ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕТРОВСКАЯ ЛАРИСА АНДРЕЕВНА
(р. 1937)-психолог, специалист в области социальной психологии. Основные темы научных исследований: психология межличностного общения, коммуникативная компетентность и методы ее развития, научные основы социально-психологического тренинга.
Соч.:Современная социальная психология на Западе (в соавт.). М., 1978; Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982; Компетентность в общении. М., 1989; Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1990; Диагностика и развитие компетентности в общении (в соавт.). Киров, 1991; Введение в практическую социальную психологию (в соавт.). М., 1994; Зарубежная социальная психология ХХ столетия (в соавт.). М., 2001.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна

(p. 1937) — российский психолог, специалист в области социальной психологии. Д-р психологических наук (1986); прочеловеческого характера и искоренении других, то есть в воспитании народной психики. Первое действие он называл мотивационным или импульсивным действием права, а второе его педагогическим действием. Истинными мотивами, двигателями социального поведения П. считал эмоции и потому ставил в упрек современной ему психологии недостаточное изучение эмоций и мотивов. Считал создание научной теории мотивации поведения необходимым условием для научного построения не только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с человеческим индивидуальным и массовым поведением, с социальными явлениями, их историей и т.п. П. высказывал гипотезу, что все внутренние переживания, которые имеют двойной пассивно-активный характер (напр., переживания голода и жажды), следует объединить в один класс, противопоставляя их известным ранее односторонне-пассивным (познание и чувства) или односторонне-активным (воля) психическим явлениям. Этот новый класс он предлагает назвать эмоциями. От эмоций нравственных, или чисто императивных (мы чувствуем обязанность быть совершенным, добродетельным и т.д.) П. отличал эмоции правовые, или императивно-атрибутивные (мы чувствуем обязанность, долг по отношению к другому лицу). Проекцией последних и являются правовые нормы, которые в истории человечества получали разные названия: божественный закон, совесть, народный дух, общая воля, инстинкт рода, правопорядок. Атрибутивный характер сообщает второму виду эмоций особую силу, так что эта мотивация сильнее и надежнее, нежели чисто моральная. П. считал, что переход от моральных, необязательных, к правовым обязательным эмоциям является шагом вперед по пути социального прогресса, когда-то социально-разумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось лишь более выдающимися в этическом плане людьми, превращается в общее социальное явление. Показывая подъем или упадок правового сознания народа в тот или иной исторический момент, П. доказывал, что колебания уровня правового сознания, его высокий или низкий уровень у какого-либо народа отражает влияние культуры и социального окружения. Он подчеркивал, что отсутствие развитого правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэтому необходимо как можно раньше развивать как личностное самосознание детей, так и правовые атрибутивные эмоции. Такой подход дал ему возможность прийти к важному положению своей теории — обоснованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации человека, в процессе усвоения им нравственных и правовых норм. Автор трудов: Очерки философии и права, вып. 1,1900; О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях, 1904; Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии , 1908; Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1-2, 1909—1910; О ideale spoiecznym i odrodzeniu prawa naturalnego, 1925). Т.Д. Марцинковская, И.Е. Сиротки на

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна
1937-2006) - российский психолог, социолог и философ, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., активных методов обучения. Докт. психол. наук (1986), проф. (1990). Засл. проф. МГУ (2000). Чл.-кор. РАО (1995). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за пед. работу (2006). В 1960 закончила филос. ф-т МГУ. Работала преподавателем философии в Новосибирской консерватории и в Киевском политехническом инте. Училась в аспирантуре филос. ф-та МГУ, где под рук. Г. М. Андреевой защитила канд. дис. по проблематике межд. конфликта (1968). После окончания аспирантуры работала на каф. методики конкретных социальных исследований филос. ф-та МГУ. С момента основания каф. социальной психологии ф-та психологии МГУ (1972) работала там до конца своей жизни. В 1985 г. защитила докт. дис.: «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». К обл. ее науч. интересов относилась психологии межличностного О. (повседневного, педагогического, семейного), к-рая рассматривалась с гуманистических позиций как О.-диалог. Исследовались механизмы личностного саморазвития, преодоления одиночества, развития компетентности в О. Особое место в поле этих исследований занимала проблема обратной связи в межличностном О. Л. А. Петровская была родоначальницей традиции изучения межличностной обратной связи в отеч. социальной психологии. Науч. интересы Петровской также были связаны с разработкой социально-психол. тренингов как методов развития компетентного О. и коррекции психол. трудностей. Она была инициатором развития этой обл. отеч. психологии как отдельного направления совр. практической психологии (с сер. 1970-х). Стояла у истоков создания теории и практики социально-психол. тренингов, была одним из ведущих спец. в обл. интерактивных методов обучения, групповой дискуссии, создателем программ перцептивно-ориентированного социально-психол. тренинга. Авт. первой книги о тренинге в нашей стране, а также ряда принципиальных работ, посвященных анализу теорет. ориентаций социальной психологии (бихевиоральной, психоаналитической, гуманистической), анализу конфликта во взаимодействии, обратной связи в межличностном О., групповой дискуссии как метода воздействия в практической социальной психологии. Как психолог-консультант развивала идеи самокоррекции и самопомощи. В своей препод. работе реализовывала принцип «оборачивания на себя» социально-психол. знаний, рассматриваемый как условие их присвоения и единственный путь их настоящего осмысления. Результатом ее активной научно-педагогической деятельности была работа с аспирантами (подготовила 36 канд. психол. наук), а также участие в выпуске серии книг и учебных пособий, в к-рых была соавтором: Современная социальная психология на Западе (теоретические направления), 1978; Межличностное восприятие в группе, 1981; Общение и деятельность, 1984; Диагностика и развитие компетентности в общении, 1990 ; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001; Социальная психология в современном мире, 2002; и др.; соредактором (Современная зарубежная социальная психология: тексты, 1984; Введение в практическую социальную психологию, 1994, 1999; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001). Осн. труды: Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, 1982; Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг, 1989; Общение-Компетентность-Тренинг: Избр. тр., 2007. О. В. Соловьева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011