ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

Предыдущий термин:
ПЯТА

Следующий термин:
ПЯТКА

Содержание:

Найдено 2 определения термина ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

В факторных теориях личн. рассматривается как состоящая из стабильных внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретич. рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естеств. языка и последующей науч. таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивид, различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личност. качеств. структура черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономич. структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личн. в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

1. Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).

2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

3. Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

4. Эмоц. стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

5. Открытость (интеллект., блестящий, независимо мыслящий). На основе П. м. л. разработан личност. опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами явл. воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий сред. уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личн., а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантич. дифференциала.

В качестве критич. замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отд. лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию П. м. л. - структура индивид, различий, а не структура личн., которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения явл. наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.

Оцените определение:

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г

Пятифакторная модель личности (five-factor model of personality)

модель личности, включающая в себя невротизм, экстраверсию, открытость новому опыту, доброжелательность и сознательность.

Источник: Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Настойчивость как системно-функциональное свойство личности и пятифакторная модель личности

Воробьёва Александра Андреевна
В статье рассматриваются результаты исследования соотношения настойчивости как свойства личности, рассматриваемого в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова, с личностными чертами из пятифакторной модели личности (“Big 5”). Проанализированы результаты корреляционного и факторного анализа переменных настойчивости и черт личности из «Большой пятерки».
Скачать PDF

Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы

Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А.
В статье сравниваются некоторые аспекты изучения проблемы личности и индивидуальности в отечественной и зарубежной (прежде всего американской) психологии. Представлена специфика понимания феноменологии личности в современном учебнике Американской психологической ассоциации. Кратко рассмотрена сущность пятифакторной модели «Большая пятерка» как одного из доминирующих подходов к исследованию индивидуальности в зарубежной психологии и системно-функционального подхода к анализу свойств личности, воплощающего многие традиции отечественной психологии. Описаны и проанализированы основные результаты сравнительного исследования любознательности и настойчивости как системно-функциональных свойств личности и индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность). В исследовании приняли участие 207 российских студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика». Для диагностики индивидуально-личностных факторов использовался пятифакторный личностный опросник “Big Five” в модификации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова, для диагностики любознательности и настойчивости бланковые тесты А.И. Крупнова. С использованием рангового корреляционного анализа и факторного анализа было выявлено, что существуют достаточно устойчивые соотношения между настойчивостью как волевым свойством личности в рамках системно-функционального подхода и добросовестностью пятифакторной модели, а также любознательностью как познавательным свойством и открытостью опыту, при этом настойчивость более тесно связана с факторами модели «Большая пятерка», чем любознательность. Экстраверсия и нейротизм как индивидуально-личностные факторы характеризуют меру активности личности при реализации ее свойств и трудности в их реализации соответственно.
Скачать PDF

Динамическая модель личности будущего военного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Теоретическая модель профессии как основа современных психологических исследований развития личности

Кауров Алексей Семенович
Статья посвящена проблемам, связанным с нехваткой методик психологического исследования, которые могли бы выявлять специфику новых видов профессиональной деятельности, появляющихся в эпоху стремительного научно-технического прогресса. Также рассматриваются психологические особенности профессий в области медиа-культуры на примере профессии звукорежиссера.
Скачать PDF

Модельные представления о безопасной личности

Лызь Н.А.
Скачать PDF

О роли моделирования поведения личности в процессе обучения студентов

Перепелицына М. Ю.
Скачать PDF

Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена

Снетков Владимир Михайлович
Аннотация В статье на основе теоретического обобщения опыта развития личности спортсмена автор предлагает краткую формулу личности, которая включает в себя человека как биологического индивида и его душу. Под душевной деятельностью автором понимается способность человека как личности, произвольно, т.е. независимо от своих актуальных биологических потребностей и, исходя из своего мировоззрения, социальных и духовно-нравственных целей и ценностей, интерпретировать значение и смысл результатов своей психической, биологической и физической деятельности и использовать их как инструменты осмысленного влияния на свою внешнюю и внутреннюю среду. Полная модульная модель личности спортсмена как вершины его профессионального развития включает в себя следующие модули: человек как биологический индивид + душа + сознание +воля +ответственность + амбиции + жизнестойкость + активность + точность поведения + результативность.
Скачать PDF

Программа и модель превентивной работы по формированию личностных качеств, обеспечивающих развитие т

Канаркевич О.С., Юнг В.К.
Скачать PDF

Гуманистический аспект личностного компонента модели выпускника военного вуза

Бонченков Игорь Анатольевич
В статье рассматривается личностный компонент модели выпускника военного вуза, определена система построения модели с учетом компонентного, структурного, функционального и параметрического видов анализа. Раскрыты три стороны структуры личности в указанной модели, которые должны учитываться в гуманистически направленном воспитании курсанта военного вуза.
Скачать PDF

Модель формирования эмоциональной устойчивости личности студентов на основе использования командных

Антонова Елена Анатольевна
Представлена модель развития эмоциональной устойчивости студентов на основе использования командных спортивных игр. Обоснованы педагогические условия ее успешной реализации.
Скачать PDF

К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и пси

Идобаева Ольга Афанасьевна
Представлена модель исследования психологического благополучия личности с точки зрения развитийного аспекта, а также реализация этой модели в исследовании, направленном на выявление условий, способствующих становлению психологического благополучия и позитивного развития личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. Показано, что учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для содействия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах
Скачать PDF

Построение теоретической социально-психологической модели личности военнослужащего

Мариза Алексей Сергеевич
В статье описывается построение теоретической социально-психологической модели личности военнослужащего (СПМЛВ), которое выполнено путем выделения социально-психологических качеств, соответствующих профессиональной и социальной деятельности военнослужащего, из существующих моделей личности. СПМЛВ применяется для практического социальнопсихологического диагностирования военнослужащих, в ходе которого определяется уровень их соответствия этой модели. В ходе эмпирической части данного исследования было определено допустимое отклонение личности от модели, при котором военнослужащий является «успешным».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!