ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна это что такое ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна: определение — Психология.НЭС
ПЕТРОВА Елена Алексеевна ПЕТРОВСКИЙ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна

Найдено 2 определения термина ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна

(p. 1937) — российский психолог, специалист в области социальной психологии. Д-р психологических наук (1986); прочеловеческого характера и искоренении других, то есть в воспитании народной психики. Первое действие он называл мотивационным или импульсивным действием права, а второе его педагогическим действием. Истинными мотивами, двигателями социального поведения П. считал эмоции и потому ставил в упрек современной ему психологии недостаточное изучение эмоций и мотивов. Считал создание научной теории мотивации поведения необходимым условием для научного построения не только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с человеческим индивидуальным и массовым поведением, с социальными явлениями, их историей и т.п. П. высказывал гипотезу, что все внутренние переживания, которые имеют двойной пассивно-активный характер (напр., переживания голода и жажды), следует объединить в один класс, противопоставляя их известным ранее односторонне-пассивным (познание и чувства) или односторонне-активным (воля) психическим явлениям. Этот новый класс он предлагает назвать эмоциями. От эмоций нравственных, или чисто императивных (мы чувствуем обязанность быть совершенным, добродетельным и т.д.) П. отличал эмоции правовые, или императивно-атрибутивные (мы чувствуем обязанность, долг по отношению к другому лицу). Проекцией последних и являются правовые нормы, которые в истории человечества получали разные названия: божественный закон, совесть, народный дух, общая воля, инстинкт рода, правопорядок. Атрибутивный характер сообщает второму виду эмоций особую силу, так что эта мотивация сильнее и надежнее, нежели чисто моральная. П. считал, что переход от моральных, необязательных, к правовым обязательным эмоциям является шагом вперед по пути социального прогресса, когда-то социально-разумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось лишь более выдающимися в этическом плане людьми, превращается в общее социальное явление. Показывая подъем или упадок правового сознания народа в тот или иной исторический момент, П. доказывал, что колебания уровня правового сознания, его высокий или низкий уровень у какого-либо народа отражает влияние культуры и социального окружения. Он подчеркивал, что отсутствие развитого правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэтому необходимо как можно раньше развивать как личностное самосознание детей, так и правовые атрибутивные эмоции. Такой подход дал ему возможность прийти к важному положению своей теории — обоснованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации человека, в процессе усвоения им нравственных и правовых норм. Автор трудов: Очерки философии и права, вып. 1,1900; О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях, 1904; Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии , 1908; Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1-2, 1909—1910; О ideale spoiecznym i odrodzeniu prawa naturalnego, 1925). Т.Д. Марцинковская, И.Е. Сиротки на

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна

1937-2006) - российский психолог, социолог и философ, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., активных методов обучения. Докт. психол. наук (1986), проф. (1990). Засл. проф. МГУ (2000). Чл.-кор. РАО (1995). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за пед. работу (2006). В 1960 закончила филос. ф-т МГУ. Работала преподавателем философии в Новосибирской консерватории и в Киевском политехническом инте. Училась в аспирантуре филос. ф-та МГУ, где под рук. Г. М. Андреевой защитила канд. дис. по проблематике межд. конфликта (1968). После окончания аспирантуры работала на каф. методики конкретных социальных исследований филос. ф-та МГУ. С момента основания каф. социальной психологии ф-та психологии МГУ (1972) работала там до конца своей жизни. В 1985 г. защитила докт. дис.: «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». К обл. ее науч. интересов относилась психологии межличностного О. (повседневного, педагогического, семейного), к-рая рассматривалась с гуманистических позиций как О.-диалог. Исследовались механизмы личностного саморазвития, преодоления одиночества, развития компетентности в О. Особое место в поле этих исследований занимала проблема обратной связи в межличностном О. Л. А. Петровская была родоначальницей традиции изучения межличностной обратной связи в отеч. социальной психологии. Науч. интересы Петровской также были связаны с разработкой социально-психол. тренингов как методов развития компетентного О. и коррекции психол. трудностей. Она была инициатором развития этой обл. отеч. психологии как отдельного направления совр. практической психологии (с сер. 1970-х). Стояла у истоков создания теории и практики социально-психол. тренингов, была одним из ведущих спец. в обл. интерактивных методов обучения, групповой дискуссии, создателем программ перцептивно-ориентированного социально-психол. тренинга. Авт. первой книги о тренинге в нашей стране, а также ряда принципиальных работ, посвященных анализу теорет. ориентаций социальной психологии (бихевиоральной, психоаналитической, гуманистической), анализу конфликта во взаимодействии, обратной связи в межличностном О., групповой дискуссии как метода воздействия в практической социальной психологии. Как психолог-консультант развивала идеи самокоррекции и самопомощи. В своей препод. работе реализовывала принцип «оборачивания на себя» социально-психол. знаний, рассматриваемый как условие их присвоения и единственный путь их настоящего осмысления. Результатом ее активной научно-педагогической деятельности была работа с аспирантами (подготовила 36 канд. психол. наук), а также участие в выпуске серии книг и учебных пособий, в к-рых была соавтором: Современная социальная психология на Западе (теоретические направления), 1978; Межличностное восприятие в группе, 1981; Общение и деятельность, 1984; Диагностика и развитие компетентности в общении, 1990 ; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001; Социальная психология в современном мире, 2002; и др.; соредактором (Современная зарубежная социальная психология: тексты, 1984; Введение в практическую социальную психологию, 1994, 1999; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001). Осн. труды: Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, 1982; Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг, 1989; Общение-Компетентность-Тренинг: Избр. тр., 2007. О. В. Соловьева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна — 0

Найдено научных статей по теме — 7

Петровская лариса Андреевна (13. 11. 1937 - 19. 03. 2006)

Скачать PDF

Шеховцова Лариса Филипповна

Скачать PDF

Юбилей В.А. Петровского

Скачать PDF

Артур Владимирович Петровский: ипостаси авторства*

Петровский Вадим
Скачать PDF

Влияние инновационных идей А. В. Петровского о личности на трансформацию образовательных парадигм

Котова Изабелла
Глубина идей позволила А. В. Петровскому создать научную школу, каждый из членов которой получил возможность расти и развиваться в его конструктивной ауре. Проект автора этой статьи, заданный Учителем и другом, обязывает наращивать творчество, развивать и внедрять его идеи в реалии современного российского образования.Deepness of his ideas, organizational talent, and human qualities enabled him to create scientific school each member of which had an opportunity of development and maturing in his kind-hearted and constructive aura. In the minds of Arthur Vladimirovich Petrovsky collaborators and pupils he is alive. Personal Project that was set by the Teacher and friend oblige the author of this article to intensify creativity, develop and introduce his ideas in realities modern Russian education.
Скачать PDF

Научная психологическая школа А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом унив

Кондратьев Михаил, Кондратьева Анна
В статье представлены анализ основных идей школы А. В. Петровского: рассматриваются основные положения теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и «дочерние» по отношению к ней концепция персонализации, социальнопсихологические модели вхождения личности в референтное сообщество, восхождения личности к социальной зрелости и модель «значимого другого». Продемонстрированы важнейшие направления развития научной психологической школы А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университетеThe analyses of the main ideas of A. V. Petrovskys scientific school are given in the article. Among them are: main propositions of the theory of activity-mediated interpersonal relations in groups and affiliated conception of personalization, the model of persons adaptation to referent community, the model of persons social maturing and the model of significant other as well. Main directions of A. V. Petrovskys scientific psychological school in Moscow City Psychological and Pedagogical University development are presented.
Скачать PDF

Интервью с Артуром Владимировичем петровским

Мухина Валерия
Скачать PDF