Платные медицинские услуги

Найдено 1 определение
Платные медицинские услуги
медицинская помощь, оказываемая сверх программы государственных гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи по выбору пациента.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно‑профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно‑исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно‑диагностической, реабилитационной, протезно‑ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Статья 11 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» предусматривает, что платные медицинские услуги оформляются договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Договор вообще является наиболее распространенной гражданско‑правовой сделкой, порождающей экономические связи в отношениях сторон. См. также Договор возмездного оказания медицинских услуг.
Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности и по специальному разрешению органа управления здравоохранением.
Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.
Например, прокурор Ростовской области вынес протест по поводу совместного решения областного фонда обязательного медицинского страхования и департамента здравоохранения о переводе двух детских санаториев, осуществлявших восстановительное лечение детей от двух до девяти лет с гастроэнтерологической и кардиологической патологией, на платную основу.
Внесено представление директору НИИ акушерства и педиатрии о нарушении прав детей и подростков малым государственным предприятием «Вера», созданным на базе института и оказывавшим платные медицинские услуги, входящие в гарантированный перечень обязательного медицинского страхования. См. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 1997 г. № 21‑22‑97 «О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране здоровья детей».
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно‑кассовых машин. При расчетах с населением без применения контрольно‑кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны также выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, расчете стоимости оказанной услуги.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
– оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
– выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
– назначить новый срок оказания услуги;
– потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
– потребовать исполнения услуги другим специалистом;
– расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.
По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.
См. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27).
На основании закона каждый регион может устанавливать собственные тарифы, но цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, медицинская помощь, оказываемая сверх программы государственных гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи населению Тюменской области, является платной. Предельные тарифы на платную медицинскую помощь устанавливаются администрацией Тюменской области. См. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 333 «Об организации медицинской помощи населению Тюменской области».
Вполне допустимо устанавливать дополнительную плату за так называемый повышенный стандарт качества оказания медицинской помощи, например размещение в одно‑ двух‑ или трехместной палате, предоставление дополнительного питания, выбор лечащего (оперирующего) врача или консультанта.

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Организация платных медицинских услуг

А. И. Ломакин, Л. В. Паришкова
В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации.
Читать PDF

Организация платных медицинских услуг в ЛПУ Москвы

Быстряков Радослав
В последние годы в связи с изменением структуры финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) повысилось внимание к различным внебюджетным источникам финансирования.
Читать PDF

Региональный опыт оказания платных медицинских услуг

Балашов Алексей Львович, Попова Ольга Валерьевна, Колобухов Павел Владимирович
Различные регионы России отличаются по социальноэкономическому состоянию, демографическим характеристикам, по уровню общественного здоровья и развитию службы здравоохранения.
Читать PDF

Платные медицинские услуги в свете нового законодательства

Александрова О. Ю., Шаталов О. А., Маслова Е. А., Маркеева Ю. А.
В статье речь идет о законодательном закреплении платных медицинских услуг. Проводится анализ правовых норм проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Читать PDF

Развитие рынка платных медицинских услуг в Тюменском регионе

Тарасова Анна Николаевна, Арбитайло Ирина Яновна
Проанализировано состояние системы здравоохранения в Тюменской области, выделены приоритетные направления ее развития. Детально рассмотрен рынок платных медицинских услуг как механизм повышения эффективности сферы здравоохранения.
Читать PDF

Портрет Карагандинского покупателя платных медицинских услуг

А. С. Калина, А. В. Морой
В свете ужесточения конкуренции на рынке платных медицинских услуг все более актуальным становится применение маркетинговых инструментов для формирования стратегии развития медицинской организации.
Читать PDF

Автоматизация работы с платными услугами в медицинских организациях

Щербаков С.М.
Читать PDF

Рынок платных медицинских услуг в России: динамика, факторы развития

Козлова Елена Ивановна, Новак Максим Андреевич
Настоящая статья посвящена исследованию структуры и динамики рынка платных медицинских услуг в России в 2014-2017 гг., перспектив его развития в 2018 году. Проанализировано соотношение основных субъектов данного рынка.
Читать PDF

Оказание платных медицинских услуг в крупном многопрфильном стационаре

Позднякова М. А., Мишагин Д. В.
В статье приводятся данные, доказывающие, что объем выполняемых платных медицинских услуг в условиях крупного многопрофильного лечебно-профилактического учреждения сопоставим с объемом бюджетного финансирования и является основным
Читать PDF

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИТИКИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Быковская Т.Ю., Панов А.В.
На сегодняшний день наблюдается неоднозначная динамика государственного финансирования здравоохранения. Вплоть до 2017 г. правительство РФ поэтапно сокращало объем ассигнований по статье «здравоохранение». Например, в 2017 г.
Читать PDF

Исследования рынка платных медицинских услуг и имиджа медицинской организации

Минеев Алексей Николаевич
Целью работы является маркетинговая оценка и анализ развития в России рынка платных медицинских услуг.
Читать PDF

Доступность платных медицинских услуг для сельского населения Амурской области

Полянская Елена Викторовна
Многочисленные литературные данные выделяют доступность медицинских услуг как обязательное требование на современном этапе развития общества.
Читать PDF

Новые Правила предоставления платных медицинских услуг в свете защиты прав пациентов

Чертухина Ольга Борисовна, Шишин Геннадий Геннадьевич
В статье освещены вопросы соблюдения и защиты прав граждан при получении платных медицинских услуг, вопросы правового регулирования оказания платных медицинских услуг и их документального оформления, особенности юридической реглам
Читать PDF

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Панов А.В., Быковская Т.Ю.
В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются производители и потребители платных медицинских услуг.
Читать PDF

Проблемы оплаты труды при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время

Райх А. В., Дубровин А. А., Чеченин Г. И.
В условиях одноканального финансирования медицинские организации получили право самостоятельно определять критерии для распределения фонда оплаты труда между участниками лечебнодиагностического процесса.