ПОКРЫВАЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Предыдущий термин:
Покровительственный тон

Следующий термин:
ПОКРЫТИЕ

Содержание:

Найдено 1 определение:

ПОКРЫВАЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

воспоминания, не доходящие до истоков глубинных травматических переживаний раннего детства и выступающие в качестве компромиссного образования, маскирующего и скрывающего неприятные воспоминания.

   При анализе сновидений и аналитической работе с пациентами З. Фрейд подметил одно странное на первый взгляд обстоятельство, связанное с воспоминаниями человека, его памятью. Обычно память человека распоряжается таким образом, что делает определенный выбор из материала жизненных впечатлений, то есть, как правило, сохраняет что-то важное и отказывается от всего несущественного. Однако по отношению к детским воспоминаниям дело обстоит иначе. Создается впечатление, что при сохранении детских воспоминаний память действует как бы наоборот. Она сохраняет такие переживания детских лет, которые не представляются важными и даже вызывают недоумение по поводу того, что они запомнились. И в то же время существует то, что З. Фрейд назвал инфантильной амнезией, связанной со своеобразным забвением наиболее важного и существенного, относящегося к психосексуальному развитию ребенка.

   Пытаясь с помощью анализа исследовать загадку инфантильной амнезии и остатков воспоминаний раннего детства, основатель психоанализа пришел к выводу, что все-таки в воспоминаниях ребенка остается наиболее важное. Другое дело, что благодаря процессам сгущения и смещения, особенно характерным для работы психики во время образования сновидений, наиболее существенное в воспоминаниях представляется чем-то другим, неважным, не имеющим смысла. Эти детские воспоминания З. Фрейд назвал «покрывающими воспоминаниями» (Deckerrinerungen).

   Представления о подобных воспоминаниях возникли у него на ранней стадии становлении психоанализа. Так, в статье «О покрывающих воспоминаниях» (1899) он отметил тот поразительный факт, что в самых ранних воспоминаниях детства сохраняются, как правило, безразличные и второстепенные детали, в то время как важные, богатые аффективные впечатления часто не оставляют в памяти взрослых никакого следа. Объяснение подобного факта не сводится к тому, что коль скоро память производит определенный выбор, то данный выбор осуществляется по-разному в детском возрасте и во взрослом состоянии. По мнению З. Фрейда, второстепенные воспоминания детства обязаны своим существованием процессу смещения, благодаря которому они замещают другие важные и значимые впечатления. Воспоминания об этих впечатлениях можно выявить в процессе анализа, однако их непосредственному воспроизведению препятствуют различного рода сопротивления со стороны анализируемого. Так как второстепенные воспоминания детства обязаны своим сохранением не своему собственному содержанию, а ассоциативной связи этого содержания с другими, вытесненными, то «их можно с полным основанием назвать «покрывающими воспоминаниями».

   В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд рассмотрел разнообразие отношений и значений покрывающих воспоминаний. В соответствии с определенными отношениями и значениями он выделил следующие покрывающие воспоминания: возвратные, идущие назад; предваряющие, забегающие вперед; одновременные или примыкающие. Первый тип покрывающих воспоминаний характеризуется тем, что их содержание относится к раннему детству, а переживания, которые данные воспоминания представляют в памяти и которые остаются бессознательными, имеют место в более позднее время. Второй тип обусловлен тем, что в памяти закрепляется безразличное впечатление недавнего времени, своим отличием обязанное лишь связи с прежним переживанием, в силу сопротивления не способным быть воспроизведенным непосредственно. Третий тип соотносится с покрытым впечатлением не только по своему содержанию, но и благодаря смежности во времени.

   З. Фрейд считал, что при всем различии между ошибочными действиями, в частности, забыванием собственных имен, и покрывающими воспоминаниями между ними имеется несомненное сходство, так как в основе их возникновения лежат однородные процессы. В обоих случаях замещающие образования складываются одинаковым образом, а именно путем смещения вдоль какой-то поверхностной ассоциации. Различие же в материале и центрировании обоих феноменов свидетельствует лишь о том, что ошибки функции воспоминания указывают на вмешательство пристрастного фактора и на тенденцию, благоприятствующую одному воспоминанию и стремящуюся поставить преграду другому.

   Основатель психоанализа исходил из того, что ранние детские воспоминания представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, которая подвергается воздействию различных психических сил более позднего времени. Эти воспоминания индивида приобретают, как правило, значение покрывающих воспоминаний, имеющих «замечательную аналогию с детскими воспоминания народов, закрепленными в сказаниях и мифах».

   Практика психоанализа дает богатый материал, связанный с разнообразными примерами покрывающих воспоминаний. Однако сообщение этих примеров представляет определенную трудность, обусловленную многообразным характером отношений, существующих между воспоминаниями детства и позднейшей жизнью человека. Не случайно основатель психоанализа предупреждал: «чтобы уяснить значение того или иного воспоминания детства в качестве воспоминания покрывающего, нужно было бы нередко изобразить всю позднейшую жизнь данного лица».

   В статье «Воспоминание, воспроизведение и переработка» (1914) З. Фрейд отмечал то обстоятельство, что в процессе психоаналитической терапии аналитику часто приходится сталкиваться с покрывающими воспоминаниями пациентов. В некоторых случаях складывается впечатление, что детская амнезия устраняется вследствие покрывающих воспоминаний. Они представляют забытые детские годы с такой же полнотой, как явное содержание сновидения скрытые его мысли. В покрывающих воспоминаниях содержится, как считал основатель психоанализа, не только кое-что существенное из детской жизни, но, собственно говоря, все существенное.

   К проблематике покрывающих воспоминаний З. Фрейд обращался и в последующих своих работах. Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркнул, что «путем основательного анализа из них можно извлечь все забытое».

   Основатель психоанализа считал, что детские впечатления никогда по-настоящему не забываются, но становятся скрытыми, принадлежащими бессознательному. При попытках их реконструкции чаще всего возникают покрывающие воспоминания, маскирующие другие воспоминания, связанные с инфантильными влечениями и аффективными переживаниями.

   Одна из задач психоаналитической терапии состоит в том, чтобы прорваться за содержание покрывающих воспоминаний и восстановить содержание забытых детских лет. Как подчеркивал З. Фрейд, «при психоаналитическом лечении закономерно возникает задача заполнить пробел в детских воспоминаниях».    

Оцените определение:

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние альтернативных автобиографических воспоминаний на изменение выраженности акцентуаций характе

Василенко Дарья Александровна
Проведено эмпирическое исследование влияния конструирования альтернативных автобиографических эпизодов на коррекцию акцентуаций характера.
Читать PDF

Какие воспоминания мы выбираем? Как цифровой фотоаппарат изменяет нашу память

Козяр Галина Николаевна, Нуркова Вероника Валерьевна
В статье проблематизируется однозначно позитивная связь технологического прогресса в фотоделе (переход от аналоговой к цифровой фотографии) и психологического прогресса в использовании фотографии как
Читать PDF

Особенности ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей

Москвина Елизавета Александровна
В статье рассматривается значение развода родителей для восприятия взрослыми индивидуального опыта детства.
Читать PDF

Феномен воспоминаний с позиций темпоральной работы личности с экстремальным опытом

Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович
В статье приведены результаты анализа проблемы воспоминаний об экстремальных событиях жизни с позиций культурно-деятельностной методологии, рассматривающей стресс и травму как часть более широкого фен
Читать PDF

Проявление личностных особенностей рассказчика в нарративе ранних детских воспоминаний

Богдановская Анна Борисовна
Излагаются результаты эмпирического исследования личностных особенностей рассказчиков, которые проявляются в нарративе ранних детских воспоминаний.
Читать PDF

Ретроспективные воспоминания как метод диагностики расстройств пищевого поведения

Шебанова Виталия Игоревна
Представлена методика направленного ретроспективного анализа проблемы «Мои отношения с едой» (МТРА-еда).
Читать PDF

Процесс различения реально предъявленной информации от достроенной (на примере воспоминаний)

Морозов Максим Игоревич
Психика обладает способностью достраивать недостающую информацию: воспринимать объекты, которые видны не целиком, делать умозаключения и т. д.
Читать PDF

Изучение особенностей ранних воспоминаний подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях

Труве Эне Иоханнесовна
В статье излагаются теоретические положения, раскрывающие социокультурную природу автобиографической памяти.
Читать PDF

Коллективные воспоминания о первом полете человека в космос: анализ качественных данных

Емельянова Татьяна Петровна, Вопилова Ирина Евгеньевна, Озерова Александра Михайловна, Мишарина Анна Владимировна
Статья посвящена исследованию содержания коллективных воспоминаний о первом полете человека в космос (к 55-летию юбилея).
Читать PDF

РАННИЕ ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ДЕЗАДАПТИВНЫМИ СХЕМАМИ

Галимзянова Мария Владимировна, Касьяник Павел Моисеевич, Романова Елена Васильевна
Анализ ранних детских воспоминаний источник получения бесценной информации о важнейших психологических аспектах, влияющих на личность в текущий момент.
Читать PDF

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯО СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ГЕНДЕРНАЯ САМООЦЕНКА ЖЕНЩИН

Шлыкова Ю.Б., Лагутова Л.О.
В статье представлены результаты эмпирического исследования связи компонентов гендерной самооценки женщин со структурой и содержанием автобиографических воспоминаний.
Читать PDF

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ

Шлыкова Ю.Б.
Представлена процедура выявления локуса контроля личности через анализ автобиографических воспоминаний. Выявлены «экстернальные» и «интернальные» сферы воспоминаний.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!