ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ

Найдено 2 определения термина ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ

одно из теоретико-экспериментальных направлений отечественной психологии. Задача подхода - изучение координации действий и операций, образующих фактуру - "микроструктуру" - различных видов познавательной и исполнительной деятельности. Большое внимание уделяется исследованию становления - "микрогенеза" - восприятия, запоминания, мышления и движений.

Разработанные в рамках этого подхода экспериментальные методы дополняют методы формирования внутренних психических действий и анализа макроструктуры деятельности, позволяя изучать организацию высокоавтоматизированных процессов психических, скрытых от внешнего и внутреннего наблюдения. В результате исследований установлены закономерности восприятия и запоминания информации, процессов решения задач и выполнения сложных движений в трехмерном пространстве.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МИКРОСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

от греч. mikros — малый и лат. struktura — строение, расположение) — одно из теоретико-экспериментальных направлений современной психологии и эргономики. Задача М. п.— изучение координации действий и операций, образующих фактуру («микроструктуру») различных видов познавательной и исполнительной деятельности человека. Большое внимание уделяется при этом использованию становления («микрогенеза») восприятия, запоминания, мышления, движений. Разработанные в рамках М. п. экспериментальные методы дополняют методы формирования внутренних психических действий и анализа микроструктуры деятельности, позволяя изучать организацию высокоавтоматизированных психических процессов, скрытых от внешнего и внутреннего наблюдения. В результате исследований установлены закономерности восприятия и запоминания информации, процессов решения задач и выполнения сложных движений в трехмерном пространстве. Сущность М. п. состоит в выделении компонентов (единиц анализа), сохраняющих свойства целого, и установление между ними типов взаимоотношения или координации. Набор (алфавит) компонентов должен быть достаточно широк, для того чтобы охватить процесс в целом; каждый из компонентов должен обладать не только качественной, но и количественной определенностью. М. п. оперирует понятиями операции, функционального блока, фазы процесса, кванта действия или восприятия. Каждый из компонентов отличается от других по ряду параметров: место в более широкой структуре, информационная емкость, время хранения (преобразования) информации или реализации движения, форма представления в нем того или иного предметного содержания (тип оперативной единицы восприятия), тип преобразования информации, возможные связи с другими компонентами, тип связи со средой. Наиболее распространенный прием М. п. состоит в том, что время от начала предъявления тестового материала де- лится на ряд интервалов и предполагается, что в каждом таком интервале выполняются те или иные преобразования входной информации, осуществляемые определенным функциональным блоком или рядом блоков. Построенная таким образом гипотетическая модель подвергается тщательной проверке и уточняется благодаря широкому варьированию условий эксперимента. М. п. требует использования ЭВМ как в процессе эксперимента, так и для обработки результатов. М. п. является возможным прототипом проектирования отдельных функций операторской деятельности.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования.
Читать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций мене
Читать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека.
Читать PDF

Теоретические подходы к определению насилия

Цокуренко С.С.
Читать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Читать PDF

Новые подходы фармакотерапии когнитивных расстройств при дисбалансе эстрогенов

Федотова Ю.О.
В настоящее время известно, что для коррекции обмена веществ, при возникающих гормональных сдвигах в гипофизарно-овариальной системе у женщин, как правило, назначают стандартную заместительную гормоно
Читать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании.
Читать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению.
Читать PDF

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя.
Читать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода.
Читать PDF

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества.
Читать PDF

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНыЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ

Езова Светлана Андреевна
Излагаются результаты исследования и построения типов поведения библиотекарей и читателей в библиотеках разных типов и видов в Улан-Удэ, Чите, Иркутске.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!