ПИКТОГРАММА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПИКТОГРАММА
Изображение или символ, используемый для представления объекта или понятия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПИКТОГРАММА
греч. piktus - нарисованный, gramma - запись, рисунок) См. Выготского-Лурия методика пиктограмм.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПИКТОГРАММА
графическая запись мыслей, выполненная в форме знаков, которые представляют собой простые или условные рисунки, частично напо минающие то, что они изображают. См. пиктография, письмо пиктографическое.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

пиктограмма

(от лат. pictus – рисование и греч. gramma – запись) – рисуночная, знаковая запись для опосредованного запоминания П. была предложена отечественным психологом А.Р.Лурия.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Пиктограмма
греч. piktus – писанный красками, рисованный; gramma – буква, написание, запись) – психологический тест, в котором индивиду предлагается представить ряд понятий в виде рисуночных образов (не используя при этом букв, слов и иных символов). Затем, спустя некоторое время, испытуемого просят, опираясь на свои рисунки, вспомнить, какие понятия ему предлагались в начале эксперимента. Тест направлен на исследование способности к опосредованному воспоминанию, а также степени координации абстрактного и образного мышления. Обратным пиктограмме является тест на толкование образных выражений (пословиц).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПИКТОГРАММА
рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредованного запоминания. Была предложена советским психологом А.Р. Лурией в 30-х-гг. и нашла широкое применение в психиатрии и психологии медицинской как диагностический прием. Общий вид пиктограммы - совокупность графических образов, которые испытуемый придумывает сам с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения некоих слов и выражений.
Как диагностический прием пиктограмма относится к разряду тестов проективных, ибо часто отражает скрытые мотивы, личные проблемы и опасения испытуемых. Предполагается, что процесс выбора и построения графических образов позволяет обнаружить не только расстройства памяти, но и нарушения понятийного мышления (-> мышление словесно-логическое).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПИКТОГРАММА
голографическо-рисуночное письмо, кот. используется в псих. как модус-средство при усваивании-изучении опосредствованного полипроцессами запоминания; термин П. был предложен выд. отеч. псих. Лурия и нашел свое отражение-применение в мед. психологии, психиатрии, а также, в нынешнюю эпоху, в психотерапии, как базально-диагностическая процедура; кардинальная матрица П. — это суммация голографических образов, голографическо-эйдетических моделей, кои сам субъект придумывает с целью их эффективно запомнить, а затем, впоследствии, репродуцировать-воспроизвести в основном в форме слов-суждений-выражений-обобщений-резюме; модусы П. можно отнести также к субкластеру проективно-специфических тестов, поскольку они эксплицируют-интерпретируют латентные мотивы, латентную мотивационно-эмотивную сферу субъекта, его эго-онтологические проблемы, страхи, фобии, тревоги, опасения, негативные переживания; многие ученые считают, что тектонизация-построение голографических образов, графо-рисунков, графо-эскизов будет эффективно способствовать детектороизации аберраций-нарушений памяти, мнемонических актов, в корреляте с дефектами дискурслогического-верификационного мышления.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПИКТОГРАММА
от лат. pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — рисуночное письмо, используемое в системах визуальной ориентации общего и специального назначения. Использование П. дает возможность решать проблему «языкового барьера», повышает выразительность, целевую направленность, визуальную компрессию информации, ускоряет процесс ее восприятия. Вступая в контакт с П. как носителем информации, человек сталкивается с двумя ее проявлениями. С одной стороны, это графическая, физическая реальность, которую можно увидеть, соотнести, измерить и т. д., с другой стороны, П. репрезентирует некую физическую реальность, которую можно построить в своем воображении, т. е. воссоздать ее переносный смысл. Эффективность П. определяется скоростью и точностью ее понимания, она зависит от того, насколько образ соответствует репрезентируемому понятию, и от графических особенностей П. Структуру П. характеризуют следующие факторы: определенность предметного содержания графических элементов и количество элементов в П. Определенность предметного содержания зависит от графической выразительности, композиционных особенностей, степени абстрактности и условности формы. С учетом этих признаков выделяются три группы П.: 1) одноэлементная однозначная; 2) многоэлементная с достаточной степенью определенности каждого элемента; 3) одноэлементные конвенциональные знаки и многоэлементные знаки, отличающиеся высокой степенью неопределенности предметного содержания. Экспериментально установлено, что опознание одноэлементных, однозначных П. требует наименьших временных затрат. Увеличение количества элементов в П. приводит к возрастанию времени опознания. В еще большей степени влияет фактор неопределенности предметного содержания. Однако в первом случае время опознания П. увеличивается за счет возрастания количества макродвижений глаз и их амплитуды, а во,втором случае — за счет увеличения длительности зрительных фиксаций (см. Движения глаз). Для изучения эффективности восприятия П. используют анализ глазодвигательной активности с использованием методики электроокулографии. В инженерной психологии П. используют для формирования средств визуальной коммуникации (ориентации) в городской среде, на транспорте, путях сообщения, в системах связи и т. п.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Пиктограмма
лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу) — методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования П. была предложена в начале 30-х гг. Обычно испытуемому для запоминания прелагается определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, т. е. Пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (напр., "веселый праздник", "теплый ветер", "обман", "справедливость" и т. д.). Особенностью инструкции испытуемому является его ориентация на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использования любых буквенных обозначений. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется. Если при использовании варианта П. по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30-ю изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Т. о. характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают П. к проективным методикам. Другой особенностью, раширяющей интерпретативную направленность методики П. является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнестические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является процессом творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесс обобщения. (Не случайно первые исследования с применением П. (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение П. сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступны при интеллектуальной недостаточности). В нашей стране методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагалось запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, установив связь между словом и предъявляемым изображением. Вариант П., предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант П. нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л. В. Бондарева, 1969; Л. В. Петренко, 1976). В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы П., учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает П. к современным психодиагностическим методикам. Одной из наиболее полных схем анализа данных П. является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся ассоциации по созвучию, выхолощенность символики, недифференцированные изображения, "шоковые" реакции, употребление буквенных обозначений, стереотипии, высказывания испытуемых и т. д. Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т. д. На основании выделенных контингентов больных и здоровых лиц. Нормы носят как статистический, так и описательный характер. Валидность конструктная стандартизированной формы П. анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности, "Дом-дерево-человек" тестом, Бентона визуальной ретенции тестом, вербальными методиками исследования мышлений. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых. П. относится к числу наиболее широко употребимых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
101.79 кб

Пиктограмма как метод исследования мышления осужденных

Диденко А. В., Писарев О. М.
Проведен анализ графических образов, полученных в ходе обследования 15 осужденных мужчин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, с помощью методики «Пиктограмма».
Читать PDF
2.30 мб

Метод наблюдения при выполнении методики «Пиктограмма» больными дебютом шизофрении

Беребин Михаил Алексеевич, Майорова Татьяна Анатольевна, Рязанова Анна Юрьевна
Описаны материалы теоретического и эмпирического исследования методом наблюдения особенностей поведения больных шизофрений при выполнении ими методики «Пиктограмма».
Читать PDF
139.05 кб

Возможности применения метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студентов

Ваткова О.А.
Обсуждается возможность использования метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студента педагогического вуза. Приводится теоретическое обоснование применения данного метода.
Читать PDF
96.50 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ПИКТОГРАММ

Арестова Ольга Николаевна
В статье приводятся результаты проведенного эмпирического исследования, посвященного вопросам культурного своеобразия высших форм памяти опосредствованного произвольного запоминания вербального материала.
Читать PDF
390.16 кб

Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с

Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник
Читать PDF
903.87 кб

Логопедический подход к использованию пиктограмм при формировании у детей среднего дошкольного возра

Самусева Анастасия Сергеевна
В статье представлен логопедический подход к использованию пиктограмм при формировании у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предметного и глагольного словаря.
Читать PDF
590.23 кб

Пиктограммная реализация балльно-рейтинговой системы как компонента психолого-педагогического сопров

Фаткуллин Николай Юрьевич
Предложена оригинальная реализация балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся в виде системы пиктограмм человеческого лица «лиц Чернова».

Похожие термины:

  • Пиктограмма (Нарисуй слово)

    методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула. Мат
  • ВЫГОТСКОГО-ЛУРИЯ МЕТОДИКА ПИКТОГРАММ

    лат. pictus - писаный красками, рисованный; греч.grapho - пишу, черчу, рисую) - экспериментально-психологическая методика изучения опосредствованного запоминания слов с помощью изображающих соответствую