ПОЭТАПНО-ПЛАНОМЕРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Найдено 1 определение
ПОЭТАПНО-ПЛАНОМЕРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
(ППФУД) / ПАЭТАПНА-ПЛАНАМЕРНАЕ ФАРМІРАВАННЕ РАЗУМОВЫХ ДЗЕЯННЯЎ / PLANNED STAGE-BY-STAGE FORMATION OF MENTAL ACTIONS– теория в советской и российской педагогической психологии, созданная П. Я. Гальпериным, объясняет механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности, внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения. Теория ППФУД включена в общепсихологическую концепцию П. Я. Гальперина. Он исходит из понимания психики как преобразования структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Формирование умственного действия складывается из шести этапов: 1) формирование мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий); 2) освоение ориентировочной основы действий (ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию); 3) формирование действия в материальной (с реальными предметами) или материализованной (с предметами-заместителями) форме; 4) формирование действия во внешней речи, его речевое выполнение без опоры на предметы, с этого этапа начинается интериоризация действия; 5) формирование действия во внутренней речи; 6) умственное действие: «уход» речевого процесса из сознания, что оставляет предметное содержание действия. При этом действие сокращается, автоматизируется. На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается). На основе предметных действий в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления. Умственные действия могут возникать как в результате предметной деятельности, так и спонтанно, например быть следствием воображения. Использование метода ППФУД значительно сокращает время формирования навыков и повышает их качество. Теория ППУФД продолжала развиваться и находить практическое применение в трудах последователей П. Я. Гальперина. Тем не менее практическое использование теории ППФУД имеет ряд ограничений. ППФУД может обеспечить новым навыкам свойства обобщенности, осознанности, переключаемости, но оно несет печать конкретных нестрессогенных условий и поэтому их использование в крайне опасных напряженных ситуациях может сопровождаться ошибками и срывами. Недостаточно учитывается в ППФУД роль эмоций, образов и представлений, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с понятием, словом (скорость реагирования и протекания, возможность предвосхищения, интуиции и др.). Полностью овладеть действием– значит освоить его не только умственно, но и эмоционально, и в волевом отношении. Поэтому применение положений ППФУД к профессиональной подготовке специалистов и к любому обучению имеет определенные ограничения. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.