ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Найдено 1 определение
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
(П. Я. Гальперин) – исходит из понимания психики как преобразования структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Формирование умственного действия складывается из шести этапов: 1) формирование мотивации; 2) освоение ориентировочной основы действий; 3) формирование действия в материализованной форме (предметной, речевой и др.); 4) формирование действия во внешней речи; 5) формирование действия во внутренней речи; 6) «уход» речевого процесса из сознания, что оставляет предметное содержание действия. На основе предметных действий в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления. Умственные действия могут возникать как в результате предметной деятельности, так и спонтанно, например быть следствием воображения. П. ф. у. д. может обеспечить им свойства обобщенности, осознанности, переключаемости, но оно несет печать конкретных нестрессогенных условий и поэтому их использование в крайне опасных напряженных ситуациях может сопровождаться ошибками и срывами. Недостаточно учитывается в П. ф. у. д. роль эмоций, образов и представлений, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с понятием, словом (скорость реагирования и протекания, возможность предвосхищения, интуиции и др.). Полностью овладеть действием – значит освоить его не только умственно, но и эмоционально и в волевом отношении. Поэтому применение положений П. ф. у. д. к профессиональной подготовке специалистов и к любому обучению имеет определенные ограничения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF

Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе

Соколова И.А.
Педагог обращает внимание детей на возможность перехода от действий внешнеречевого плана к действиям внутреннего плана, на необходимость пошажного представления каждого действия, то есть учит делить действие на шагикусочки.
Читать PDF

Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики

Прояненкова Лидия Алексеевна
В статье раскрыты причины, обусловливающие отсутствие в вузовской подготовке методик обучения, основанных на теории поэтапного формирования ум ственных действий (ТПФУД).
Читать PDF

Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действ

Горчаков Александр Сергеевич
Раскрывается суть технологии, позволяющей развивать математическую речь школьников, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий при изучении основных дидактических единиц.
Читать PDF

Компьютеризированная модификация методики планомерно-поэтапного формирования умственных действий для

Иванова Наталия Николаевна
Представлено описание двух интерактивных компьютерных программ для диагностики и развития фонематических процессов (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015612484 от 19 февраля 2015 г.
Читать PDF

Особенности практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и

Поскребышева Наталия Николаевна
В статье рассматривается специфика практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.