ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Найдено 1 определение
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. При этом под качеством продукции понимается совокупность ее свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Для определения качества продукции установлена специальная номенклатура П. к. п., в которую входят показатели: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности, безопасности, а также патентно-правовые, экономические, экологические, эстетические и эргономические показатели. Эргономические П. к. п. используются для определения соответствия изделия эргономическим (инженерно-психологическим) требованиям и характеризуют систему «человек—изделие—среда» (в частности «человек—машина— среда») и учитывают комплекс гигиенических, антропологических, физиологических, психометрических и социальнопсихологических свойств человека, а также интегральных характеристик связи чеовека с изделием, проявляющихся при его применении (функционировании) в промышленных и бытовых процессах. Гигиенические П. к. п., характеризуют изделия и элементы конструкций, которые при эксплуатации нагреваются, производят шумы, выделяют токсические вещества, являются источниками радиации и т. д., влияют непосредственно (при контакте) или опосредованно (через изменение характеристик среды) на организм человека и его работоспособность в системе «человек—изделие—среда». Гигиенические показатели характеризуют роль среды в СЧМ. Антропометрические показатели характеризуют соответствие техники размерам и форме тела работающего человека, распределение его веса, физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие техники силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным возможностям человека. Они влияют на скорость и объем рабочих движений человека, а также на объем информации, поступающей через органы чувств человека. Психологические показатели определяют соответствие техники возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, возможностям формирования и закрепления навыков работающего человека. Эти показатели характеризуют изделия и их элементы с точки зрения участия их в информационном обмене в СЧМ. Социально-психологические показатели характеризуют соответствие конструкции объекта и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, степени опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению техникой. Рассмотренные показатели являются частными. На их основе формируются комплексные показатели: обслуживаемости, управляемости, освояемости, обитаемости, с помощью которых определяется обобщенный показатель — эргономичность СЧМ (эргономический П. к. п.). Важной задачей при определении эргономического П. к. п. является установление функциональной зависимости между ним и комплексными и частными показателями. Наиболее часто для этой цели используется аддитивная функция (суммирование) с учетом веса каждого из показателей нижнего уровня (см. также Эргономический показатель качества продукции).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Маркеры как показатели качества коньячной продукции

Черкашина Юлия Александровна, Будников Герман Константинович
Проведен анализ 54 образцов коньяка отечественного и зарубежного производства, используя концепцию маркеров, и дана оценка качеству данной продукции.
Читать PDF

Минеральный состав и качественные показатели продукции пчеловодства при скармливании цитратов аргент

Двылюк И.И., Ковальчук И.И., Ковальская Л.Н.
Исследование посвящено анализу особенностей минерального состава продуктов пчеловодства при скармливании пчелам подкормки с сахарным сиропом цитратов Аргентума и Купрума.
Читать PDF

Особенности формирования показателей качества товарной продукции салата посевного (Lactuca sativa va

Лещук Н.В., Барбан О.Б., Башкатова О.П.
Цель. Исследовать особенности формирования качес­тва товарных головок сортов салата посевного (Lactuca sativa var. capitata L.) при различных способах выращивания.

Похожие термины:

  • ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    показатель качества, используемый для определения соответствия изделия эргономическим требованиям; характеризует приспособленность изделия к работе совместно с человеком. Э.п. к. п. определяетс