ПОДРОСТКОВЫЙ АНАЛИЗ

Найдено 1 определение
ПОДРОСТКОВЫЙ АНАЛИЗ
ADOLESCENT ANALYSIS)
Психоаналитическое лечение, инициирующее нормальный и корректирующее неправильный процесс развития в подростковом возрасте. Его цель - добиться специфической для подросткового возраста реструктуризации психики. Работа с состояниями распада и консолидации структуры строится через создание конфликтов, противодействующих проявлениям инфантильности, о разрешаемый конфликт относится к розным фазам подросткового возраста. Адоптация личности подростка к пубертату во многом связана с культурными и социальными условиями. В этом контексте и оперирует психоанализ. Общий характер подросткового анализа определяется тем, что в пубертате относительно слабое Я подростка сталкивается с усилившимися влечениями. Поэтому терапия сочетает поддержку Я с анализом типичных для этого возраста защит (см. подростковый возраст). Аналитик должен четко различать нормальные и патологические проявления подростковой регрессии и уметь анализировать ее компонент отыгрывания (защиту от пассивности), особенно при переносе. Перенос вводит в анализ фиксации на влечении и объекте. Это способствует процессу индивидуации в подростковом возрасте. Время от времени подросток испытывает потребность воспринимать аналитика в качестве 'реального объекта"; благодаря этому происходит изменение Сверх-Я и формируется взрослый Я-идеал.
Патологические остатки диадической (доэдиповой) стадии являются важными детерминантами неврозов подросткового возраста и нарушений развития; следовательно, эти ранние детерминанты должны быть подвергнуты при анализе интерпретации наряду с проявлениями триадической (эдиповой) фазы. Такой подход позволил модифицировать классическую теорию рекапитуляции и показать, что диадические полярности и триадические конфликты не только повторяются в подростковом возрасте, но и разрешаются (Blos, 1979). Диадические однополые привязанности сохраняются до поздней стадии подросткового возраста, то есть отказ от протоадолесцентной бисексуальности происходит позже. Гомосексуальные тревоги и склонности, всегда проявляющиеся в подростковом анализе, анализируются как остатки диадических однополых фиксаций и их эдиповых последствий. Подростковый анализ пронизывает задача деидеализации Самости и объекта. Этот процесс приводит к отказу от детского нарциссизма или его трансформации и усиливает способность к проверке реальности. Он также делает необходимой в подростковом анализе роботу печали (о которой сигнализирует депрессивное настроение) как предпосылки продвижения к взрослости.
Особенности различных стадий подросткового возраста наряду с внешними влияниями определяют характер аналитического подхода. В предподростковом возрасте (примерно в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет) возросшая гормональная (преимущественно адреналовая) стимуляция усиливает влияние со стороны влечений. Отделение от родительских объектов сопровождается формированием групп, состоящих из сверстников подростка, и изменениями функционирования Сверх-Я. Доже небольшие телесные изменения вызывают тревогу и регрессивную защиту. Типичны негативизм и анальный уровень организации Самости и объектов. Исчезают податливость и уступчивость, характерные для латентного периода детства. Вербальная коммуникация при лечении является ограниченной, однако более зрелая игровая деятельность помогает сохранять рабочие отношения с аналитиком. Конфликты со сверстниками и возникающие интеллектуальные торможения помогают преодолевать сопротивление терапии. С другой стороны, подросток воспринимает сам по себе анализ кок нарциссическую травму. Благодаря интерпретации и эмпатическому приятию аналитик помогает ему разрешить конфликты, вызванные ранними объектными отношениями. В результате тревога и скованность пациента уменьшаются, что облегчает социальное и интеллектуальное функционирование. Однако этот прогресс нередко ведет к тому, что аналитик, равно кок и родители, обесценивается, а анализ прекращается.
Ранний подростковый возраст (примерно от тринадцати до семнадцати лет) характеризуется быстрым ростом и лавинообразной гормональной активностью; к концу этой стадии обычно достигается физиологическая и половая зрелость. Образ тело существенно нарушается, что приводит к искажениям Я, сопровождающимся много-, численными и разнообразными соматическими тревогами. Поддержка, оказываемая системой Сверх-Я функциям Я, и контроль над влечениями ослабевает вследствие декатексиса родительских образцов и ценностей. Занятие мастурбацией помогает восстановить чувство Самости, тогда как протест и неповиновение служат разрядке энергии инстинктивных влечений и способствуют формированию идентичности при отделении от родителей. Автономные функции Я (чувство времени, причинно-следственное мышление и т.д.) в результате инстинктуолизоции ослабевают. Очень выраженными могут быть социальный уход, отсутствие интереса к школе, депрессия и аффективные вспышки (особенно чувства стыда и гнева). Проведение анализа в классическом виде является затруднительным, поскольку подростки склонны к экстернализации конфликтов, отыгрыванию, паранойяльным проявлениям и поиску магических решений. Требования школы и семьи, часто воспринимаемые кок критические, также ограничивают время для аналитической работы. Хотя пациент способен многое вербализировать, свободное ассоциирование затрудняется проявлениями кризиса. Аналитик должен сохранять объективное дружелюбие и порой выступать в качестве "дополнительного Я", особенно по отношению к таким функциям Я, как причинно-следственное мышление и проверка реальности. Анаклитические аспекты переноса во многом помогают проведению анализа.
В среднем подростковом возрасте (примерно от семнадцати до девятнадцати лет) физические изменения менее выражены, становится более верным образ тела, начинают проявляться более прочные репрезентации Самости и чувство идентичности. Поверхностный катексис компромиссных объектов, окрашенных в эдиповы тона, ведет к возникновению интенсивных, но зачастую кратковременных сексуальных отношений. Интегративные и адаптивные функции Я связывают и организуют влечения, что ведет к сублимации и вовлечению объектов в более зрелую структуру характера. Отыгрывание сходит но нет и улучшается контроль над побуждениями, что позволяет проводить анализ, по форме и техникам не отличающийся от анализа взрослых, за исключением того, что аналитик иногда оказывает поддержку в качестве вспомогательного Я.
В позднем подростковом возрасте (примерно от девятнадцати до двадцати двух лет) психический аппарат является относительно стабильным. Цели и объектные отношения в целом соответствуют способностям и возможностям индивида. Прочные чувства Самости и идентичности помогают ему осуществить во внешней реальности выбор карьеры и объектов, сделанный в субъективной реальности. Симптоматика и критерии доступности анализу, в сущности, являются такими же, что и при анализе взрослых, а аналитическая техника требует лишь небольших изменений.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Анализ состояния здоровья подростков

Попова Наталья Митрофановна, Исхакова Марьям Камильевна, Рустамов Машариф Арслонович, Закирова Айгуль Айдаровна, Баязитов Роберт Рашитович
Здоровье главная ценность в жизни человека. В статье проводится анализ состояния здоровья учеников сельских и городских школ выпускных классов.
Читать PDF

Анализ случая парного подросткового суицида

Александрова Н.В., Денисова Н.Г., Швидкова Г.Р., Егорова О.В., Жиделева И.А.
Приведен анализ случая парного подросткового суицида. Выявлено проявление общих закономерностей суицидального поведения, рассмотрены индикаторы, ретроспективно отслеженные у суициденток как мишени для превентивных мероприятий.
Читать PDF

Анализ лечения политравмы у детей и подростков

Краснояров Г. А., Ваулина А. В., Козлов О. О.
В статье приводятся данные клинических проявлений и лечения политравмы у детей и подростков.
Читать PDF

Анализ особенностей автономии в подростковом возрасте

Доронцова Ольга Александровна
В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. Особым возрастом, имеющим большой потенциал для ее формирования является подростковый возраст.
Читать PDF

Анализ ЭКГ-скрининга мальчиков-подростков г. Белгорода

Петровская Т. Ю., Романова Т. А., Крючкова Т. А.
Учитывая рост бессимптомной и малосимптомной патологии со стороны сердца у детей и подростков, оправдано проведение скрининговых исследований у подростков мужского пола с учётом их предпризывного и призывного возраста для своеврем
Читать PDF

Оценка и анализ физического развития детей и подростков

Антонов О. В., Богачева Е. В., Антонова И. В., Вельматова А. А., Кузьмина А. Л., Филиппов Г. П., Мурашев Е. В.
В обзоре рассматриваются основные этапы становления антропометрического мониторинга физического развития детей и подростков в педиатрической практике.
Читать PDF

Отношение подростков к здоровью: социологический анализ 1

Федоров Александр Иванович
В работе рассмотрено понятие «отношение подростков к здоровью» как сложный и многоаспектный социокультурный феномен; выделены различные компоненты отношения к здоровью (самооценка здоровья, медицинская информированность (знания в
Читать PDF

Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга

Баранов Александр Аркадьевич, Рожина Светлана Валерьевна
Кибербуллинг рассматривается как психологическое явление. Приводятся данные о распространенности данного феномена среди подростков.
Читать PDF

Общепсихологический анализ нарушений внимания у подростков

Баркова В.Л.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является комплексным хроническим расстройством мозговых функций, поведения и развития.
Читать PDF

Анализ основных форм жизнеобеспечения «Уличных» подростков

Селиванова О. А.
Читать PDF

Анализ показателей минерализации костной ткани у подростков

Короткова Т. А., Михайлов Е. Е., Демин Н. В., Беневоленская Л. И.
Резюме Цель. Оценить содержание костного минерала (СКМ) и минеральную плотность костной ткани (МПКТ) в московской выборке подростков в зависимости от возраста, пола, антропометрических показателей. Материал и методы.
Читать PDF

Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков

Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Людмила Михайловна, Надеждин Дмитрий Серафимович, Сахаров Валентин Гаврилович
Поставлена задача сравнительного анализа психофизиологического развития современных учащихся 9-11-х классов и их сверстников 10 лет назад. Оба исследования проводились едиными методами.
Читать PDF

Анализ факторов риска заболеваний тканей пародонта у подростков

Шинчуковська Ю. О.
Встановлено високу розповсюдженість та інтенсивність хронічного катарального гінгівіту серед підлітків.
Читать PDF

Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением

Остапенко Галина Сергеевна, Остапенко Роман Иванович
В исследовании выявляются особенности личности подростков с девиантным поведением. Проводится сравнительный анализ с подростками без девиаций.
Читать PDF

Анализ внешних причин смертности детей и подростков г. Хабаровска

Чернышева Наталья Витальевна, Рзянкина Марина Федоровна
Представлены данные анализа смертности детей и подростков г. Хабаровска. Выявлены региональные особенности причин и структуры детской и подростковой смертности в динамике за период 1992-2008 гг.