают сегодня достаточным опытом и научным потенциалом для того, чтобы внести свой вклад в решение социально значимых теоретических и прикладных проблем в области профилактики наркомании и других социально-негативных явлений.
Скачать PDF

Индивидуальное ассоциативное поле как самоорганизующаяся система

Навалихина А. И.
В статье рассматривается возможность изучения индивидуального ассоциативного поля, представляющего собой незавершенное, открытое и нестабильное образование, как самоорганизующейся системы. Функционируя в нелинейном мире, поле приобретает эмерджентные свойства. В индивидуальном ассоциативном поле находят свое отражение элементы прошлого, будущего и настоящего. Одной из основных характеристик индивидуального ассоциативного поля является его личностность.
Скачать PDF

Психология и трансцендентальная философия: общее поле

Кричевец А.Н.
Скачать PDF

Изменение врожденного поведения в «открытом поле» у самцов крыс с пренатально модифицированной актив

Полетаева А.О., Жарова Л.Т., Прошин С.Н., Байрамов А.А.
Изменение активности различных медиаторных систем мозга препаратами нейротропного действия на пренатальном периоде онтогенеза приводит к отдаленным нейрохимическим и поведенческим нарушениям у половозрелых потомств (Slotkin, 1998, 2004; А. Beer et al., 2005). Несмотря на множество исследований пренатальных эффектов различных химических соединений с холинотропными свойствами (никотин, хлори фосфорорганические соединения, барбитураты и др.) отсутствуют исследования с селективными Ми Н-холинотропными препаратами. Методы. Работа выполнялась на самцах белых крыс в возрасте 3,5-4 мес., массой 180-220 г которые были рождены самками из 6 опытных групп и 3 контрольных. Критерием разделения животных на опытные группы был срок беременности, на котором производилась инъекция М-холиноблокатора (метамизил в дозе 2 мг/кг) или Н-холиноблокатор (ганглерон в дозе 10 мг/кг) и контрольные группы (физиологический раствор). Название опытных групп отражает день воздействия на беременных самок (соответственно 10, 13 и 18-й день гестации) и первую букву препарата. Для изучения врожденного поведения опытных и контрольных групп был выбран метод «открытое поле». В каждой группе было по 10 животных. Результаты исследования. По общему количеству наблюдаемых нервных грумингов у животных достоверно отличаются от контроля группы Г-10, Г-18 и М-13 и группы Г-18 и М-10 по общему количеству комфортных грумингов. Группа М-13 достоверно отличается от контроля и по формуле активности и по общему количеству поз. Только группа М-13 достоверно отличается от контроля по локомоции, числу пройденных квадратов и по формуле активности. По количеству раз пересечения центра поля достоверные отличия от контроля есть в группах Г-10, М-13 и М-18. По общему числу наблюдаемых нервных грумингов у животных достоверные отличия от контроля есть в группах Г-10, Г-18 и М-13, а по общему количеству поз, принимаемых животными, достоверные отличия есть только у группы М-13. Достоверные отличия опытных групп от контрольной есть лишь по количеству раз пересечения центра поля Г-10, М-13 и М-18. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что модификация активности центральной Ми Н-холинергической системы в пренатальном периоде приводит к отдаленным поведенческим нарушениям у взрослых потомств.
Скачать PDF

Семантическое поле языка в контексте антиномии

Артишевская Татьяна Михайловна
Статья касается социально-психологического феномена изменения языка в периоды исторических преобразований. Переход на новую парадигму мышления трансформирует язык и вместе с этим формирует новое антиномическое сознание человека, порождающее хаос в понимании мироустройства в целом и в изменении языка в частности.
Скачать PDF

Динамика дискурса молодежной субкультуры в коллективном и индивидуальном поле мифов российского обще

Шабанов Лев Викторович
Дано описание дискурсов российского общества через доминирующий (ведущий) архетип, что позволяет проанализировать как феномен появления неформальных, а после и нонконформных групп, так и его направленность в поле «индивид группа».
Скачать PDF

Социально-воспитательная среда вуза как основа развития социальной идентичности и социализации субъе

Фёдорова Полина Сергеевна
В статье рассматривается социально-воспитательная среда вуза, вопросы взаимодействия с ней студентов, эффективность данного взаимодействия.
Скачать PDF

Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики

Мануйлов Юрий Степанович
Необоснованные, неточные, неполные, а то и ошибочные определения ведут к путанице и дезориентируют исследователей. К примеру, кто-то полагает, что изучает образовательную среду, тогда как на деле анализирует образовательное пространство, и вместо того, чтобы делать обобщения, касающиеся пространства, он ошибочно их распространяет на среду. Обсуждению соотношения педагогических понятий посвящена данная статья.
Скачать PDF

Особенности профессионального самоопределения юношества в информационном поле деятельности

Сохранов Владимир Васильевич, Лупанова Наталья Александровна, Тер-Аракелян Этери Кареновна
В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Выделены факторы, влияние которых обуславливает взаимосвязь информационного насыщения личности и ее готовности к профессиональному самоопределению.
Скачать PDF

Психологическая безопасность в проблемном поле психологии

Эксакусто Татьяна Валентиновна, Лызь Наталья Александровна
Представлена систематизация исследований в проблемном поле психологии безопасности. Психологическая безопасность рассмотрена как предпосылка развития и самореализации личности. Сформулированы концептуальные основы изучения психологической безопасности субъекта.
Скачать PDF

Социально-образовательная среда как фасилитатор или ингибитор для формирования субъектности подраста

Кочеткова Татьяна Николаевна
Предметом работы является анализ роли социально-образовательной среды в становлении субъектности подрастающего поколения. Цель работы заключалась в исследовании причин, по которым социальнообразовательная среда выступает ингибитором или фасилитатором для развития субъектности. В исследовании использовались методы теоретического, количественного и качественного анализа данных. В современных условиях нестабильности социально-экономического уровня жизни подавляющей части российского населения произошла серьезная трансформация взглядов на вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. В наступившие времена воинствующего покорения материального благополучия ценой его достижения являются амбивалентные представления о ценностях, необходимых для развития полноценно функционирующей личности. Одной из ее граней является субъектность. Статья направлена на исследование признаков субъектности, анализ условий, необходимых для формирования субъектности личности.
Скачать PDF