медицинская помощь, оказываемая сверх программы государственных гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи по выбору пациента.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно‑профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно‑исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно‑диагностической, реабилитационной, протезно‑ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Статья 11 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» предусматривает, что платные медицинские услуги оформляются договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Договор вообще является наиболее распространенной гражданско‑правовой сделкой, порождающей экономические связи в отношениях сторон. См. также Договор возмездного оказания медицинских услуг.
Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности и по специальному разрешению органа управления здравоохранением.
Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.
Например, прокурор Ростовской области вынес протест по поводу совместного решения областного фонда обязательного медицинского страхования и департамента здравоохранения о переводе двух детских санаториев, осуществлявших восстановительное лечение детей от двух до девяти лет с гастроэнтерологической и кардиологической патологией, на платную основу.
Внесено представление директору НИИ акушерства и педиатрии о нарушении прав детей и подростков малым государственным предприятием «Вера», созданным на базе института и оказывавшим платные медицинские услуги, входящие в гарантированный перечень обязательного медицинского страхования. См. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 1997 г. № 21‑22‑97 «О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране здоровья детей».
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно‑кассовых машин. При расчетах с населением без применения контрольно‑кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны также выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, расчете стоимости оказанной услуги.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
– оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
– выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
– назначить новый срок оказания услуги;
– потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
– потребовать исполнения услуги другим специалистом;
– расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.
По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.
См. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27).
На основании закона каждый регион может устанавливать собственные тарифы, но цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, медицинская помощь, оказываемая сверх программы государственных гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи населению Тюменской области, является платной. Предельные тарифы на платную медицинскую помощь устанавливаются администрацией Тюменской области. См. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 333 «Об организации медицинской помощи населению Тюменской области».
Вполне допустимо устанавливать дополнительную плату за так называемый повышенный стандарт качества оказания медицинской помощи, например размещение в одно‑ двух‑ или трехместной палате, предоставление дополнительного питания, выбор лечащего (оперирующего) врача или консультанта.
4.39 мб
Организация платных медицинских услуг
В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации.