ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЕЗНЯХ (ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ)

Найдено 1 определение
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЕЗНЯХ (ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ)
(от греч. pneuma дыхание, дух, воздух; син.: воздушное представление о болезнях) — одна из первых общебиологических теорий (наряду с гуморальной и солидарной), возникшая на основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений. Согласно воззрениям древних египтян, ведущее место в жизнедеятельности организма занимали кровь и пневма. Под пневмой понимали находящуюся в воздухе невидимую и невесомую субстанцию, которая при вдохе поступала в легкие, затем в сердце и далее вместе с кровью расходилась по всему телу. Болезнь означала изменение свойств или соотношений крови и пневмы. Египтяне полагали, что многие вредные для организма вещества, изменяющие свойства крови и пневмы, содержатся в пищевых продуктах. Такие взгляды были характерны и для медицины Древней Индии. Так, вывих челюсти индийские врачи относили к наплыву воздуха, а не к тому, что человек слишком широко раскрывал рот. Пневматическая теория, как и гуморальная, служила обоснованием для проведения «очистительных» процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Таким образом, в древней медицине зародились две важнейшие обще-патологические концепции — гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранялись в медицине на протяжении более трех тысячелетий. Вместе с тем существование учения о пневме не исключало и демонологических представлений, согласно которым определенная роль в возникновении болезней приписывалась духам. Причем имеются основания считать, что на определенном этапе развития древнеегипетской медицины эти представления (пневматическое и демонологическое) взаимно дополняли друг друга. В Древней Греции развитие пневматической теории связано с именем Алкмеона Кротонского, на основе которой он сформулировал принцип лечения противоположным на основе диалектических концепций Гераклита. Представители другого направления древнеримской медицины (так называемая пневматическая школа) считали основными началами природы не элементы, а их состояния (теплоту, холод, влажность и сухость) и полагали, что в основе жизни лежит дыхание. При каждом заболевании сначала поражается дыхание, а затем другие органы и их функции. Возникновение этой школы связывают с развитием воззрений Хрисиппа Книдского (IV в. до н. э.) и Герофила. В средние века пневматическая теория и гуморальное учение в физиологии и патологии остались практически незыблемыми, если не считать ртутно-серной теории, возникшей в Китае (как аналогия начал «ян» и «инь»), развитой арабскими алхимиками и послужившей в дальнейшем основой для спагирической теории Парацельса. Ничем не дополнили общепатологические представления своих предшественников и арабские врачи: неблагоприятное смешение соков, пневматическая теория и неоплатоническое учение о душах организма остались незыблемыми. Правда, многие арабские ученые подчеркивали связь заболеваний с воздействием внешних факторов, но это положение было хорошо известно и древним.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.