метод полифункционален и направлен
на развитие динамических, инверсивных возможностей интеллекта. В отличие от поиска, цель которого найти наилучший оптимальный подход к решению проблемы, данный метод — это стремление найти как можно большее количество различных подходов. Главное — уйти от стереотипов, фиксированных моделей и создать условия для появления новых вариантов. Каждая альтернатива должна быть источником нового поиска, новых сомнений и предположений. Как показывает практика, результаты эксперимента обусловлены стимульным материалом. Чем сложнее стимул — тем больше альтернатив. И наоборот, чем элементарнее стимул, тем труднее поиск вариантов. Варианты заданий:
1. Определить, из каких альтернативных элементов составлен данный орнамент — «Виньетка–концовка» М. К. Чюрлёниса?
2. Придумать варианты названий художественному тексту (изобразительному, музыкальному, поэтическому).
3. Стимул — сюжетная картина, иллюстрация, фотография, допускающая различное толкование. Задание: описать, что изображено на картине, дать различные трактовки ситуации, представленной на ней.
4. Стимул — текст, где описано какое–то событие. (Например, басня.) Задания:
– Высказать различные точки зрения от лица людей, действующих в данной истории.
– Изменить расстановку акцентов в предложенном материале.
– Сделать заключение, отличающееся от авторского.
– Оценить событие или явление с двух противоположных позиций (игра «Хорошо — плохо»). (Барышева Т. А.)