Пластическое моделирование эмоционального содержания музыкального текста

Найдено 1 определение
Пластическое моделирование эмоционального содержания музыкального текста
одна из форм и фаза превращения (преобразования) эмоционального содержания музыкального произведения в «психо-художественную» визуальную модель субъективного переживания (Л. Я. Дорфман, 1997). Данный метод имеет свои основания как в области истории музыкальной культуры, искусствознания, психологии эмоций, так и в области педагогики искусства, в частности художественно–творческого развития детей (Ж. Далькроз, К. Орф, С. В. Акишев, К. А. Самолдина, Р. Т. Акбарова, С. Д. Руднева,
А. В. Пасашкова, Г. А. Ильина и др.). Задачи:
1. Фиксация процесса развития эмоционального переживания в пластическом воплощении музыки.
2. Определение операций анализа и синтеза при создании пластического образа музыкального текста.
3. Определение художественного аспекта пластического воплощения.
Предлагается сочинить и исполнить пластические этюды на темы: «Радость» (Ф. Шопен. Прелюдия, оп. 28 — № 3 соль мажор); «Печаль» (Ф. Шопен. Прелюдия № 4 ми минор); «Гнев» (Ф. Шопен. Прелюдия № 18 фа минор); «Страх» (А. Н. Скрябин. Прелюдия, оп. 11 № 16 си бемоль минор). Основная модальность эмоционального содержания музыкальных текстов определяется на основе экспертных оценок. Функции экспериментатора заключаются в определении общих этапов и организации работы испытуемых, не затрагивая при этом сам процесс творчества.
1 этап — анализ эмоционального содержания музыкальных произведений, определение основной эмоциональной модальности и развития музыкального образа.
2 этап — пиктограммы графических действий, направленные на визуализацию эмоциональных представлений. Сначала — графический эквивалент произведения в целом, затем — пиктограммы, изображающие относительно крупные, законченные части, потом — пиктограммы с изображением отдельных фрагментов этих частей. Итогом второго этапа должна стать горизонтальная линия процесса пластической модели эмоционального содержания музыкального текста в виде серии последовательных пиктограмм.
3 этап — авторское исполнение пластических этюдов на заданные темы перед экспертами.
Показатели операций визуализации эмоциональных представлений:
– количество выделяемых фаз процесса («фазы»);
– количество изображенных фигур («фигуры»);
– количество фигур, включенных в одну фазу («фигура/фаза»).
Показатель фазы описывает «горизонтальный», остальные два показателя — «вертикальный» планы визуализации эмоциональных представлений. Увеличение количества фаз, фигур свидетельствует о возрастании роли операции анализа. Уменьшение их количества — о преобладании операции синтеза.
Пластические этюды (авторское исполнение) оцениваются экспертами по восьми параметрам: 1) лек сика; 2) композиция; 3) соответствие пластической модели эмоциональному содержанию музыки; 4) глубина «прочтения»; 5) выразительность исполнения; 6) раскрепощенность, свобода исполнения; 7) общее впечатление; 8) оригинальность замысла. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014