Автоматическое письмо это что такое Автоматическое письмо: определение — Психология.НЭС
ПИСЬМО ПИСЬМО ЗЕРКАЛЬНОЕ

ПИСЬМО АВТОМАТИЧЕСКОЕ

Найдено 6 определений термина ПИСЬМО АВТОМАТИЧЕСКОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПИСЬМО АВТОМАТИЧЕСКОЕ

парапсихологический и клинический термин, означающий способность индивида, пребывающего в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, писать осмысленные тексты без сознательного контроля над этим процессом. При этом индивид может заниматься совсем другой деятельностью и не отдавать себе отчета в том, что он вообще что-то пишет.

Обратить внимание на подобные феномены, в частности на письмо автоматическое, психиатров и психологов (Ф. Майер, У. Джемс, П. Жане) заставило увлечение спиритизмом в конце XIX в. Спиритизм рассматривал письмо автоматическое как писание под диктовку духов, отвечающих на задаваемые им во время спиритического сеанса вопросы. В результате научных исследований было сделано заключение, будто письмо автоматическое манифестирует возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Автоматическое письмо

Словообразование. Происходит от греч. autоmatоs - самопроизвольный.

Категория. Форма двигательного навыка.

Специфика. Индивид, находясь в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, оказывается способным писать осмысленные тексты вне сознательного контроля за этим процессом. При этом он может быть занят совсем другой деятельностью и вообще не отдавать себе отчета в том, что он пишет.

Исследования. Увлечение спиритизмом в конце прошлого века заставило обратить внимание психиатров и психологов (Ф.Майер, У.Джемс, П.Жане) на проявляющиеся при этом феномены, в частности на "автоматическое письмо". Оно рассматривалось как писание под диктовку духов, отвечающих на задаваемые им во время спиритического сеанса вопросы. Интересно отметить, что способностью к "автоматическому письму" обладал В.С.Соловьев, который, по свидетельству современников был "пассивным медиумом". В результате научных исследований было сформулировано заключение, что "автоматическое письмо" представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к содержанию бессознательного. Так, в частности, в 1896 г. появилось описание эксперимента, который провели Л.М.Соломонс и Г.Штейн: в нем было показано, что автоматическое письмо представляет собой моторный навык. За счет тренировки удалось добиться того, что Штейн могла читать текст, который писала в это же время, с отставанием на 3-4 слова.

Впоследствии "автоматическое письмо", наряду с другими аналогичными явлениями ("автоматический рисунок", "автоматическое музицирование"), стало использоваться как средство самовыражения в искусстве сюрреализма (в частности, у А.Бретона).

Литература. Чулков Г.И. Автоматическое письмо Вл.Соловьева (предисловие к публикации М.В.Михайлова) // Вопросы психологии. 1992, № 8, с. 121-132

Источник: Психологический словарь

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

1. Процесс письма, происходящий при сосредоточении внимания на содержании, а не на самом процессе. 2. Процесс письма, когда внимание субъекта полностью посвящено какой-то другой задаче. В экспериментах с автоматическим письмом рука субъекта прячется за экран, чтобы он не мог наблюдать за тем, что пишет.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

En.: Automatic writing

Среди классических возможностей гипноза существует и возможность писать автоматически, иногда не зная содержания написанного. Сюрреалисты, не обращала к гипнозу, увлекались этой игрой, дававшей, как им казалось, удивительные результаты.

Милтон Эриксон часто пользовался этим подходом в клинических исследованиях (Erickson & Rossi, 1979); Эрнест Хилгард также использовал автоматическое письмо в своих поисках, например, для подтверждения феномена скрытого наблюдателя.

Эта практика обычно требует много времени и тренировки, поэтому я рекомендовал бы ее просто как курьез. В рамках упражнений, предлагаемых нашим студентам, редко кто из испытуемых не достигает начальной стадии каракуль, но потом мало кто может прочитать написанное.

В клинике автоматическое письмо может послужить вступлением к знакомству с бессознательным. Эриксон любил рассказывать историю молодой женщины, неожиданно для себя написавшей: «Могу ли я выйти замуж за Гарольда?» - тогда как она была помолвлена с другим (Rosen, 1982/1986). И она вышла замуж за Гарольда

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Автоматическое письмо

1. в психопатологии – процесс письма, в время которого пациент чувствует, будто кто-то со стороны «водит его рукой». Никаких собственных мыслей он при этом не осознает, о содержании написанного узнает только при его прочтении, и воспринимает это содержание как ему не принадлежащее, таким образом будто бы писала мадам Блаватская, ивестный и часто цитируемый в оккультной литературе мистик; 2. в психологии – процесс письма, во время которого индивид целиком сосредоточен на тех мыслях, которые пытается запечатлеть и не думает о том, как ему что-то написать; 3. в сюрреализме – рассматривается как проявление бессознательного (как и автоматическое рисование).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Автоматическое письмо

способность индивида, находящегося в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, писать осмысленные тексты вне сознательного контроля за этим процессом с его стороны. Увлечение спиритизмом в конце прошлого века заставило обратить внимание психиатров и психологов (Ф. Майер, В. Джеймс, П. Жане) на "автоматическое письмо" как проявляющийся при этом феномен. В спиритизме оно трактовалось как писание под диктовку духов, отвечающих на задаваемые им во время спиритического сеанса вопросы. В результате научных исследований было сформулировано заключение, что "автоматическое письмо" представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному. Впоследствии "автоматическое письмо", наряду с другими аналогичными явлениями ("автоматический рисунок", "автоматическое музицирование"), стало использоваться как средство самовыражения в искусстве сюрреализма (в частности, у А. Бретона). Интересно отметить, что способностью к "автоматическому письму" обладал В. С. Соловьев, который, по свидетельству современников, был "пассивным медиумом".

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме ПИСЬМО АВТОМАТИЧЕСКОЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая природа имиджа сотрудников органов внутренних дел (анализ письменной и обыденной мен

Семик А.А.
Скачать PDF

Комплексное обследование детей с нарушениями письменной речи с использованием технологий НЛП

Новотроицкий Денис Викторович
Настоящая статья посвящена разработке комплексной методики диагностики нарушений письменной речи детей с использованием методов НЛП. В статье дан обзор литературы, изложены основные направления диагностической методики. The author of the paper develops a complex technique of childrens written speech disorder diagnostics by means of neuro-linguistic programming methods. The review of the literature is given; the basic directions of the diagnostic technique are stated.
Скачать PDF

Динамическое изучение письма у младших школьников с трудностями обучения

Обнизова Татьяна Юрьевна
В статье описываются результаты непрерывного изучения навыка письма у младших школьников с дисграфией. Впервые охарактеризованы различные типы динамики дисграфии, проанализированы возможные причины ухудшения в овладении письмом школьниками начальных классов в процессе обучения.
Скачать PDF

Инновационный психолого-педагогический подход к руководству подготовкой студентами учебных письменны

Грязева Е.Д., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С.
Рассматривается вопрос изменения методических подходов к руководству и требований к содержанию учебных студенческих письменных работ, исходя из реалий массовой информатизации и компьютеризации общества, в основу которых положен инновационный психолого-педагогический взгляд на место этого вида учебного труда студента в процессе его профессионального обучения.
Скачать PDF

Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный а

Литвинова Галина Владимировна
Представлены результаты исследования особенностей нарушений письменной речи у младших школьников с учетом гендерных особенностей. Дается обоснование нейропсихологического анализа ошибок в письменных работах мальчиков и девочек. Указывается на закономерные связи нарушений письма с дефектами других психических функций и незрелостью мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.
Скачать PDF

Проблема разделения понятий «Левшевства» и «Леворукости» при обучении письму младших школьников

Щербашина Инна Владимировна
Статья посвящена проблеме разграничения понятий, используемых при обучению письму учащихся с индивидуальными особенностями развития.
Скачать PDF

Некорректная или неподготовленная дискуссия письмо читателям и редактору журнала

Серкин Владимир Павлович
Скачать PDF

Экспериментальное исследование влияния задачи на продуктивность письма при сенсорной аграфии

Козинцева Е.Г.
В статье исследуются механизмы и закономерности изменения психологической структуры письменной речи при аграфии в условиях выполнения различных по содержанию письменных задач. Реорганизация психологического процесса письма рассматривается как активный процесс, имеющий приспособительное значение и реализующийся в решении конкретных задач, стоящих перед субъектом. Предлагается программа эмпирического исследования, сочетающая традиционный подход к диагностике аграфии и анализ изменения продуктивности письма под влиянием задач, имеющих культурно-историческое содержание. На основе подсчета общего количества ошибок в процессе выполнения письменных заданий дается характеристика продуктивности письма. Анализ экспериментальных данных проводится с учетом первичного дефекта при аграфии и психологического содержания отдельных задач.
Скачать PDF

Гендерные особенности речевого развития и сформиро-ванность навыков письма и чтения у детей 9-10 лет

Крещенко О.Ю., Хромова С.К.
Проведен сравнительный анализ речевого развития, навыков чтения и письма у детей 9-10 лет разного пола. Обнаружены особенности формирования этих сторон речи у мальчиков и девочек. К моменту окончания начальной школы грамотное оформление письменной речи, а также сформированность различных компонентов устной речи у мальчиков сформировано хуже, чем у девочек. Лучшая успеваемость девочек в этом возрасте объясняется большим количеством взаимосвязей между всеми исследуемыми компонентами речевого развития.The comparative analysis of speech development, reading and writing skills in 9-10-year-old children was held. Sex differences were found out. By the moment they finish primary school literacy of oral written speech and the development of different components of oral speech is less developed in boys than in girls. Better academic success that girls show at this age is explained by various interconnections among all the components of speech development.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет

Безруких М.М., Крещенко О.Ю.
Проведено комплексное исследование психофизиологической структуры и особенностей нарушений письма и чтения на начальном и завершающем этапах формирования навыка. Выявлена высокая значимость сформированности произвольной организации и контроля деятельности, организации внимания, сформированности зрительного восприятия в реализации письма на начальном этапе формирования навыка (в 6-7 лет). Совершенствование (формирование) познавательных функций в ходе возрастного развития (к 9-10 годам) существенно меняет психофизиологическую структуру процесса письма, не оказывая при этом значительного влияния на качество и количество нарушений этой деятельности.
Скачать PDF

Письмо другу, или мысли вслух

Фрумкин Анатолий Александрович
Статья написана в жанре личного письма, адресованного персонально Т.Ю. Базарову, и состоит из двух частей. В первой части представлена рецензия на статью Т.Ю. Базарова, А.К. Ерофеева, А.Г. Шмелева «Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания», выдержанная в полемическом стиле. В частности, речь идет о соотношении таких понятий, как «компетенция», «компетентность», «свойство», «качество», «профессионально–важное качество», «психологически–важное качество». Во второй части излагается авторский взгляд на процедуру оценки должностной компетенции, включая инструкции экспертам, примеры критериев оценки компетенций, а также математические формулы расчета должностной компетенции.
Скачать PDF

Специфические особенности мыслительных операций у младших школьников с нарушениями письма

Тараканова Алла Алексеевна
Исследование посвящено определению специфических особенностей мыслительных операций у младших школьников с дисграфией. В результате анализа экспериментальных данных выделено несколько групп детей с нарушениями письма с учетом структуры нарушения, уровня сформированности мыслительных операций, соотношения вербальных и невербальных показателей. Реализация выявленных в процессе исследования потенциальных возможностей развития познавательной деятельности учащихся данной категории позволяет расширить представления об индивидуальных особенностях мыслительной деятельности детей с нарушениями речи и существенно повысить эффективность коррекционно-логопеди-ческого воздействия, направленного на устранение специфических расстройств письма.
Скачать PDF