учение Пифагора, согласно которому количественные отношения являются, во-первых, сущностью всех вещей, а во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную. Пифагор приписывает некоторым числам особое значение. Так, «единица» для него - деятельное начало и форма всех вещей, «двоица» – некая пассивная категория, но вместе с разным количеством единиц она дает другие важные числа (например, девять небесных сфер); «троица» – реальность и завершение единицы (например, небесная троица). Идеи пифагореизма в Новое время получили развитие в учении Каббалы. В символике Пифагора сущность явления (точнее, то, что таковой считается) вполне отождествляется с количественным ее представлением. Более того, последнее рассматривается как доминирующее, определяющее начало вещей. То же фактически делают пациенты с символическим мышлением, когда они обнаруживают приверженность магии чисел, и эта аналогия не является, повидимому, случайной. Впрочем, у Пифагора всегда было немало единомышлеников в том, что касается магии чисел, и среди здоровых людей. Ему приписывают, кроме того, авторство в изобретении учения о переселении души (метемпсихоза), он сам считал свое перерождение в качестве философа и математика пятым по счету и будто бы мог вспомнить, кем он был в своих прошлых жизнях.
736.68 кб
Пифагореизм, платонизм, математика и логика
В статье обосновывается положение о необходимости для понимания характера законов логики и математики признания наличия мира платоновских идей.