представляют собой внешние проявления подросткового кризиса. Они многообразны и психоаналитически могут рассматриваться как защитные механизмы личности. Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки родителей, учителей, наставников, старшего поколения вообще. Потребность освободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Среди мальчиков она выражена сильнее, чем среди девочек. Реакция группирования со сверстниками в сущности реализует потребность в коммуникации через нерегламентированное общение, которое не может быть удовлетворено во взаимоотношениях со взрослыми. Хобби-реакция (реакция увлечения) представляет собой реализацию одного из компонентов в структуре личности, расположенного между наклонностями и влечениями, но не имеющей непосредственной связи с инстинктами. Выделяются увлечения: интеллектуально-эстетические, связанные с интересом к самому предмету; наслаждение доставляет сам процесс, а не результат; телесно-мануальные включают все, что питается намерением укрепить свою силу, волю, ловкость, выносливость, искусные навыки; удовольствие доставляет сам процесс, а не его результат; лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и положений, в которых можно предводительствовать, руководить; в них удовлетворяется потребность во власти; накопительские увлечения проявляются в коллекционировании, благодаря им достигается насыщение акизитивными эмоциями; эгоцентрические увлечения питаются желанием быть в центре внимания окружающих; здесь главное - показная сторона увлечений, «чтобы заметили»; азартные увлечения основываются на своеобразной жажде обогащения и проявляются в тяготении к картежным играм, заключению пари, лотереям, играм в финансовые пирамиды; сам риск дает насыщение пугническими эмоциями, сопутствующих преодолению опасности; информационно-коммуникативное хобби заключается в неутомимом поиске новой легкой информации, не требующей критической интеллектуальной переработки, в постоянных поверхностных контактах, позволяющих обмениваться новостями; проявляется как длительная пустая болтовня, в том числе и по телефону, в бессмысленных компьютерных играх, как «жизненных играх», как «жизнь» в интернет порталах знакомств, в просмотре примитивных фильмов. Реакции сексуального влечения формируются в пубертатный период развития, но нередко оказываются унаследованными от детского возраста. Половое созревание приводит к транзиторной (преходящей) гиперсексуальности, которая требует реализации. Наиболее часто встречаются отклонения: ранняя половая жизнь (характерна для гипертимных акцентуантов), подростковый гомосексуализм, мастурбация, петтинг, промискуитет, вуайеризм и др. (см. нарушения психосексуального развития).
Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными требованиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, чаще учебной. Обычно это бывает реакция на уменьшение или утрату внимания со стороны родителей или близких. В пубертатном периоде эта реакция возникает на фоне истероидной акцентуации характера. Ее проявления: от побегов из школы и дома до краж и демонстративных попыток самоубийства. Реакция имитации выражается в подражании поведению определенного лица или образа. Серьезные девиации поведения встречаются в случаях, когда для неосознаваемого подражания избирается отрицательный герой. Психологической основой этой реакции является врожденный механизм подражания всех живых существ особям своего вида. Отрицательная реакция имитации проявляется в построении поведения подростка от противоположного к некоторому принятому образцу: отказ от предлагаемых семьей материальных благ, от поступления в престижное учебное заведение, от модной одежды, подчеркнутая трезвенность при проживании в семье алкоголика и т.д. Реакция компенсации сводится к тому, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой: нередко хилый, слабый мальчик компенсируется в отличной учебе или наоборот, неудачи в интеллектуальной деятельности компенсируются бравадой, отчаянной смелостью, хулиганством. Реакция гиперкомпенсации выглядит как стремление подростка добиться успехов в области, в которой он наименее успешен. Робость может толкнуть на отчаянные действия, сензитивные мальчики могут выбирать те виды спорта, где требуется грубая сила - бокс, каратэ, самбо; застенчивые девочки могут принимать на себя роль распущенных девиц и т.д. Реакция отказа от контактов, игр и даже пищи встречается при помещении человека в непривычные для него условия, напр., в первые дни пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, при заключении подростка в следственный изолятор. Также реагируют инфантильные субъекты на отрыв от привычной компании. Если в детском возрасте демонстрация реакций приносит ожидаемый результат, то они закрепляются, и во взрослой жизни субъект бессознательно прибегает к ним для удовлетворения своих социальных потребностей. Типичные проявления: реакции амбиции, самодовольства, зависти и ревности, экспансии, агрессии, безразличия, злорадства.