ПЕТРОВСКИЙ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОЗИТ

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович

Найдено 1 определение:

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович

(р. 1950) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии — науки личности и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. Активность субъекта в условиях риска. Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с, 1975—1979). С 1979 по 1980 г. — ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания ( 1984—1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК Школа, где руководил разработкой Концепции дошкольного воспитания, которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личност-но-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ори-ентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с природой , культурой, другими людьми, самим собой. С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией Личностно-ориентиро-ванной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией Персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых (Воспитателю о личностном общении, М.,1992, в соавт.; Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, М., 1993, в соавт.; Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада, М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализа-ции творчески одаренных индивидуумов) (Одаренные дети: экология творчества, Челябинск-Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности (Психология неадаптивной активности, М.,1992; Личность: феномен субъектности, Ростов-на-Дону, 1993). В 1994 г. он защищает докт. дис: Феномен субъектности в психологии личности, основные положения которой были представлены в учебном пособии Личность в психологии: парадигма субъектности (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное Я; 2) надситуатив-ной активности, трактующей надиндивиду-альное Я; персонализации, трактующей отраженное Я; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное Я. В данной теории впервые выделен и критически проанализирован постулат сообразности (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также — идея неустранимости противоречия в системе Я в себе и для себя и Я в другом и для другого как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия активная неадаптивность, бескорыстный риск, избыточные возможности как источник активности, самотрансценден-ция, отраженная субъектность (инобытие индивида как личности), Я как причина себя, кольцо самоподражания, действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование), Мое Я и Мое Ты и др.; предложена трансакт-ная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи инобытия индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология само-трансценденции очерчена на основе предложенных П. методов виртуальной , отраженной и возвращенной субъектности, представленных многочисленными экспериментальными методиками (Экспериментальные методы исследования личности в коллективе/под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. — теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии — логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Теоретическая психология, М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии — науки личности, объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология — это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности (К построению алгебры когито, 1998; Трансактная модель рефлексивного выбора, 2001; Импульсная модель экзистенциального выбора, 2002). П. также автор монографий: Личностно-раз-вивающее взаимодействие, всоавт., Ростов-на-Дону, 1993; Воспитатели и дети: источники роста (отв. ред. и автор), М., 1994; Психология воспитания (отв. ред. и автор), М., 1994 и др. Л.А. Карпенко

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено научных статей по теме — 6

Петровская лариса Андреевна (13. 11. 1937 - 19. 03. 2006)

Скачать PDF

Юбилей В.А. Петровского

Скачать PDF

Артур Владимирович Петровский: ипостаси авторства*

Петровский Вадим
Скачать PDF

Влияние инновационных идей А. В. Петровского о личности на трансформацию образовательных парадигм

Котова Изабелла
Глубина идей позволила А. В. Петровскому создать научную школу, каждый из членов которой получил возможность расти и развиваться в его конструктивной ауре. Проект автора этой статьи, заданный Учителем и другом, обязывает наращивать творчество, развивать и внедрять его идеи в реалии современного российского образования.Deepness of his ideas, organizational talent, and human qualities enabled him to create scientific school each member of which had an opportunity of development and maturing in his kind-hearted and constructive aura. In the minds of Arthur Vladimirovich Petrovsky collaborators and pupils he is alive. Personal Project that was set by the Teacher and friend oblige the author of this article to intensify creativity, develop and introduce his ideas in realities modern Russian education.
Скачать PDF

Научная психологическая школа А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом унив

Кондратьев Михаил, Кондратьева Анна
В статье представлены анализ основных идей школы А. В. Петровского: рассматриваются основные положения теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и «дочерние» по отношению к ней концепция персонализации, социальнопсихологические модели вхождения личности в референтное сообщество, восхождения личности к социальной зрелости и модель «значимого другого». Продемонстрированы важнейшие направления развития научной психологической школы А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университетеThe analyses of the main ideas of A. V. Petrovskys scientific school are given in the article. Among them are: main propositions of the theory of activity-mediated interpersonal relations in groups and affiliated conception of personalization, the model of persons adaptation to referent community, the model of persons social maturing and the model of significant other as well. Main directions of A. V. Petrovskys scientific psychological school in Moscow City Psychological and Pedagogical University development are presented.
Скачать PDF

Интервью с Артуром Владимировичем петровским

Мухина Валерия
Скачать PDF