ПОДВИЖНОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ ПОДВИЖНЫЙ

ПОДВИЖНЫЕ ВОЛОСКИ

Найдено 1 определение:

ПОДВИЖНЫЕ ВОЛОСКИ

Во внутреннем ухе, самый высокий из волосков, идущих из поверхностей клеток, идущих из поверхностей клеток полукружных каналов. Ср. с неподвижными волосками.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 2

Индивидуально-психологические особенности спортсменов подвижных видов спорта в условиях стресса

Сигал Н.С., Александров Ю.В.Ю., Воронова Ю.В.
В работе рассматривается личностные факторы спортсменов-игровиков, детерминирующие стрессоустойчивость в спортивной деятельности. Эмпирические данные позволили выявить комплекс наиболее выраженных факторов, влияющие на нервно-психическую устойчивость спортсменов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и практической реализации в системе профессиональной подготовки методов прогнозирования, направленных на повышение устойчивости к деструктивному воздействию стресс-факторов.
Скачать PDF

Оценка произвольной регуляции у старших дошкольников с помощью подвижных игр

Романова А.А., Гусева В.Г., Хакимова Д.М., Ахутина Т.В.
Состояние функций произвольной регуляции деятельности у старших дошкольников является одним из ведущих показателей, позволяющих прогнозировать успешность ребенка в обучении и адаптации к условиям школы. Важной задачей практических психологов является своевременное выявление и последующая коррекционная работа с такими детьми. Однако индивидуальные методы диагностики занимают у специалистов много времени, что может существенно сократить возможности для коррекционной работы. Для оптимизации временных ресурсов психологов-практиков мы обратились к анализу групповых диагностических средств, позволяющих специалистам дошкольного образования оценить уровень развития регуляторных функций у дошкольников. Учитывая важную роль игры в развитии психики ребенка (Выготский,1966; Эльконин, 1978), мы предположили возможность использования игры для диагностики ВПФ. Для исследования мы выбрали две формы предъявления стимульного материала: игровую и «учебную» (тестовую). Целью нашей работы стала проверка возможности использования подвижных игр для групповой диагностики регуляторных функций у старших дошкольников. Выборка. В исследовании участвовало 77 московских дошкольников старшей (44 ребенка, средний возраст: 5 лет 3 мес. ± 3 мес.) и подготовительной (33 ребенка, 6 лет 6 мес. ± 4 мес.) групп. По уровню психического развития, исходя из данных психологопедагогического консилиума детского сада, дети были разделены на 2 группы: 1) дети с нормативным развитием; 2) дети с риском трудностей обучения (далее РТО), которые демонстрируют снижение когнитивных процессов, эмоционально-личностной сферы и поведения, что препятствует адекватной адаптации к условиям социума. Методы исследования включали две серии: 1. «Учебная» серия, где моделировалась атмосфера школьного урока, и дети за партами выполняли задания. Использовался групповой вариант пробы «Реакция выбора» (Нейропсихолог в школе, 2012), состоящий из двух последовательно предъявляемых субтестов: • с прямой инструкцией: дети на специальных бланках в строчку должны были рисовать вертикальную палочку на 1 хлопок экспериментатора и точку а 2 хлопка; • с обратной инструкцией, где дети на 1 хлопок рисовали точку, на 2 палочку. 2. Игровая серия, в которой создавалась атмосфера игры (испытуемые были «цирковыми акробатами» и разучивали номер). Использовался адаптированный вариант игры «HeadtoToes» (Cameron et al., 2007; McClelland, 2014): • с прямой инструкцией: если экспериментатор говорит слово «голова», дети должны коснуться головы, если слово «ноги», то коснуться ног; • с обратной инструкцией: на слово «голова» дети должны были дотронуться до ног, а на слово «ноги» головы. В обеих сериях предъявлялась одна и та же последовательность стимулов (1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1, ср. Нейропсихолог в школе, 2012), что позволило сопоставить результаты выполнения проб. Оценивались: 1) возможность усвоения инструкции (штрафные баллы от 1 до 3 начислялись за необходимость дополнительной помощи, неточность усвоения инструкции, уход от заданной программы); 2) количество ошибок (с самокоррекцией и без нее) и слишком замедленных ответов с ориентацией на других детей. Результаты. Анализ состояния регуляторных функций у детей пяти и шести лет в норме и с РТО показал, что выполнение и «учебной» и игровой серий проб улучшается с возрастом. Об этом свидетельствует снижение количества ошибок в обеих сериях. Сравнение выполнения проб с прямыми и обратными инструкциями показывает, что у детей 5 лет оно различается только в игровой серии. Результаты выполнения обеих серий проб детей с РТО качественно и количественно хуже результатов группы нормы. В старшей группе (дети 5 лет) это отчетливо диагностируется преимущественно игровыми методами, в подготовительной группе (дети 6 лет) как игровыми, так и учебными методами. Только у детей с риском трудностей обучения отмечаются трудности усвоения инструкции в игровых формах деятельности. В целом исследование показало, что выбранные групповые диагностические средства пригодны для исследования регуляторных функций у дошкольников старшей и подготовительной групп. Игровая форма диагностики доступна всем детям и может быть использована для определения детей с риском трудностей обучения. Выявлено, что игровая форма является наиболее адекватным средством диагностики регуляторных функций у детей старшей группы (5 лет). Возможность успешного выполнения заданий в учебной форме появляется только в подготовительной группе, преимущественно у детей с нормативным развитием. Дети с РТО испытывают значительные затруднения в выполнении таких заданий и в 5, и в 6 лет. Таким образом, мы подтвердили, что подвижная игра является валидным диагностическим средством для оценки произвольной регуляции детей дошкольного возраста. Такая форма предъявления материала соответствует ведущей в дошкольном возрасте игровой мотивации, понятна и близка детям, она точнее показывает актуальное состояние регуляторных процессов. Результаты «учебной» серии могут быть обусловлены различными факторами: новизной ситуации для ребенка, несоответствием его актуальным ведущим мотивам и потребностям и т.д., и ориентация только на результаты заданий, предъявляемых в такой форме, могут привести психологов-практиков к диагностической ошибке.
Скачать PDF